Вопрос: С 01.01.2023 утратили силу абз. 2 и абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ. Согласно разъяснениям Минфина России (письмо от 18.04.2024 N 03-07-08/36269) с указанной даты комитент (принципал) самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в качестве налогового агента, если по договору комиссии (агентскому договору) российский комиссионер от своего имени, но за счет и по поручению российского комитента (принципала) заключает договор с иностранными контрагентами на выполнение работ (оказание услуг).
Одновременно нормами п. 5. ст. 161 НК РФ установлено, что при выполнении работ (оказании услуг) на территории РФ иностранными лицами, налоговыми агентами также признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено п. 10 ст. 174.2 НК РФ. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.
АО (принципал) заключило агентский договор, по условиям которого агент участвует в расчетах и от своего имени, но за счет принципала заключает с подрядчиками договоры на выполнение строительно-монтажных работ.
В соответствии с агентским договором агент, как заказчик, от своего имени заключил в 2022 году договор подряда с иностранным подрядчиком. Условиями договора подряда установлено, что работы выполняются на территории РФ, размер НДС определяется, удерживается и оплачивается в соответствии со ст. 161 НК РФ, а заказчик является налоговым агентом в соответствии со ст. 161 НК РФ.
В связи с изменением указанных выше требований п. 4 ст. 174 НК РФ прошу пояснить, будет ли являться налоговым агентом по НДС участвующий в расчетах с иностранным подрядчиком агент, если условиями договора подряда предусмотрено, что именно заказчик является налоговым агентом по НДС в соответствии со ст. 161 НК РФ.
Ответ: В связи с обращением о применении налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, изложенных в письме, Департамент налоговой политики сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Минфине России не рассматриваются и консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщаем, при решении вопроса о порядке применения налога на добавленную стоимость в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, строительно-монтажных работ, местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость является территория Российской Федерации, возможно руководствоваться указанным в обращении письмом Минфина России от 18.04.2024 N 03-07-08/36269.
Что касается пункта 5 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, о котором упоминается в обращении, то положения данного пункта 5 применяются в случае, когда товары (работы, услуги) реализуются на территории Российской Федерации иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков либо состоящим на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, через российскую организацию (индивидуального предпринимателя), выступающую комиссионером, поверенным, агентом с участием в расчетах на основании договора с этим иностранным лицом.
Заместитель директора Департамента | В.А. Прокаев |