Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с приказом от 3 декабря 2010 г. N 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами" осуществило оценку качества управления региональными финансами по итогам 2023 года (далее - оценка качества управления) и сообщает.
Оценка качества управления проводилась по 8 направлениям, характеризующим аспекты управления региональными финансами:
1) качество бюджетного планирования;
2) качество исполнения бюджета;
3) качество управления долговыми обязательствами;
4) финансовые взаимоотношения с муниципальными образованиями, в том числе по следующим мероприятиям:
эффективность межбюджетных отношений на региональном уровне;
взаимодействие органа государственной власти субъекта Российской Федерации с муниципальными образованиями по обеспечению выполнения ограничений по организации бюджетного процесса на региональном уровне;
деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию организации местного самоуправления и развитию инициативности граждан;
5) качество управления государственной собственностью и оказания государственных услуг;
6) степень открытости бюджетных данных;
7) выполнение указов Президента Российской Федерации, в том числе:
указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.;
указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
8) соблюдение бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса.
По результатам проведенной оценки качества управления 21 субъекту Российской Федерации присвоена I степень качества управления, 47 субъектам Российской Федерации присвоена II степень качества управления и 17 субъектам Российской Федерации присвоена III степень качества управления региональными финансами.
На протяжении 3 лет высоким качеством управления региональными финансами характеризуются следующие субъекты Российской Федерации:
- Алтайский край;
- Брянская область;
- г. Москва;
- Кабардино-Балкарская Республика;
- Калужская область;
- Московская область;
- Республика Татарстан;
- Тульская область;
- Тюменская область;
- Ханты-Мансийский автономный округ - Югра;
- Ямало-Ненецкий автономный округ.
К регионам, характеризующимся в течение 3 лет ненадлежащим качеством управления региональными финансами, относятся:
- Еврейская автономная область;
- Магаданская область;
- Псковская область;
- Республика Ингушетия;
- Республика Калмыкия;
- Республика Тыва;
- Республика Хакасия;
- Удмуртская Республика;
- Ульяновская область.
По отдельным направлениям оценки качества управления отмечаем следующее.
1. Оценка качества бюджетного планирования показала, что большинством субъектов Российской Федерации организация планирования бюджетного процесса осуществляется на надлежащем уровне. При этом у отдельных субъектов Российской Федерации в данной сфере выявлен ряд проблемных аспектов.
В ряде регионов предусматривается бюджет субъекта Российской Федерации на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов с включением в состав доходов дотаций из федерального бюджета в размерах, превышающих предусмотренные в федеральном бюджете объемы.
Доля недополученных доходов по региональным налогам и упрощенной системе налогообложения в результате действия налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), установленных законодательными органами субъектов Российской Федерации к общему объему поступивших доходов по региональным налогам и упрощенной системе налогообложения в 2023 году в среднем по Российской Федерации, составляет 37,4 процента. В отдельных субъектах Российской Федерации данная доля существенно различается и составляет от 0,8 процента до 6 раз.
По результатам проводимой Минфином России оценки совокупного бюджетного эффекта стимулирующих налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и по налогу на имущество организаций в соответствии с Общими требованиями к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796, выявлен ряд субъектов Российской Федерации, для которых стимулирующие налоговые расходы, обусловленные налоговыми льготами, в полном объеме признаны неэффективными:
по налогу на прибыль организаций - 6 регионов (Ненецкий автономный округ, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, г. Севастополь, Республика Тыва, Магаданская область);
по налогу на имущество организаций - 10 регионов (Брянская область, Тверская область, Ненецкий автономный округ, Республика Адыгея, г. Севастополь, Республика Ингушетия, Чеченская Республика, Республика Тыва, Приморский край, Магаданская область).
2. Оценка качества исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации показала, что 11 субъектами Российской Федерации не выполнен целевой показатель по доле просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в расходах консолидированного бюджета региона, установленный государственной программой Российской Федерации "Развитие Федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами".
В ряде субъектов Российской Федерации наблюдается значительная доля просроченной кредиторской задолженности субъекта Российской Федерации и бюджетных и автономных учреждений по отношению к расходам бюджета субъекта Российской Федерации. При среднем значении индикатора по Российской Федерации равным 0,3%, его значение для Магаданской области - 4,0%, Республики Ингушетия - 7,0%, Республики Калмыкия - 2,9%, Республики Мордовия - 1,8%, Республики Дагестан - 3,6%.
В 2023 году факты нецелевого использования межбюджетных трансфертов выявлены у 5 субъектов Российской Федерации (объем взысканных средств по целевым межбюджетным трансфертам в общем объеме целевых трансфертов, предоставленных региону, составляет у Республики Ингушетия - 4,6%).
По итогам 2023 года бюджетный эффект от реализации программ (планов), направленных на оздоровление государственных финансов субъекта Российской Федерации (далее - программы оздоровления), полностью отсутствует в ряде регионов.
При этом бюджетный эффект от реализации программ оздоровления в большинстве регионов является минимальным в расходах бюджета субъекта Российской Федерации. Так, в 65 регионах бюджетный эффект не превышает 10% расходов региональных бюджетов.
3. В части оценки качества управления долговыми обязательствами отмечаем, что по состоянию на 1 января 2024 года количество регионов с отношением государственного долга субъекта Российской Федерации к доходам бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений выше 50 процентов относительно 1 января 2023 года снизилось на 1 регион и составило 24 региона.
Средняя долговая нагрузка региональных бюджетов по обязательствам в виде государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации и кредитов кредитных организаций в 2023 году сократилась на 1 процентный пункт до 4,8%.
Доля краткосрочных рыночных заимствований в объеме государственного долга субъектов Российской Федерации превышает 50 процентов у 10 регионов, при этом у 3 регионов краткосрочные рыночные заимствования занимают 100 процентов в объеме государственного долга.
За 2023 год количество регионов, которые направили более 50% бюджетного эффекта от реструктуризации бюджетных кредитов на реализацию новых инвестиционных проектов, составило 37 регионов, из них направили весь объем - 30 регионов. При этом 20 регионов направили бюджетный эффект от реструктуризации на иные цели, не связанные с реализацией новых инвестиционных проектов.
Достижение показателей инфраструктурных проектов, отобранных при предоставлении бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, выше среднего уровня по Российской Федерации обеспечено 17 регионами.
4. В результате оценки эффективности финансовых взаимоотношений регионов с муниципальными образованиями выявлено, что доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений от налога на доходы физических лиц в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц, в общем объеме доходов местного бюджета за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальными районами и поселениями, межбюджетных трансфертов, источником которых являются средства федерального бюджета, средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и безвозмездные поступления из иных фондов, в среднем по Российской Федерации составила 25,8% (за 2022 год - 24,7%). При этом в разрезе регионов данная доля существенно варьируется и составляет от 0,1% до 74,1%.
Соотношение налоговых доходов местных бюджетов, поступивших по единым и дополнительным нормативам отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации сверх нормативов, установленных в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, и поступивших по дифференцированным нормативам отчислений от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установленных в соответствии с пунктом 3.3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации - в отчетном финансовом году, и налоговых доходов местных бюджетов, поступивших в соответствии с пунктами 3 и 3.1 статьи 58, пунктами 1 и 2 статьи 61, пунктами 1 и 2 статьи 61.1, пунктами 1 и 2 статьи 61.2, пунктами 1 и 2 статьи 61.3, пунктом 1 статьи 61.4, пунктами 1 и 2 статьи 61.5, пунктами 1 и 2 статьи 61.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации составляет 28,5% (за 2022 год - 29,8%). Такое значение свидетельствует о менее активном использовании регионами полномочий по перераспределению налоговых доходов в местные бюджеты и незначительности такой формы поддержки, оказываемой субъектами Российской Федерации с целью увеличения налоговых доходов и стимулирования развития налогового потенциала муниципальных образований.
При этом значение указанного показателя по субъектам Российской Федерации варьируется в диапазоне от 0% до 116,9%.
По представленной регионами информации об эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности городских округов (муниципальных районов) исходя из соотношения (разрыва) среднего уровня расчетной бюджетной обеспеченности 5 наиболее обеспеченных городских округов (муниципальных районов) и среднего уровня расчетной бюджетной обеспеченности 5 наименее обеспеченных городских округов (муниципальных районов) до выравнивания и после выравнивания в большинстве субъектов Российской Федерации данное значение превышает 2 раза (аналогично в 2022 году).
Доля целевых межбюджетных трансфертов (за исключением субсидий, распределяемых на конкурсной основе, межбюджетных трансфертов (грантов), предоставляемых в целях поощрения муниципальных образований, а также субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и субсидий, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты за счет резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации), предоставленных местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации в 2023 году, распределяемых законом о бюджете субъекта Российской Федерации, в общем объеме таких целевых межбюджетных трансфертов, предоставленных местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации по регионам, варьируется от 31,9% до 100%. Количество регионов с максимальным значением по данному показателю составило 9 (в 2022 году - 10).
Равномерность предоставления субсидий местным бюджетам (без учета субсидий, источником финансового обеспечения которых являются средства резервного фонда высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, средства федерального бюджета, средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, безвозмездные поступления из иных фондов и субсидий, предоставляемых в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета) составляет 2,79. Значения данного показателя по регионам варьируется от 0 до 17,45.
В 2023 году в 71 субъекте Российской Федерации (83,5% от общего количества регионов) местным бюджетам предоставлялись межбюджетные трансферты в целях поощрения муниципальных образований, за наращивание налогового (экономического) потенциала муниципального образования и (или) достижение наилучших значений показателей социально-экономического развития (в 2022 году также в 71 субъекте).
Оценка соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований ограничений по осуществлению бюджетного процесса на муниципальном уровне относится исключительно к компетенции финансовых органов субъектов Российской Федерации как вышестоящего уровня публично-правовой власти.
В этой связи за финансовыми органами субъектов Российской Федерации сохраняется обязанность проведения контроля за соблюдением органами местного самоуправления основных условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации (в том числе и в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений), а также обязанность по осуществлению дополнительных мер, установленных пунктом 4 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, в муниципальных образованиях, которые не имеют годовой отчетности об исполнении местного бюджета за один год и более из трех последних отчетных финансовых лет, начиная с очередного финансового года подготовки заключений по проекту местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
В 2023 году практически всеми регионами проводилась вышеуказанная работа. В 4 субъектах Российской Федерации заключения на проекты решений о местных бюджетах на 2024 год подготовлены в отношении не полного перечня "высокодотационных" муниципальных образований.
Доля муниципальных образований с уровнем дотационности 20% и более, в отчетном финансовом году не установивших и не исполнявших расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления, по Российской Федерации составила 93,2%. При этом в 4 регионах данный показатель равен 0%, в 71 субъекте Российской Федерации - 100%.
В рамках оценки межбюджетных отношений на региональном уровне проанализированы отдельные показатели, характеризующие деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию организации местного самоуправления и развитию инициативности граждан.
Доля муниципальных районов в общем их количестве, полномочия администрации поселений - административных центров которых исполняются администрациями муниципальных районов, в 42 регионах составила от 2,4 до 100%, в 30 регионах такая практика отсутствует, в 13 регионах отсутствуют муниципальные районы.
На территории 26 регионов не вводилось самообложение граждан и (или) нормативно не установлены порядок реализации инициативных проектов граждан и внесения инициативных платежей, а в остальных регионах доля муниципальных образований, реализующих вышеуказанный механизм, в общем их количестве варьируется от 0,7% до 100%.
В 2 субъектах Российской Федерации доля депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свою деятельность на неоплачиваемой основе, в их общем количестве составляет 100% (в среднем по Российской Федерации - 97,6%). Наименьшее значение данного показателя отмечается в г. Севастополь - 77,5%.
В 76 регионах из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются межбюджетные трансферты местным бюджетам на поддержку местных инициатив (в 2022 году - 77 регионах).
В 76 субъектах Российской Федерации в составе нормативных правовых актов имеются утвержденные программы (мероприятия) о реализации на территории региона инициативного бюджетирования (в 2023 году - 74 регионах).
От отдельных неналоговых доходов, поступающих в бюджеты субъектов Российской Федерации, в местные бюджеты единые нормативы установлены в 48 субъектах Российской Федерации (в 2022 году - 46 регионах).
С 2020 года бюджетное законодательство предусматривает возможность предоставления "горизонтальных" субсидий - средств, поступающих в местные бюджеты от бюджетов других муниципальных образований. В 2023 году данным инструментом воспользовались муниципальные образования 29 субъектов Российской Федерации (в 2022 году - 25 регионов).
Доля муниципальных округов в общем количестве муниципальных округов и муниципальных районов составила 24,2%. В 8 субъектах Российской Федерации данный показатель равен 100%, в 53 субъектах Российской Федерации указанная доля равна 0, в 5 субъектах Российской Федерации отсутствуют данные виды муниципальных образований.
5. Мониторинг оценки качества управления государственной собственностью и оказания государственных услуг показал, что по итогам 2023 года количество субъектов Российской Федерации, в которых установлены количественно измеримые финансовые санкции (штрафы, изъятия) за нарушение условий выполнения государственных заданий (по 100 процентам учреждений) уменьшилось на 1 регион и составило 58 регионов.
По итогам проведенного анализа эффективности использования государственными унитарными предприятиями средств бюджета субъекта Российской Федерации можно сделать вывод о том, что объем затрат в виде предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации безвозмездных и безвозвратных средств государственным унитарным предприятиям в 33 субъектах Российской Федерации больше, чем прибыль от деятельности указанных предприятий. В частности, в 20 субъектах Российской Федерации указанное соотношение составляет превышение более чем в 100 раз.
По итогам 2023 года в 27 регионах все бюджетные и автономные учреждения субъекта Российской Федерации открыли лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства.
В 2023 году введен новый индикатор, отражающий долю расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на исполнение обязательств, возникающих при исполнении концессионного соглашения (в размере платы концендента, в том числе в случае его досрочного расторжения), обязательств перед юридическими лицами, являющимися стороной соглашений о государственно-частном партнерстве, а также по уплате лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), в объеме доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений. За 2023 год у 31 региона указанные расходы отсутствуют, у остальных регионов - не превышают 10% в объеме доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений.
6. Мониторинг оценки степени прозрачности бюджетного процесса показал, что в ходе проведения мониторинга и составления рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных за отчетный финансовый год наименьшую оценку по указанному показателю имеют 4 региона.
Ежемесячное размещение отчетов об исполнении регионального бюджета на официальных сайтах органов государственной власти, а также размещение проектов нормативных правовых актов финансового органа региона в соответствии с порядком проведения независимой антикоррупционной экспертизы не осуществлено 1 регионом.
Отсутствует изучение мнения населения о качестве оказания государственных услуг в соответствии с установленным порядком в 1 субъекте Российской Федерации.
7. В части выполнения в 2023 году субъектами Российской Федерации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы и от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", следует отметить, что по итогам анализа степени выполнения показателей отдельных "дорожных карт" по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, показателей и результатов федеральных проектов по субъектам Российской Федерации, а также результатов достижения субъектами Российской Федерации установленных значений (уровней) показателей, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2021 г. N 68, недостаточная степень достижения показателей Указов Президента Российской Федерации отмечена у 3 регионов, высокая степень достижения показателей у 3 субъектов Российской Федерации.
8. Мониторинг соблюдения субъектами Российской Федерации требований Кодекса в 2023 году выявил нарушение бюджетного законодательства в части превышения установленного подпунктом 2 пункта 3 статьи 130 Кодекса требования о соблюдении установленных Правительством Российской Федерации нормативов формирования расходов на оплату труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и (или) содержание органов государственной власти субъекта Российской Федерации Республикой Дагестан на 4,8% от норматива, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2022 г. N 3947-р.
В части взаимоотношений субъектов Российской Федерации с муниципальными образованиями среди субъектов Российской Федерации нарушения выявлены по следующим направлениям:
1) пункт 3 статьи 58 Кодекса (доля доходов по налогу на доходы физических лиц, поступивших в местные бюджеты по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 58 Кодекса, в общем объеме поступлений по указанному налогу в консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации) выявлено в Республике Марий Эл;
2) пункт 5 статьи 140 Кодекса (установление нераспределенного между муниципальными образованиями резерва субвенций в бюджете субъекта Российской Федерации в пределах, не превышающих установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничения) в Республике Тыва.
Выявлено нарушение Приморским краем пункта 2 статьи 236 Кодекса в части размещения бюджетных средств на банковских депозитах субъектами Российской Федерации, у которых в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) превышала 20 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Отсутствуют субъекты, которым присвоена III степень качества управления региональными финансами независимо от комплексной оценки качества управления в связи статьями 92.1 и 107 Кодекса, а также в случае нарушения субъектом Российской Федерации условий соглашения о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета в течение 2 лет подряд в части целевых показателей, установленных таким соглашением, субъекту Российской Федерации.
Основными положительными результатами проведенной оценки качества управления за 2023 год являются:
снижение среднего отношения просроченной кредиторской задолженности субъектов Российской Федерации и бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации к расходам бюджета субъекта Российской Федерации до 0,3% (в 2022 году - 0,2%, в 2021 году - 0,3%, в 2020 году - 0,4%, в 2019 году - 0,7%, в 2018 году - 0,6%, в 2017 году - 0,9%, в 2016 году - 0,8%);
снижение среднего по Российской Федерации уровня долговой нагрузки на региональные бюджеты в части рыночных заимствований на 1 п.п. до 4,8% объема налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов;
увеличилась доля государственных учреждений региона, для которых установлены количественно измеримые финансовые санкции за нарушение условий выполнения государственных заданий, в среднем по Российской Федерации на 0,7 п.п. до 86,7%;
увеличение среднего количества баллов, набранных в рамках мониторинга регионов по уровню открытости бюджетных данных, на 1 п.п. до 70,8%;
К недостаткам управления региональными финансами можно отнести следующее:
1 случай несвоевременного предоставления отчетности в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство;
недостижение 11 регионами целевого показателя по доле просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в расходах консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, установленного государственной программой "Развитие Федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами";
снижение среднего по Российской Федерации коэффициента покрытия расходов бюджета региона собственными средствами без привлечения заемных средств на 0,5% (в 2023 году - 98,0%, в 2022 году - 97,5%);
среднее значение по Российской Федерации недополученных доходов по региональным налогам и упрощенной системе налогообложения выросло на 11,9 п.п. до 37,4%;
имеется ряд субъектов Российской Федерации, у которых стимулирующие налоговые льготы по налогу на имущество организаций и по налогу на прибыль организаций в полном объеме признаны неэффективными;
наличие субъектов Российской Федерации, у которых не выполнены показатели отдельных "дорожных карт" по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы во исполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.;
20 субъектов Российской Федерации нарушили условия соглашений о предоставлении бюджетных кредитов, из них 3 субъекта Российской Федерации, Трем регионам присвоена III степень качества управления региональными финансами в связи с нарушением целевых показателей соглашений о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета в течение 2 лет подряд;
26 субъектов Российской Федерации нарушили условия соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов за 2023 год (6 регионов - не обеспечили рост налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, 1 регион - не направил основные параметры проекта бюджета на очередной финансовый год, 8 регионов - не обеспечили реализацию "дорожной карты" по погашению (реструктуризации) кредиторской задолженности, 1 регион - не обеспечил соблюдение нормативов формирования расходов на содержание органов государственной власти региона, установленных Правительством Российской Федерации, 1 регион - не принял меры по увеличению численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями).
Считаем необходимым обеспечить субъектами Российской Федерации, в первую очередь тем, кому присвоена III степень качества управления, повышение качества управления по следующим направлениям:
1. Выполнение условий подписанных субъектом Российской Федерации с Министерством финансов Российской Федерации соглашений, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, а также соглашений о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и (или) дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
2. Осуществление постоянной оценки эффективности действующих налоговых льгот и их отмена в случае выявления их неэффективности, в том числе с учетом общих требований к оценке налоговых льгот (налоговых расходов) субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2019 г. N 796.
3. Проведение взвешенной бюджетной политики по неувеличению объема расходных обязательств субъекта Российской Федерации, не обеспеченных соответствующим приростом доходов бюджета субъекта Российской Федерации.
4. Формирование реалистичного прогноза доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета при подготовке проекта бюджета субъекта Российской Федерации и соответствующих изменений, в том числе в части неналоговых доходов (реализация программ приватизации государственного имущества регионов) и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (остатков средств региональных бюджетов).
5. Сокращение объема долговых обязательств государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации с постепенным увеличением доходов бюджета от перечисления части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, а также оптимизация трансфертов (взносы в уставные капиталы) из бюджетов государственным унитарным предприятиям.
6. В целях недопущения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации не привлечение заимствований при наличии остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.
7. Проведение взвешенной долговой политики в части структуры долговых обязательств, а также обеспечение синхронизации сроков возврата с поступлениями доходных средств на погашение долговых обязательств.
8. В целях дальнейшего совершенствования межбюджетного регулирования на региональном уровне рекомендуем органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществить следующие меры:
- повысить качество организации межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, в том числе путем:
- принятия мер по стимулированию органов местного самоуправления к наращиванию налогового (экономического) потенциала муниципальных образований;
- расширения перечня предоставляемых местным бюджетам налоговых доходов по единым нормативам отчислений;
- применения механизма установления единых нормативов отчислений от отдельных неналоговых доходов;
- применения механизма полного или частичного замещения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований дополнительными нормативами отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц;
- соблюдения установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации требований к предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
- повышения эффективности выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, направленного на максимальное сокращение дифференциации бюджетной обеспеченности соответствующих видов муниципальных образований;
- увеличения доли межбюджетных трансфертов, распределяемых между муниципальными образованиями законом о бюджете субъекта Российской Федерации, в общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации;
- использования органами государственной власти субъектов Российской Федерации возможности предоставления "горизонтальных" субсидий;
- улучшения взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации с органами местного самоуправления муниципальных образований по обеспечению выполнения ограничений по организации бюджетного процесса;
- активизации работы по дальнейшему совершенствованию организации местного самоуправления, в том числе в части укрупнения муниципальных образований, оптимизации количества муниципальных образований поселенческого уровня, а также по стимулированию введения механизмов самообложения граждан и поддержки местных инициатив;
- повышения ответственности за создание условий для сбалансированного исполнения местных бюджетов и наращивания собственного экономического и налогового потенциалов на муниципальном уровне, эффективного управления региональными и муниципальными финансами;
- направления в Минфин России и другие заинтересованные федеральные органы государственной власти проработанных предложений, способствующих повышению качества межбюджетного регулирования на региональном и муниципальном уровнях и требующие принятия решения на федеральном уровне.
Информация о результатах оценки качества управления размещена на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет в разделе "Деятельность / Межбюджетные отношения с регионами и муниципалитетами / Мониторинг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований / Мониторинг качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
П.А. Кадочников |