Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 февраля 2025 г. N 03-07-11/19624 О применении с 1 января 2025 г. НДС и заполнении счетов-фактур

Письмо Минфина
28.02.2025

Вопрос: 1. Индивидуальный предприниматель в декабре 2024 года в ходе проведения торгов выиграл право на заключение контракта с Администрацией города на выполнение работ по текущему ремонту фойе.

В 2024 году ИП не являлся плательщиком НДС, так как находился на упрощенной системе. ИП с 1 января 2025 года в соответствии с Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ является плательщиком НДС 5%.

10 января 2025 года контракт на выполнение работ по текущему ремонту фойе был подписан.

Цена Контракта составлена с учетом налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 20 процентов, а в случае если Контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиками налога на добавленную стоимость, цена Контракта налогом на добавленную стоимость не облагается.

Цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

На основании вышеизложенного прошу дать письменное разъяснение, имеет ли право Администрация города требовать от ИП выставления счетов и счетов-фактур с учетом НДС 20% или выставления счетов и счетов-фактур с учетом 5%, но при этом уменьшить цену контракта на 15%.

2. В связи с изменениями в налоговом законодательстве, вступающими в силу с 01.01.2025 на основании Федерального закона от 12.07.2024 N 176-ФЗ, возникла необходимость получить разъяснения по следующей ситуации.

Наша организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН), победила в декабре 2024 года в закупке и заключила контракт, в котором предусмотрена цена с учетом выделенного НДС по ставке 20%. Однако с 01.01.2025 в соответствии с новыми правилами налогоплательщики на УСН становятся плательщиками НДС и могут применять ставку 5%. В связи с этим заказчик намерен в одностороннем порядке внести изменения в контракт, уменьшив его цену на разницу в ставках НДС.

Учитывая положения Закона N 44-ФЗ, а также разъяснения, приведенные в письмах Минфина России (например, письмо от 10.06.2024 N 24-08-08/53524), изменение существенных условий контракта не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Таким образом, корректировка цены контракта в одностороннем порядке в связи с изменением ставки НДС для поставщика на УСН не представляется возможной.

Просим разъяснить: имеет ли право заказчик в одностороннем порядке уменьшить стоимость контракта на разницу между ранее выделенным НДС (20%) и новой ставкой (5%) в случае, если поставщик применяет УСН?

Ответ: В связи с обращениями по вопросам применения с 1 января 2025 года налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и заполнения счетов-фактур в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленных в обращении вопросов предполагает проведение анализа государственного контракта, заключенного с государственным заказчиком.

В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В связи с этим, а также учитывая, что положениями Кодекса не регулируются вопросы, касающиеся порядка определения цены государственного контракта, дать ответ по существу вопросов, изложенных в обращении, не представляется возможным.

Одновременно отмечаем, что согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

При исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.

Следует отметить, что участник закупки формирует предложение о цене контракта с учетом всех накладных расходов, а также налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, следует учитывать, что риски, связанные с исполнением контракта, относятся к коммерческим рискам поставщика (подрядчика, исполнителя), которые предусматриваются в цене заявки на участие в закупке.

Таким образом, контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт.

С 1 января 2025 года вступили в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс), согласно которым организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), признаются налогоплательщиками НДС.

В то же время указанным организациям предоставляется освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

В случае, если организация, применяющая УСН, не имеет оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года такой организацией, будут облагаться НДС в общеустановленном порядке.

В связи с этим указанной организацией при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, могут применяться налоговые ставки в размере 0, 10 или 20 процентов, указанные в пунктах 1-3 статьи 164 Кодекса, если этой организацией решение о применении норм пункта 8 статьи 164 Кодекса не принято. При этом организация вправе перейти на исчисление и уплату НДС по налоговым ставкам в размере 5 или 7 процентов, указанным в пункте 8 статьи 164 Кодекса, а также 0 процентов (в отношении операций, указанных в подпунктах 1-1.2, 2.1-3.1, 7 и 11 пункта 1 статьи 164 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

Учитывая изложенное, налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 года организацией, применяющей УСН и не имеющей оснований для освобождения от НДС, предусмотренных статьей 145 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

Что касается счетов-фактур, то рекомендуем при решении вопроса о порядке заполнения счетов-фактур руководствоваться положениями статьи 169 Кодекса и постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость".

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина