Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 января 2025 г. N 03-07-11/8130 Об определении налоговой базы по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 г. организацией или индивидуальным предпринимателем, применяющи

Письмо Минфина
30.01.2025

Вопрос: В связи с изменением налогового законодательства с 2025 г. в части применения Упрощенной системы налогообложения (далее УСН) и внесения в НК РФ изменений в пункт 8 статьи 164 НК РФ, согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 1 января 2025 года.

С 2025 года организации, находящиеся на УСН и с доходом свыше 60 млн рублей, при исчислении НДС к уплате 5% или 7% должны будут начислять и уплачивать НДС сверх цены реализации. НДС является косвенным налогом, а косвенный налог - налог на товары и услуги, который производитель платит не напрямую, а устанавливает как надбавку к цене. Цена за технологическое присоединение определена для ООО на основании Решения Региональной службы по тарифам (далее - Решение).

Согласно статье 146 НК РФ "Объектом налогообложения НДС является реализация товаров, работ, услуг". Согласно статье 154 НК РФ п. 1 "Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы налога".

Просим разъяснить порядок заключения договоров на технологическое присоединение в 2024 со сроком выполнения в 2025 году (например, по заявке полученной в октябре 2024 г. на заключение договора на технологическое присоединение по ставкам со сроком выполнения в 2025 году), а именно: как сформировать и прописать стоимость договора по технологическому присоединению в договоре, заключаемом в 2024 г. с учетом изменений законодательства с 2025 г. для упрощенной системы налогообложения:

1. При заключении договора в 2024 г. ООО использует ставки, утвержденные для организации на 2024 г. Ставки установлены без НДС и в решении прописано, что организация применяет упрощенную систему налогообложения и не является плательщиком НДС в соответствии со ст. 346 главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации. Можно ли, учитывая срок исполнения договора (2025, 2026 гг.), при заключении договора в 2024 г. прописать дополнительно к ставкам сумму НДС 5%?

2. В случае если в текущем 2024 г. ООО не имеет права дополнительно включить в стоимость договора сумму НДС, каким образом и за счет чего при закрытии актов в последующие годы учесть НДС, ведь согласно законодательству ООО обязано будет при закрытии акта выставить счет-фактуру, начислить и перечислить НДС в бюджет?

3. Дает ли нам право введение нового налога НДС с 2025 г. в Упрощенной системе налогообложения пересмотреть существующие договорные обязательства?

Ответ: В связи с обращением Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Вопросы, касающиеся порядка определения цены (тарифа) на товары (работы, услуги), подлежащие реализации налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), а также внесения таким налогоплательщиком изменений в заключенные до 1 января 2025 года договоры, на основании которых товары (работы, услуги) реализуются после указанной даты, нормами Кодекса не регулируются.

В связи с этим дать ответ по существу вопросов, изложенных в обращении, не представляется возможным.

Одновременно отмечаем, что с 1 января 2025 года вступили в силу положения Кодекса, согласно которым организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).

В то же время указанным организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляется освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

В случае, если с 1 января 2025 года организация или индивидуальный предприниматель, применяющие УСН, не имеют оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые такой организацией с 1 января 2025 года, облагаются НДС в общеустановленном порядке.

В связи с этим указанными организацией или индивидуальным предпринимателем при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, могут применяться налоговые ставки в размере 0, 10 или 20 процентов, указанные в пунктах 1-3 статьи 164 Кодекса, если ими решение о применении норм пункта 8 статьи 164 Кодекса не принято. При этом организация или индивидуальный предприниматель вправе перейти на исчисление и уплату НДС по налоговым ставкам в размере 5 или 7 процентов, указанным в пункте 8 статьи 164 Кодекса, а также 0 процентов (в отношении операций, указанных в подпунктах 1-1.2, 2.1-3.1, 7 и 11 пункта 1 статьи 164 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154-159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязаны предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.

Таким образом, налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 года организацией или индивидуальным предпринимателем, применяющими УСН и не имеющими оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС. При этом сумма НДС, исчисленная такими организацией или индивидуальным предпринимателем исходя из указанной налоговой базы, предъявляется к оплате покупателю товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых ими товаров (работ, услуг).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина