Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее - налогоплательщик), руководствуясь пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит разъяснить порядок применения налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость.
Налогоплательщик осуществляет деятельность по организации отдыха для широкого круга лиц. В соответствии со свидетельством о присвоении гостинице категории, выданным аккредитованной организацией, налогоплательщик имеет статус загородного отеля. Налогоплательщик применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН)
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 164 НК РФ с 1 июля 2022 года реализация услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения облагается НДС по ставке 0 процентов. Указанная нулевая ставка введена Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ с целью стимулирования развития отечественной туристкой индустрии.
Согласно пункту 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1853, ценой номера (места в номере) является стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных исполнителем, оказываемых за единую цену.
Следует учитывать, что с 01.01.2025 с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ в пункты 2 и 3 статьи 346.11 НК РФ, все организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН), становятся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
С учетом всего вышеизложенного прошу пояснить, верно ли то, что налогоплательщик имеет право применять ставку НДС 0% при предоставлении услуг по временному проживанию и иных услуг, входящих в стоимость временного проживания, если они относятся к гостиничным услугам, установленным Положением о классификации гостиниц, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. N 1860. А также применима ли ставка НДС 0% при предоставлении услуг по временному проживанию, включающих питание, оказываемых за единую цену.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства от 18.11.20 г. N 1853 цена номера (места в номере) соответствующей категории устанавливается одинаковой для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами исполнителя допускается предоставление льгот и преимуществ для отдельных категорий потребителей. Налогоплательщик применяет акции (скидки), а также динамическое ценообразование, позволяющее компании получить больший объём продаж за счёт гибкой и оперативной подстройки цен под изменения как внутренних процессов компании, так и рыночных факторов, таких как спрос, уровень конкуренции, сезонность, при этом начальный уровень цен определен на каждую категорию номера и цена является одинаковой для всех потребителей по каждой категории номера. Прошу подтвердить, что динамическое ценообразование и проведение акций не отменяет для налогоплательщика права применять ставку НДС 0%.
Также прошу пояснить порядок возмещения НДС из бюджета по ставке НДС 0%. Могут ли быть применимы ускоренный и заявительный порядки возмещения?
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, и по вопросам применения с 1 января 2025 года налога на добавленную стоимость организацией, оказывающей услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и применяющей упрощенную систему налогообложения (далее соответственно - НДС, УСН), сообщает.
С 1 января 2025 года вступают в силу положения Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс), согласно которым организации, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС. В связи с этим с 1 января 2025 года указанные организации НДС для уплаты в бюджет исчисляют в соответствии с положениями главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
Так, с 1 января 2025 года организации, применяющие УСН, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 145 Кодекса.
В случае, если с 1 января 2025 года организации, применяющие УСН, не имеют оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые такими организациями, облагаются НДС по налоговым ставкам, указанным в статье 164 Кодекса, либо не облагаются НДС на основании пункта 2 статьи 146 или статьи 149 Кодекса.
Согласно пункту 8 статьи 164 Кодекса с 1 января 2025 года организации, применяющие УСН и не имеющие оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, вправе при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС, применять налоговую ставку в размере 5 процентов (если сумма доходов, определяемых в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 164 Кодекса, не превышает в совокупности 250 миллионов рублей) либо 7 процентов (если сумма доходов, определяемых в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 статьи 164 Кодекса, не превышает в совокупности 450 миллионов рублей).
Кроме того, согласно абзацу второму пункта 9 статьи 164 Кодекса организации, применяющие налоговую ставку по НДС в размере 5 или 7 процентов, также применяют налоговую ставку в размере 0 процентов в отношении операций реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1-1.2, 2.1-3.1, 7 и 11 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Поэтому в случае осуществления данными организациями операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в иных подпунктах пункта 1 статьи 164 Кодекса, соответствующие операции подлежат налогообложению НДС по налоговой ставке в размере 5 или 7 процентов.
Таким образом, если с 1 января 2025 года организацией, применяющей УСН и не имеющей оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, решение о применении налоговой ставки в размере 5 или 7 процентов, указанной в пункте 8 статьи 164 Кодекса, не принято, такая организация при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах или иных средствах размещения применяет налоговую ставку по НДС в размере 0 процентов, предусмотренную подпунктом 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
По вопросу о порядке определения налоговой базы по НДС при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах или иных средствах размещения по цене номера (места в номере) в гостинице или ином средстве размещения рекомендуем руководствоваться письмом Минфина России от 27 июля 2022 г. N 03-07-15/73570.
Что касается возмещения сумм НДС, то пунктом 2 статьи 173 Кодекса установлено, что в случае, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенную на суммы НДС, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой НДС, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
В связи с этим, если с 1 января 2025 года организация, применяющая УСН и не имеющая оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах или иных средствах размещения применяет налоговую ставку по НДС в размере 0 процентов, предусмотренную подпунктом 19 пункта 1 статьи 164 Кодекса, то такая организация применяет нормы вышеуказанного пункта 2 статьи 173 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |