Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 июня 2024 г. N 03-03-05/57028 О рассмотрении предложения о внесении изменений в пункт 1 статьи 251 НК РФ, определяющей перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на

Письмо Минфина
20.06.2024

В связи с письмом Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, содержащее предложение по формированию системы финансирования АО путем реализации новой меры государственной поддержки, предусматривающей внесение изменений в пункт 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), определяющей перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, и сообщает следующее.

В рассматриваемом обращении содержится предложение о дополнении пункта 1 статьи 251 НК РФ подпунктом "68", смысл которого, исходя из текста обращения, заключается во включении в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, суммы денежных средств, внесенных банком в качестве вклада в имуществе судостроительной корпорации в целях финансирования деятельности и развития указанной корпорации.

В этой связи отмечаем, что положениями НК РФ уже предусмотрены случаи освобождения от налогообложения налогом на прибыль денежных средств, полученных, в том числе от третьих лиц.

Так, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде денежных средств, которые получены в качестве вклада в имущество и (или) вклада в уставный капитал организации, а также доходы в виде имущества, полученного организацией безвозмездно от лица, прямо или косвенно участвующего в такой организации (подпункты 3, 3.7 и 11 пункта 1 статьи 251 НК РФ).

Вместе с тем необходимо отметить, что при принятии решения о введении новых механизмов (расширении действующих механизмов) налогового стимулирования необходимы детальная проработка предлагаемых мер, а также оценка эффективности уже существующих форм государственной поддержки, в том числе налоговых льгот (преференций), в соответствующей сфере деятельности. Без проведения соответствующего анализа последствий, предлагаемых мер оценить необходимость их введения не представляется возможным.

Кроме того, в представленных материалах не содержится экономического обоснования, в том числе параметров, которые будут достигнуты в случае введения предлагаемой преференции, расчетов сумм, на которые сократятся доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и доходы федерального бюджета, не определены источники их компенсации.

Также обращаем внимание, что принятие предложения, изложенного в обращении, создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов налогоплательщиками, осуществляющими иные хозяйственные операции.

Учитывая изложенное, рассматриваемое предложение не поддерживается.

Заместитель директора Департамента В.А. Прокаев