Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 января 2025 г. N 03-07-11/3667
Вопрос: Наша организация является членом Совета Саморегулируемой Организации и оказывает услуги по разработке проектной документации, в том числе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения Государственных и Муниципальных нужд по 44-ФЗ.
При прохождении Государственной экспертизы проектной документации объектов капитального ремонта нежилых, жилых и общественных зданий в части проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, экспертами региональных управлений государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве, ссылаясь на п. 181 методики, утвержденной приказом Минстроя РФ от 04.08.2020 г. N 421/пр "об утверждении перечня медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость" требуют (далее "" выкопировка замечания) "составить локальные сметные расчеты на товары с НДС и без НДС для дальнейшего разделения затрат в сводном сметном расчете (в отношение только товаров, работа по устройству облагается НДС, т.е. материалы, которые не подлежат налогообложению, выделяются в отдельный лср и НДС в ССРСС не начисляется)".
На основании вышеизложенного просим разъяснить обоснованность требований о формировании сметной стоимости строительства на этапе архитектурно-строительного проектирования, подготовки сметы на снос объекта капитального строительства в соответствии с положениями Методики 421/пр, выделение работ (услуг), подлежащих налогообложению, и работ (услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), и отсутствии определенности с выбором исполнителя работ (подрядчика), а также условий реализации строительно-монтажных работ в целях налогообложения, уменьшение суммы НДС от итоговых данных по Сводному сметному расчету в части затрат, которые в соответствии со ст. 149 НК РФ освобождены от уплаты НДС.
Ответ: В связи с обращением по вопросам применения налога на добавленную стоимость при выполнении подрядчиком работ по строительству (капитальному ремонту) объектов недвижимости и заполнения сметной документации, составляемой в отношении работ по строительству (капитальному ремонту) объектов недвижимости, если для выполнения указанных работ приобретаются товары (работы, услуги), освобождаемые от налогообложения данным налогом, Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
При этом согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В связи с этим, а также учитывая, что положениями Кодекса не регулируются вопросы, касающиеся порядка заполнения сметной документации, составляемой на выполнение работ по строительству (капитальному ремонту) объектов недвижимости, дать ответ по существу вопросов, изложенных в обращении, не представляется возможным.
Что касается налогообложения налогом на добавленную стоимость работ по строительству (капитальному ремонту) объектов недвижимости, выполняемых подрядчиком, то согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В связи с этим работы по строительству (капитальному ремонту) объектов недвижимости, выполняемые подрядчиком, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Кодекса при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При этом согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 105.3 Кодекса цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными для целей Кодекса.
Таким образом, налоговая база по налогу на добавленную стоимость в отношении выполняемых подрядчиками работ по строительству объекта, цена которых формируется в том числе с учетом стоимости товаров (работ, услуг), приобретаемых у других организаций и индивидуальных предпринимателей, определяется как договорная цена этих работ. При этом исчисление налога на добавленную стоимость по отдельным составляющим договорной цены Кодексом не предусмотрено.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель Директора Департамента | Н.А. Кузьмина |