Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 июля 2024 г. N 03-07-11/70897
Вопрос: С 2023 года был введен обязательный налог НДС для всех производителей и продавцов ювелирных изделий из драгоценных металлов. Это способствовало выводу ювелирных предприятий из серой зоны и ставило всех участников рынка в равные условия.
В соответствии с Федеральным законом от 23.03.2024 N 49-ФЗ:
1. С 2024 года НДС отменен для производителей и продавцов серебра на упрощенной системе налогообложения.
2. С 2025 года НДС отменят для производителей и продавцов на патентной системе налогообложения.
Просим оставить НДС для всех, кто производит серебро. Для продавцов данную систему можно смягчить.
Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, и по предложению о введении уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы и осуществляющих производство ювелирных и других изделий из серебра и (или) оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из серебра, сообщает следующее.
В целях урегулирования вопроса использования драгоценных металлов в слитках в инвестиционных целях физическими лицами Федеральным законом от 9 марта 2022 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 47-ФЗ) были внесены изменения в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), предусматривающие освобождение от уплаты НДС при осуществлении операций по реализации банками драгоценных металлов в слитках физическим лицам независимо от помещения этих слитков в хранилища банков.
Федеральным законом N 47-ФЗ также были внесены изменения в пункт 3 статьи 346.12 и пункт 6 статьи 346.43 Кодекса, в соответствии с которыми с 1 января 2023 года не вправе применять упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения (далее соответственно - УСН, ПСН) налогоплательщики, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов.
Аналогичные изменения были внесены Федеральным законом от 31 июля 2023 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в часть 2 статьи 3 Федерального закона от 25 февраля 2022 г. N 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - АУСН).
Вместе с тем переходу производителей ювелирных изделий на общий режим налогообложения сопутствует рост издержек у таких субъектов предпринимательской деятельности, что приводит к сокращению численности работников, а в ряде случаев - к прекращению деятельности. При этом наибольший рост издержек у производителей ювелирных изделий из серебра, так как "маржинальность" бизнеса при производстве и торговле изделиями из серебра существенно меньше, чем при производстве и торговле изделиями из золота.
С учетом низкой стоимости серебра по сравнению с другими драгоценными металлами налоговые риски в виде уклонения от налогообложения путем "дробления" бизнеса участниками оборота драгоценных металлов, осуществляющими производство и (или) реализацию изделий из серебра, при применении УСН, ПСН и АУСН незначительны.
В связи с этим, а также в рамках реализации подпункта "в" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи с членами Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", предусматривающего в том числе предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим реализацию ювелирных и других изделий из серебра, права на применение специальных налоговых режимов, нормами Федерального закона от 23 марта 2024 г. N 49-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее - Федеральный закон N 49-ФЗ) восстановлено право на применение УСН, ПСН и АУСН налогоплательщиками, осуществляющими производство и (или) реализацию изделий из серебра.
При этом в целях исключения перетока серебра в слитках, при приобретении которых НДС не уплачивается, в производство Федеральным законом N 49-ФЗ отменено освобождение от НДС при реализации серебра в слитках банками, аффинажными организациями, имеющими право осуществлять аффинаж драгоценных металлов, организацией, изготавливающей банкноты и монету Банка России, физическим лицам.
Одновременно отмечаем, что в целях создания условий для плавного и поэтапного перехода на общий режим налогообложения налогоплательщиков, применяющих УСН, а также борьбы со схемами "дробления" бизнеса, когда возможность не платить косвенные налоги становится конкурентным преимуществом для бизнеса, Федеральным законом от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в Кодекс внесены изменения, согласно которым с 1 января 2025 года налогоплательщики, применяющие УСН, признаются плательщиками НДС.
В то же время указанные налогоплательщики будут освобождаться от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если сумма доходов не превышает в совокупности 60 миллионов рублей, либо уплачивать НДС по налоговой ставке 5 процентов, если сумма доходов в совокупности не превысила 250 миллионов рублей, или 7 процентов, если сумма доходов не превысила в совокупности 450 миллионов рублей. При этом установлено, что налогоплательщики, применяющие УСН и уплачивающие НДС по указанным налоговым ставкам, не вправе производить налоговые вычеты.
Учитывая изложенное, оценку функционирования ювелирной отрасли, в том числе производства ювелирных и других изделий из серебра и (или) оптовой (розничной) торговли ювелирными и другими изделиями из серебра, и необходимость изменения норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах целесообразно проводить по итогам мониторинга и анализа нескольких налоговых периодов.
Заместитель директора Департамента | Н.А. Кузьмина |