Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 15 января 2025 г. N 03-07-11/2024
Вопрос: В соответствии с п. 5.2 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации автомобилей и мотоциклов, приобретённых налогоплательщиком для перепродажи, налоговая база определяется как разница между ценой реализации с учётом НДС и ценой приобретения соответствующего транспортного средства с учётом НДС при одновременном соблюдении условий, предусмотренных данной нормой.
В силу подп. 7 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении автомобилей и мотоциклов, налоговая база по операциям реализации которых определяется в соответствии с п. 5.2 ст. 154 НК РФ, учитываются в стоимости таких товаров (к вычету у покупателя не принимаются).
Комментируя норму подп. 7 п. 2 ст. 170 НК РФ, Федеральная налоговая служба в письме от 06.06.2024 N ЕА-4-3/6295@ отметила, что право на вычет сумм НДС, предъявленных покупателю при приобретении транспортных средств для перепродажи, отсутствует, в связи с чем полученные счета-фактуры в книге покупок в указанном случае не регистрируются.
Таким образом, под. 7 п. 2 ст. 170 НК РФ применяется только в случае приобретения покупателями автомобилей и мотоциклов с целью их дальнейшей реализации (перепродажи), при которой налоговая база определяется в соответствии с п. 5.2 ст. 154 НК РФ.
Однако, вопреки подп. 7 п. 2 ст. 170 НК РФ и разъяснениям ФНС России, существует вероятность расширительного толкования указанной нормы путём её применения ко всем случаям приобретения покупателями автомобилей и мотоциклов, в которых налоговая база определена в соответствии с п. 5.2 ст. 154 НК РФ, независимо от того приобретаются они для перепродажи или нет.
В связи с изложенным, с целью устранения сомнений, неясностей и противоречий при применении подп. 7 п. 2 ст. 170 НК РФ и на основании п. 6 и п. 7 ст. 3, подп. 2 п. 1 ст. 21 и ст. 34.2 НК РФ ПАО просит Министерство финансов Российской Федерации предоставить письменные разъяснения по следующим вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах:
1) Норма под. 7 п. 2 ст. 170 НК РФ применяется в случае приобретения покупателем автомобилей и мотоциклов с целью их дальнейшей реализации (перепродажи), при которой налоговая база определяется в соответствии с п. 5.2 ст. 154 НК РФ?
2) Норма подп. 7 п. 2 ст. 170 НК РФ не применяется в случае приобретения налогоплательщиком автомобилей и мотоциклов не для перепродажи, а для использования в собственной деятельности, облагаемой НДС (например, для передачи в лизинг)?
3) Покупатель вправе принять к вычету НДС, определённый продавцом в соответствии с п. 5.2 ст. 154 НК РФ, при условии приобретения автомобилей и мотоциклов не для перепродажи, а для использования в собственной деятельности, облагаемой НДС, и при соблюдении иных предусмотренных главой 21 НК РФ условий для принятия предъявленного НДС к вычету?
Ответ: В связи с обращением о порядке применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при передаче автомобилей и мотоциклов по договорам финансовой аренды (лизинга) Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с пунктом 52 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации автомобилей и мотоциклов, приобретенных налогоплательщиком для перепродажи, налоговая база по НДС определяется как разница между ценой реализации, определяемой в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом НДС и ценой приобретения соответствующего транспортного средства с учетом НДС при одновременном соблюдении следующих условий:
1) на дату приобретения налогоплательщиком автомобиля и (или) мотоцикла их продавец применяет общий режим налогообложения;
2) последним собственником автомобиля или мотоцикла, на которого было зарегистрировано в соответствии с законодательством Российской Федерации реализуемое налогоплательщиком транспортное средство, являлось физическое лицо;
3) при приобретении автомобиля и (или) мотоцикла налогоплательщиком получен от продавца счет-фактура с суммой НДС, определенной в соответствии с пунктом 52 или пунктом 51 статьи 154 Кодекса.
Принимая во внимание, что предусмотренный пунктом 52 статьи 154 Кодекса порядок определения налоговой базы по НДС применяется при реализации автомобилей или мотоциклов, приобретенных исключительно для перепродажи, а также учитывая, что в соответствии со статьей 665 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование, нормы пункта 52 статьи 154 Кодекса при передаче автомобилей и мотоциклов по договорам финансовой аренды (лизинга), по нашему мнению, не применяются. В связи с этим налоговая база по НДС при такой передаче автомобилей и мотоциклов определяется лизингодателем на основании пункта 1 статьи 154 Кодекса, в соответствии с которым налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
Что касается сумм НДС, предъявленных лизингодателю продавцами автомобилей и мотоциклов, в том числе продавцами, применяющими нормы пункта 52 статьи 154 Кодекса, то указанные суммы НДС принимаются к вычету лизингодателем в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |