Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 30 мая 2024 г. № 03-04-06/50073 О материальной выгоде, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами

Письмо Минфина
30.05.2024

Департамент налоговой политики (далее - Департамент) рассмотрел обращение и в дополнение к ранее направленному письму от 26.03.2024 N 03-04-06/26867 сообщает следующее.

Согласно абзацам шестому-восьмому подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами (за исключением материальной выгоды, указанной в абзацах втором - четвертом указанного подпункта), признается доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, при соблюдении в отношении такой экономии хотя бы одного из следующих условий:

соответствующие заемные (кредитные) средства получены налогоплательщиком от организации или индивидуального предпринимателя, которые признаны взаимозависимым лицом налогоплательщика либо с которыми налогоплательщик состоит в трудовых отношениях;

такая экономия фактически является материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Таким образом, в случае, если в отношении экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами соблюдается хотя бы одно из условий, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса (в частности, наличие трудовых отношений), то соответствующая экономия признается в целях налогообложения доходом в виде материальной выгоды и подлежит налогообложению в установленном порядке.

При этом с учетом положений абзаца седьмого подпункта 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса, по мнению Департамента, наличие трудовых отношений между заемщиком и кредитором необходимо определять на момент получения налогоплательщиком заемных (кредитных) средств (на момент внесения соответствующих изменений в договор займа (кредита)).

В этой связи внесение дополнительных изменений в Кодекс не требуется.

Одновременно сообщаем, что предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях, рассматриваются в Департаменте в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Заместитель директора Департамента Р.А. Лыков