Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 28 октября 2024 г. N 03-07-13/1/104740
Вопрос: Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в том числе Российской Федерации и Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к указанному Договору. Подпунктом 4 пункта 29 Протокола предусмотрен перечень услуг, местом реализации которых признается территория государства - члена ЕАЭС, налогоплательщиком которого приобретаются услуги. В приложении "Порядок взимания НДС при оказании услуг в электронной форме" указано, что перечень услуг в электронной форме, который утверждается Советом Комиссии. В перечне услуг в электронной форме указано предоставление через сеть "Интернет" прав на использование программного обеспечения для любых видов электронных устройств, в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности. С учетом Договора, Протокола и положений НК РФ при оказании российским юридическим лицом услуг по предоставлению юридическому лицу - резиденту Республики Беларусь доступа к программному обеспечению российского юридического лица, включенному в реестр российского ПО, местом реализации данных услуг признается территория Республики Беларусь? Такие услуги являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации?
Ответ: В связи с письмами о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению российской организацией права доступа к программному обеспечению белорусскому хозяйствующему субъекту Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Порядок применения налога на добавленную стоимость в торговых отношениях государств - членов ЕАЭС установлен положениями Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющегося приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Пунктом 28 раздела IV "Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола предусмотрено, что взимание косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг осуществляется в государстве-члене, территория которого признается местом реализации работ, услуг.
Порядок определения места реализации работ (услуг) установлен пунктом 29 Протокола.
Подпунктом 4 пункта 29 Протокола предусмотрен перечень услуг, местом реализации которых признается территория государства - члена ЕАЭС, налогоплательщиком которого приобретаются услуги. Положения данного подпункта применяются в том числе при передаче, предоставлении, уступке патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, фирменных наименований, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав. Поэтому местом реализации операций по предоставлению прав на программы для электронных вычислительных машин на основании лицензионных договоров признается территория того государства - члена ЕАЭС, налогоплательщик которого приобретает данные услуги.
Указанным подпунктом 4 пункта 29 Протокола также установлено, что местом реализации услуг, оказанных в электронной форме, признается территория государства - члена ЕАЭС, налогоплательщиком которого приобретаются такие услуги.
Перечень услуг в электронной форме утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 27.09.2023 N 97 (далее - Перечень).
В Перечне поименованы, в частности, услуги по предоставлению через информационно-телекоммуникационную сеть прав на программное обеспечение для любых электронных устройств, баз данных, обновлений к ним и дополнительных функциональных возможностей.
Таким образом, местом реализации услуг по предоставлению российской организацией права доступа к программному обеспечению белорусскому хозяйствующему субъекту территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | В.А. Прокаев |