Письмо Минфина России от 26 ноября 2024 г. № 06-01-09/118368 О мониторинге реализации положений бюджетного законодательства в части введения нового механизма межбюджетного регулирования по финансовому обеспечению развития городских агломераций в 2023-2024

Письмо Минфина
26.11.2024

Министерство финансов Российской Федерации провело мониторинг реализации положений бюджетного законодательства в части введения нового механизма межбюджетного регулирования по финансовому обеспечению развития городских агломераций в 2023-2024 гг. и по результатам мониторинга сообщает следующее.

Развитие городских агломераций - актуальное направление государственной политики Российской Федерации. Высокая значимость роли городских агломераций в качестве территорий опережающего развития и точек экономического роста подчеркивается в стратегических документах федерального уровня, таких как Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года и Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года.

В бюджетном законодательстве Российской Федерации с 2023 года предусмотрены меры, направленные на создание финансовых стимулов для развития межмуниципального сотрудничества в целях развития совместной инфраструктуры в городских агломерациях.

Так, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2022 N 562-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) были внесены следующие изменения:

- включение заключения соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры в перечень расходных обязательств муниципальных образований (статья 86 БК РФ);

- установление возможности использования горизонтальных (межмуниципальных) субсидий в целях финансового обеспечения инфраструктурных проектов в рамках указанных соглашений (статья 142.3 БК РФ);

- наделение регионов правом устанавливать дифференцированные нормативы отчислений от отдельных налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которых является городской округ (статья 58 БК РФ).

В постановлении Правительства Российской Федерации от 06.02.2023 N 167 утверждаются общие требования к порядку заключения соглашений о межрегиональном и межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры: структура такого соглашения, его обязательные компоненты (в том числе информация о предоставлении горизонтальных субсидий), типовая форма сведений о ходе исполнения соглашения.

В письме Минфина России от 16.03.2023 N 06-01-09/22705 разъясняется порядок применения новых бюджетных механизмов, направленных на стимулирование развития агломераций. В частности, подчеркивается возможность предоставления субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам в целях софинансирования межмуниципальных соглашений о совместном развитии инфраструктуры.

В Методических рекомендациях органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях даются подробные рекомендации по установлению дифференцированных нормативов отчислений от налогов в местные бюджеты в целях поощрения муниципальных образований, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которых является городской округ.

Результаты мониторинга реализации положений бюджетного законодательства в части стимулирования развития городских агломераций в 2023-2024 гг. показали следующее.

На уровне субъектов Российской Федерации новации бюджетного законодательства в части содействия развитию городских агломераций учтены в нормативной правовой базе нескольких регионов. В большинстве случаев учет новых требований заключался в приведении нормативных правовых актов в соответствие с формулировками из федерального законодательства (в частности, уточнены положения регионального бюджетного законодательства в части регулирования предоставления горизонтальных (межмуниципальных) субсидий).

В регионах применены такие механизмы стимулирования развития агломераций, как:

1) учет показателя, связанного с заключением межмуниципальных соглашений о развитии совместной инфраструктуры и предоставлением горизонтальных субсидий в целях софинансирования этих соглашений, при оценке качества управления муниципальными финансами и распределении межбюджетных трансфертов стимулирующего характера;

2) использование наличия соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры в качестве критерия для предоставления иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по проектированию и строительству объектов инфраструктуры;

3) установление возможности утверждения дифференцированных нормативов отчисления от налогов в местные бюджеты в качестве поощрительной меры для заключения агломерационных соглашений (при этом сами нормативы на данный момент не установлены).

На уровне муниципальных образований новые нормы бюджетного законодательства в части содействия агломерационным процессам в настоящее время учтены в нормативной правовой базе некоторых муниципальных образований.

Так, в муниципальных образованиях уточнен перечень расходных обязательств в соответствии с новыми формулировками из статьи 86 БК РФ (к расходным обязательствам муниципального образования отнесено заключение межмуниципальных соглашений о совместном развитии инфраструктуры); в перечень полномочий представительного органа включено положение о предоставлении горизонтальных субсидий в целях обеспечения реализации заключенных соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которых является городской округ (формулировка о возможности предоставления горизонтальных субсидий приведена в соответствие со статьей 142.3 БК РФ); к полномочиям представительного органа отнесено заключение соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которого является городской округ.

Вместе с тем на муниципальном уровне прослеживаются инициативы в части разработки собственных порядков заключения соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры. В настоящее время выявлено 38 оригинальных порядков, которые не являются цитатами положений федеральных норм.

К лучшей муниципальной практике можно отнести порядки, разработанные с высокой степенью детализации, в которых приводятся модельные формы соглашений, а также перечисляются сферы развития совместной инфраструктуры (ЖКХ, транспорт, строительство и реконструкция объектов социальной сферы, дорожное хозяйство и т.д.). Также к лучшей муниципальной практике относится разработка детального порядка предоставления горизонтальных субсидий в рамках соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, одной из сторон которых является городской округ.

Таким образом, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в настоящее время недостаточно активно применяют новые механизмы в сфере развития межмуниципального сотрудничества и создания объектов совместной инфраструктуры в городских агломерациях.

В целях стимулирования этих процессов, а также с учетом выявленных примеров лучшей практики, рекомендуется:

1) субъектам Российской Федерации:

- привести региональные нормативные правовые акты, регулирующие сферу межбюджетных отношений, в соответствие с федеральным бюджетным законодательством (перечень расходных обязательств муниципальных образований - статья 86 БК РФ, вопросы предоставления межмуниципальных субсидий - статья 142.3 БК РФ);

- предусмотреть возможность установления дифференцированных нормативов отчислений от налогов и сборов в бюджеты муниципальных образований, заключивших соглашения о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, стороной которых является городской округ (статья 58 БК РФ);

- при установлении значений дифференцированных нормативов руководствоваться Методическими рекомендациями органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в сфере межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, размещенными на официальном сайте Минфина России;

- предусмотреть иные механизмы стимулирования межмуниципальных соглашений для развития совместной инфраструктуры (например, софинансирование соглашений посредством предоставления субсидий или иных межбюджетных трансфертов; включение показателей, характеризующих межмуниципальное сотрудничество в сфере развития совместной инфраструктуры в число критериев распределения трансфертов стимулирующего характера);

- транслировать лучшую муниципальную практику в сфере развития городских агломераций.

2) муниципальным образованиям:

- привести муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с федеральным бюджетным законодательством (перечень расходных обязательств - статья 86 БК РФ, вопросы предоставления межмуниципальных субсидий - статья 142.3 БК РФ);

- разработать муниципальные порядки заключения соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2023 N 167 и регионального законодательства;

- выделить сферы, в которых будут действовать такие соглашения (например, ЖКХ, транспорт, строительство и реконструкция объектов социальной сферы, дорожное хозяйство), разработать модельные формы соглашений;

- разработать правила предоставления горизонтальных субсидий в рамках соглашений о межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры, одной из сторон которых является городской округ.

Просим довести вышеуказанную информацию до органов местного самоуправления.

Директор Департамента
межбюджетных отношений
Л.А. Ерошкина

Комментарии для сайта Cackle