Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 17 декабря 2024 г. N 03-07-11/127496
Вопрос: С 2025 года на территории Российской Федерации начинают действовать многочисленные поправки в налоговое законодательство, которые коснутся в основном среднего, малого бизнеса и физических лиц. Я - индивидуальный предприниматель, занимающийся строительством дорог и оказанием услуг по перевозке грузов. Для целей налогообложения использовал патентную и упрощенную системы налогообложения (далее - ПСН и УСН соответственно). При этом лимит дохода при УСН в 2024 году был равен 265,8 млн руб., а для применения ПСН - 60 млн руб., лимит дохода для применения УСН в 2024 году равнялся 265,8 млн, а лимит дохода в размере 60 млн рублей применялся для ПСН. Если НДС вводится для плательщиков УСН, то и лимит следует применять установленный именно для УСН, а не для ПСН. Возникает вопрос - почему для целей применения НДС берется доход, исчисленный за предыдущий год? Не логичнее было бы исчислять лимит дохода с 2025 года?
В связи с изложенным, в целях соблюдения интересов малого и среднего бизнеса, а также государства, прошу:
Установить льготу по налогу НДС для налогоплательщиков, применяющих УСН, в размере, равном лимиту доходов для целей применения упрощенной системы налогообложения.
Расчет дохода для целей применения НДС для налогоплательщиков, применяющих УСН начинать с 2025 года.
Для этого внести соответствующие изменения в законодательные акты.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, и по предложениям об изменении порядка уплаты налога на добавленную стоимость налогоплательщиками, применяющими с 1 января 2025 г. упрощенную систему налогообложения (далее соответственно - НДС, УСН), сообщает.
В настоящее время принят Федеральный закон от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Федеральным законом предусмотрено, что с 1 января 2025 г. налогоплательщики, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС. При этом указанным налогоплательщикам предоставляется освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, при условии, что сумма годового дохода от предпринимательской деятельности не превысит 60 млн рублей (данное пороговое значение не подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор).
При превышении установленного лимита, но в пределах до 250 млн рублей, налоговая ставка по НДС составит 5 процентов, а в пределах от 250 млн до 450 млн рублей - 7 процентов (данные пороговые значения подлежат ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор).
Положения Федерального закона направлены на создание условий для "плавного" и поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН, а также на борьбу со схемами дробления бизнеса, когда возможность не платить косвенные налоги становится конкурентным преимуществом для бизнеса. Кроме того, вышеуказанные изменения обеспечат постепенное встраивание небольших компаний, способных к росту, в производственную цепочку "большого" бизнеса.
Также следует отметить, что изменения, вносимые в Налоговый кодекс Российской Федерации, не коснутся большей части налогоплательщиков, применяющих УСН, поскольку порядка 97 процентов таких налогоплательщиков имеют уровень выручки менее 60 млн рублей.
Таким образом, уточнение параметров применения НДС для налогоплательщиков, применяющих НДС, возможно только по результатам анализа применения НДС данными налогоплательщиками в течение 2025 г. и ряда последующих лет.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |