Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 23 декабря 2024 г. N 03-07-11/130043

Письмо Минфина
23.12.2024

Вопрос: Автономная некоммерческая организация Средняя общеобразовательная школа (далее - "АНО СОШ", "некоммерческая организация") в соответствии с пунктом 2 статьи 346.14 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - "НК РФ") применяет упрощенную систему налогообложения - "доходы минус расходы". АНО СОШ на основании бессрочной Лицензии осуществляет деятельность, не подлежащую налогообложению (освобожденную от налогообложения) налогом на добавленную стоимость в силу подпункта 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

В связи с вступлением в силу с 01 января 2025 года Федерального Закона от 12.07.2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ..." просим разъяснить:

1) имеет ли право некоммерческая организация, продолжающая применять с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, при реализации на территории Российской Федерации услуг в сфере образования, основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных бессрочной лицензией, на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в случае превышения доходов за 2024 год суммы в размере 60 миллионов рублей;

2) необходимо ли в случае, указанном в пункте 1 настоящего запроса, уведомлять налоговый орган по месту регистрации в качестве налогоплательщика о наличии оснований для освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость в 2025 году;

3) необходимо ли в случае, указанном в пункте 1 настоящего запроса:

- оформлять счета-фактуры с пометкой "Без налога (НДС)";

- вести книгу продаж, с выделением графы налог на добавленную стоимость;

- сдавать декларации по налогу на добавленную стоимость.

Ответ: В связи с обращением по вопросам применения с 1 января 2025 года налога на добавленную стоимость организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения (далее соответственно - НДС, УСН), Департамент налоговой политики сообщает.

Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Кодекс) с 1 января 2025 года организации, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками НДС.

В связи с этим НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), осуществляемым указанными организациями с 1 января 2025 года, будет исчисляться ими в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Так, на основании положений главы 21 Кодекса с 1 января 2025 года организация, применяющая УСН, будет исполнять обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у указанной организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Кодексом, превысит в совокупности 60 млн рублей.

Таким образом, с 1 января 2025 года организация, применяющая УСН, у которой за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, сумма доходов превысит в совокупности 60 млн рублей, при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС в соответствии со статьей 146 Кодекса, будет применять налоговые ставки в размере 0, 10 или 20 процентов, либо налоговую ставку в размере 5 или 7 процентов, если организацией будет принято решение о применении такой налоговой ставки. Также в случае осуществления указанной организацией операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, поименованных в пункте 2 статьи 146 и статье 149 Кодекса, такие операции не будут облагаться НДС.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС услуги в сфере образования, оказываемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.

Таким образом, некоммерческая организация, осуществляющая образовательную деятельность, и применяющая с 1 января 2025 года УСН с исполнением обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, вправе применять предусмотренное вышеуказанным подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса освобождение от налогообложения НДС при оказании услуг в сфере образования по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 169 Кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса, если иное не предусмотрено подпунктом 1.1 данного пункта).

В связи с этим вышеуказанная организация имеет право не составлять счета-фактуры, не вести книги покупок и книги продаж при оказании услуг в сфере образования по реализации основных и (или) дополнительных образовательных программ, предусмотренных лицензией, освобождаемых от налогообложения НДС на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Кодекса.

Что касается налоговой декларации по НДС, то на основании пункта 5 статьи 174 Кодекса при осуществлении налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению НДС, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором осуществлялись такие операции.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина