Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 февраля 2025 г. N 03-07-05/19349 О применении банками НДС при реализации физическим лицам золота и серебра в слитках

Письмо Минфина
28.02.2025

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 февраля 2025 г. N 03-07-05/19349

Вопрос: При продаже слитков физического серебра банк взимает с физического лица 20% НДС, руководствуясь ст. 164 п. 1, пп. 6.2, в котором указано:

6.2) драгоценных металлов в слитках (за исключением серебра в слитках) физическим лицам налогоплательщиками, осуществляющими их добычу. Положения настоящего подпункта применяются в отношении драгоценных металлов, аффинаж которых осуществлен на территории Российской Федерации и которые реализуются физическим лицам в счет выкупа цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, в случае, если решением о выпуске указанных цифровых прав определены срок их выкупа и место отгрузки товаров, указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации;

На основании вышеизложенного прошу Министерство Финансов РФ пояснить, как должны применяться и применяются в настоящее время банком положения пп. 6.2 п. 1 ст. 164 НК РФ к физическим лицам, покупающим физические слитки серебра и золота за наличный расчет.

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и по вопросу о применении банками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации физическим лицам золота и серебра в слитках сообщает.

Порядок применения освобождения от НДС при осуществлении банками операций по реализации драгоценных металлов в слитках физическим лицам регулируется положениями подпункта 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, до 1 марта 2022 г. осуществляемые банками операции по реализации драгоценных металлов в слитках физическим лицам освобождались от налогообложения НДС при условии, что эти слитки оставались в хранилищах банков. Если слитки драгоценных металлов, реализованные банками физическим лицам, изымались из хранилища банков, такая реализация слитков драгоценных металлов облагалась НДС (подпункт 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса в редакции, действующей до 1 марта 2022 г.).

Федеральным законом от 9 марта 2022 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса были внесены изменения, согласно которым с 1 марта 2022 г. операции по реализации банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам независимо от помещения этих слитков в хранилища банков освобождаются от налогообложения НДС.

При этом пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 23 марта 2024 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)# внесены изменения, на основании которых с 1 июля 2024 г. освобождение от НДС при реализации серебра в слитках банками физическим лицам не применяется.

Таким образом, в настоящее время осуществляемые банками операции по реализации золота в слитках физическим лицам освобождаются от налогообложения НДС независимо от помещения этих слитков в хранилища банков, а операции по реализации серебра в слитках физическим лицам облагаются НДС как в случае изъятия реализованного серебра в слитках из хранилищ банков, так и в случае, если слитки серебра остаются в хранилищах банков.

Что касается упоминаемого в обращении подпункта 6.2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, согласно которому налогообложение НДС при реализации драгоценных металлов в слитках (за исключением серебра в слитках) физическим лицам налогоплательщиками, осуществляющими их добычу, производится по налоговой ставке НДС в размере 0 процентов, то нормы данного подпункта банками не применяются.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина