Министерство финансов Российской Федерации провело мониторинг реализации положений бюджетного законодательства в части введения нового механизма межбюджетного регулирования по финансовому обеспечению развития городских агломераций в 2023-2024 гг. и по результатам мониторинга сообщает следующее.
Развитие городских агломераций - актуальное направление государственной политики Российской Федерации. Высокая значимость роли городских агломераций в качестве территорий опережающего развития и точек экономического роста подчеркивается в стратегических документах федерального уровня, таких как Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года.
В бюджетном законодательстве Российской Федерации с 2023 года предусмотрены меры, направленные на создание финансовых стимулов для развития межмуниципального сотрудничества в целях развития совместной инфраструктуры в городских агломерациях.
Так, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2022 N 562-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) были внесены следующие изменения:
- включение заключения соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры в перечень расходных обязательств муниципальных образований (статья 86 БК РФ);
- установление возможности использования горизонтальных (межмуниципальных) субсидий в целях финансового обеспечения инфраструктурных проектов в рамках указанных соглашений (статья 142.3 БК РФ);
- наделение регионов правом устанавливать дифференцированные нормативы отчислений от отдельных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которых является городской округ (статья 58 БК РФ).
В постановлении Правительства Российской Федерации от 06.02.2023 N 167 утверждаются общие требования к порядку заключения соглашений о межрегиональном и межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры: структура такого соглашения, его обязательные компоненты (в том числе информация о предоставлении горизонтальных субсидий), типовая форма сведений о ходе исполнения соглашения.
В письме Минфина России от 16.03.2023 N 06-01-09/22705 разъясняется порядок применения новых бюджетных механизмов, направленных на стимулирование развития агломераций. В частности, подчеркивается возможность предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в целях софинансирования межмуниципальных соглашений о совместном развитии инфраструктуры.
В Методических рекомендациях органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях даются подробные рекомендации по установлению дифференцированных нормативов отчислений от налогов в местные бюджеты в целях поощрения муниципальных образований, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которых является городской округ.
Результаты мониторинга реализации положений бюджетного законодательства в части стимулирования развития городских агломераций в 2023-2024 гг. показали следующее.
На уровне субъектов Российской Федерации новации бюджетного законодательства в части содействия развитию городских агломераций учтены в нормативной правовой базе нескольких регионов. В большинстве случаев учет новых требований заключался в приведении нормативных правовых актов в соответствие с формулировками из федерального законодательства (в частности, уточнены положения регионального бюджетного законодательства в части регулирования предоставления горизонтальных (межмуниципальных) субсидий).
В регионах применены такие механизмы стимулирования развития агломераций, как:
1) учет показателя, связанного с заключением межмуниципальных соглашений о развитии совместной инфраструктуры и предоставлением горизонтальных субсидий в целях софинансирования этих соглашений, при оценке качества управления муниципальными финансами и распределении межбюджетных трансфертов стимулирующего характера;
2) использование наличия соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры в качестве критерия для предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по проектированию и строительству объектов инфраструктуры;
3) установление возможности утверждения дифференцированных нормативов отчисления от налогов в местные бюджеты в качестве поощрительной меры для заключения агломерационных соглашений (при этом сами нормативы на данный момент не установлены).
На уровне муниципальных образований новые нормы бюджетного законодательства в части содействия агломерационным процессам в настоящее время учтены в нормативной правовой базе некоторых муниципальных образований.
Так, в муниципальных образованиях уточнен перечень расходных обязательств в соответствии с новыми формулировками из статьи 86 БК РФ (к расходным обязательствам муниципального образования отнесено заключение межмуниципальных соглашений о совместном развитии инфраструктуры); в перечень полномочий представительного органа включено положение о предоставлении горизонтальных субсидий в целях обеспечения реализации заключенных соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которых является городской округ (формулировка о возможности предоставления горизонтальных субсидий приведена в соответствие со статьей 142.3 БК РФ); к полномочиям представительного органа отнесено заключение соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которого является городской округ.
Вместе с тем на муниципальном уровне прослеживаются инициативы в части разработки собственных порядков заключения соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры. В настоящее время выявлено 38 оригинальных порядков, которые не являются цитатами положений федеральных норм.
К лучшей муниципальной практике можно отнести порядки, разработанные с высокой степенью детализации, в которых приводятся модельные формы соглашений, а также перечисляются сферы развития совместной инфраструктуры (ЖКХ, транспорт, строительство и реконструкция объектов социальной сферы, дорожное хозяйство и т.д.). Также к лучшей муниципальной практике относится разработка детального порядка предоставления горизонтальных субсидий в рамках соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, одной из сторон которых является городской округ.
Таким образом, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в настоящее время недостаточно активно применяют новые механизмы в сфере развития межмуниципального сотрудничества и создания объектов совместной инфраструктуры в городских агломерациях.
В целях стимулирования этих процессов, а также с учетом выявленных примеров лучшей практики, рекомендуется:
1) субъектам Российской Федерации:
- привести региональные нормативные правовые акты, регулирующие сферу межбюджетных отношений, в соответствие с федеральным бюджетным законодательством (перечень расходных обязательств муниципальных образований - статья 86 БК РФ, вопросы предоставления межмуниципальных субсидий - статья 142.3 БК РФ);
- предусмотреть возможность установления дифференцированных нормативов отчислений от налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которых является городской округ (статья 58 БК РФ);
- при установлении значений дифференцированных нормативов руководствоваться Методическими рекомендациями органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, размещенными на официальном сайте Минфина России;
- предусмотреть иные механизмы стимулирования межмуниципальных соглашений для развития совместной инфраструктуры (например, софинансирование соглашений посредством предоставления субсидий или иных межбюджетных трансфертов; включение показателей, характеризующих межмуниципальное сотрудничество в сфере развития совместной инфраструктуры в число критериев распределения трансфертов стимулирующего характера);
- транслировать лучшую муниципальную практику в сфере развития городских агломераций.
2) муниципальным образованиям:
- привести муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с федеральным бюджетным законодательством (перечень расходных обязательств - статья 86 БК РФ, вопросы предоставления межмуниципальных субсидий - статья 142.3 БК РФ);
- разработать муниципальные порядки заключения соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2023 N 167 и регионального законодательства;
- выделить сферы, в которых будут действовать такие соглашения (например, ЖКХ, транспорт, строительство и реконструкция объектов социальной сферы, дорожное хозяйство), разработать модельные формы соглашений;
- разработать правила предоставления горизонтальных субсидий в рамках соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, одной из сторон которых является городской округ.
Просим довести вышеуказанную информацию до органов местного самоуправления.
Директор Департамента межбюджетных отношений | Л.А. Ерошкина |