Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 октября 2024 г. N 03-03-05/103252

Письмо Минфина
24.10.2024

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 октября 2024 г. N 03-03-05/103252

Департамент налоговой политики (далее - Департамент) рассмотрел просьбу о расширении перечня ненормируемых расходов на рекламу для целей исчисления налога на прибыль организаций и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли организаций расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, учитываются в порядке, предусмотренном в пункте 4 данной статьи Кодекса.

В пункте 4 статьи 264 Кодекса указаны виды рекламных расходов, относящиеся к нормируемым и ненормируемым для целей налогообложения прибыли организаций.

Следует отметить, что значительная часть видов рекламных расходов (ненормируемых) поименованы в абзацах втором-четвертом пункта 4 статьи 264 Кодекса. При этом незначительная часть рекламных расходов (нормируемых) учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли организаций в пределах норматива, 1 процента от выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Кодекса, что, по мнению Департамента, обосновано.

Также отмечаем, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ) установление для указанных налогоплательщиков особого порядка учета расходов, поставит данных налогоплательщиков в неравное положение с иными налогоплательщиками.

Кроме того, расширение перечня ненормируемых расходов создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов от налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в отношении иных расходов.

Указанное расширение перечня ненормируемых расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций приведет к уменьшению исчисленного налога на прибыль организаций и, соответственно, к выпадающим доходам бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

При этом любые изменения налогового законодательства, приводящие к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации, должны рассматриваться с учетом механизма "двух ключей". Следовательно, при рассмотрении предложений о предоставлении налоговых льгот или преференций по налогу на прибыль организаций, следует учитывать, что данные предложения должны проходить процедуру согласования на региональном уровне.

Вместе с тем в представленном обращении не содержится экономического обоснования предлагаемых изменений, в том числе параметров, которые будут достигнуты в случае их реализации, расчетов сумм, на которые сократятся доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, источников их компенсации.

В этой связи оснований для расширения перечня ненормируемых расходов на рекламу для целей исчисления налога на прибыль организаций не имеется.

Директор Департамента Д.В. Волков