Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 марта 2025 г. N 03-07-07/24851
Вопрос: Я индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги общественного питания (ресторан), применяю УСН. Доход за 2024 больше 60 млн руб. С 2025 стал плательщиком НДС.
В 2025 году я планирую исчислять и уплачивать НДС по ставке 5%.
С 2026 года собираюсь воспользоваться освобождением от НДС, предусмотренным пп. 38 п. 3 ст. 149 НК.
Согласно разъяснениям Минфина организации и ИП, применяющие с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения и не имеющие оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, либо начавшие исполнять обязанности налогоплательщика НДС после утраты освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, вправе в отношении оказываемых услуг общественного питания применять освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в случае соблюдения условий, предусмотренных данным подпунктом.
Могу ли я с 2026 года получить освобождение от НДС, если согласно п. 9 статьи 169 НК налогоплательщик обязан применять налоговую ставку по НДС в размере 5 процентов в течение не менее 12 последовательных налоговых периодов начиная с первого налогового периода, за который представлена налоговая декларация по НДС, в которой отражены операции, подлежащие налогообложению НДС по этой налоговой ставке?
Ответ: В связи с обращениями Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Минфин России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса.
По вопросу применения индивидуальным предпринимателем, не имеющим с 1 января 2025 г. оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость, предусмотренного пунктом 1 статьи 145 Кодекса для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, положений подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса отмечаем следующее.
Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются услуги общественного питания, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуги общественного питания, оказываемые вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении условий, установленных данным подпунктом.
В связи с этим с 1 января 2025 г. вышеуказанный индивидуальный предприниматель вправе при оказании услуг общественного питания применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при соблюдении условий, установленных подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Также обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 5 статьи 149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование. Такие отказ или приостановление возможны только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |