Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 декабря 2024 г. N 03-03-05/125126 О рассмотрении предложения о дополнении перечня видов доходов, включаемых в 70-процентную долю доходов организации от осуществления деятельности в области информ

Письмо Минфина
11.12.2024

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, содержащее предложение о дополнении перечня видов доходов, включаемых в 70-процентную долю доходов организации от осуществления деятельности в области информационных технологий с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, доходами от перевозки грузов, в том числе с оказанием дополнительной транспортной услуги по перецепке полуприцепов с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств, и сообщает следующее.

На основании пункта 1.15 статьи 284 и пункта 5 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установленные для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и имеющих документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий (далее - ИТ-организация), налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в размере 0 процентов в 2022-2024 годах (5 процентов в 2025-2030 годах) и единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 процента применяются при условии, что по итогам отчетного (налогового, расчетного) периода в сумме всех доходов ИТ-организации, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса, не менее 70 процентов составляют доходы, перечисленные в пункте 1.15 статьи 284 и пункте 5 статьи 427 Кодекса.

Содержащийся в пункте 1.15 статьи 284 и пункте 5 статьи 427 Кодекса перечень видов профильных доходов, которые включаются в 70-процентную долю доходов ИТ-организации от осуществления деятельности в области информационных технологий с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, является исчерпывающим и содержит преимущественно доходы, связанные именно с созданием (разработкой, адаптацией, модификацией) ИТ-организацией программ для ЭВМ, баз данных и последующим их предоставлением в пользование другим лицам, а не с оказанием ИТ-организацией сопутствующих услуг.

Что касается упомянутого в обращении перечня видов деятельности в области информационных технологий, утвержденного приказом Минцифры России от 11.05.2023 N 449, к которому, по мнению автора обращения, можно отнести деятельность организации по перевозке грузов (в том числе с оказанием дополнительной транспортной услуги по перецепке полуприцепов с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств), то данный перечень применяется исключительно в целях подтверждения организацией осуществления деятельности в области информационных технологий для получения государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. При этом ИТ-организации получают государственную аккредитацию для получения мер поддержки, предусмотренных не только Кодексом.

Кроме того, предлагаемое включение в долю профильных доходов ИТ-организации, определяемую в целях применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, доходов от перевозки грузов (в том числе с оказанием дополнительной транспортной услуги по перецепке полуприцепов с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств), приведет к расширению круга налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов, имеющих право на данные меры поддержки, что повлечет рост выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе государственных социальных внебюджетных фондов (Социального фонда России и Федерального фонда обязательного медицинского страхования), в которые недопоступят суммы страховых взносов по соответствующим видам обязательного социального страхования.

Учитывая, что страховые взносы уплачиваются в целях обязательного социального страхования застрахованных лиц и являются источником финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующим видам обязательного социального страхования (пункт 3 статьи 8 Кодекса), то дополнительные меры государственной поддержки отдельных категорий плательщиков не должны затрагивать систему обязательного социального страхования, поскольку вопрос о предоставлении тех или иных преференций в части уплаты страховых взносов должен рассматриваться в увязке с соблюдением прав застрахованных лиц в системе обязательного социального страхования и источниками финансирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, за счет средств которых должны обеспечиваться государственные социальные гарантии граждан.

Необходимо также отметить, что налог на прибыль организаций является важнейшим источником доходов региональных бюджетов, в связи с чем расширение периметра применения пониженной налоговой ставки, предусмотренной для ИТ-организаций, может привести к разбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и, как следствие, к ограничению возможностей финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, и поддержки субъектов предпринимательской деятельности, занятых, в частности, в наиболее пострадавших отраслях экономики в условиях санкционного давления и обострения финансово-экономической ситуации в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, предлагаемое дополнение перечня видов доходов, включаемых в 70-процентную долю доходов ИТ-организации от осуществления деятельности в области информационных технологий с целью применения пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций и единого пониженного тарифа страховых взносов, доходами от перевозки грузов не поддерживается.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов