Письмо Минфина России от 28 февраля 2025 г. N 03-03-05/19518 О рассмотрении предложений, касающихся стимулирования инвестиционной активности сельскохозяйственных предприятий посредством налоговых мер

Письмо Минфина
28.02.2025

Письмо Минфина России от 28 февраля 2025 г. N 03-03-05/19518

Минфин России рассмотрел обращение (далее - обращение), содержащее предложения, касающиеся стимулирования инвестиционной активности сельскохозяйственных предприятий посредством налоговых мер, и сообщает следующее.

В целях соответствующего стимулирования в обращении предлагается установить повышенную ставку налога на прибыль организаций на доходы в виде процентов от размещения денежных средств на депозитных счетах в банке.

В этой связи сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации.

При этом вопрос использования свободных средств налогоплательщиком не является предметом регулирования законодательства о налогах и сборах.

Вместе с тем согласно статье 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.

Доходы в целях главы 25 классифицируются как доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 Кодекса) и внереализационные доходы (статья 250 Кодекса) (пункт 1 статьи 248 Кодекса).

Пунктом 6 статьи 250 Кодекса определено, что доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, относятся к внереализационным доходам.

Указанные доходы организации в виде процентов от размещения денежных средств на депозитных счетах в банке учитываются в целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов и подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке по ставке, установленной положениями пункта 1 статьи 284 Кодекса, размер которой в соответствии с Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" повышен с 20 до 25 процентов, начиная с 01.01.2025.

Необходимо также отметить, что рассматриваемое предложение, учитывая возможность организации различными способами инвестировать свободные средства с целью получения дохода, не побудит налогоплательщика в обязательном порядке направить средства на капитальные вложения.

В связи с изложенным предложение не поддерживается.

Также в обращении предлагается ввести широкий спектр мер и льгот, обязательных к применению для сельскохозяйственных предприятий, в том числе инвестиционный вычет по налогу на прибыль (федеральная и региональная часть) в размерах осуществленных ими инвестиций.

В этой связи необходимо отметить, что на основании пункта 1.3 статьи 284 Кодекса для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

При этом действующая преференция направлена, в том числе на стимулирование организаций к осуществлению инвестиций.

Вместе с тем в соответствии со статьей 286.1 Кодекса, законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться право на применение инвестиционного налогового вычета, согласно которому налогоплательщик вправе уменьшить исчисленную сумму налога на прибыль организаций, подлежащую зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств. При этом субъекты Российской Федерации вправе определять категорию налогоплательщиков, категорию объектов основных средств, которые могут применять инвестиционный налоговый вычет. Данный преференциальный механизм может быть предоставлен организациям, осуществляющим инвестиции в различных отраслях промышленности, в том числе сельскохозяйственным предприятиям.

Таким образом, глава 25 Кодекса содержит достаточное количество оснований, которые позволяют сельскохозяйственным предприятиям, осуществляющим инвестиции в капитальные вложения, уменьшать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль организаций.

Учитывая изложенное, предложение избыточно.

Что касается применения федерального инвестиционного налогового вычета, то в соответствии с пунктом 3 статьи 286.2 Кодекса категории налогоплательщиков, которые могут применять федеральный инвестиционный налоговый вычет, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2024 N 1638 "О параметрах применения федерального инвестиционного налогового вычета", ответственным за разработку которого является Минэкономразвития России.

   А.В. Сазанов