Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 апреля 2024 г. N 03-03-06/1/33470 О признании задолженности контролируемой для целей налогообложения прибыли

Письмо Минфина
11.04.2024

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 апреля 2024 г. N 03-03-06/1/33470

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает, что в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях статьи 269 Кодекса контролируемой задолженностью признается непогашенная задолженность налогоплательщика - российской организации по долговому обязательству этого налогоплательщика, по которому иностранное лицо, указанное в подпункте 1 пункта 2 статьи 269 Кодекса, и (или) его взаимозависимое лицо, указанное в подпункте 2 пункта 2 статьи 269 Кодекса, выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение этого долгового обязательства налогоплательщика - российской организации, если иное не предусмотрено пунктом 9 статьи 269 Кодекса.

Согласно пункту 9 статьи 269 Кодекса непогашенная задолженность, указанная в подпункте 3 пункта 2 статьи 269 Кодекса, не признается для налогоплательщика - российской организации контролируемой задолженностью при одновременном выполнении следующих условий:

1) долговое обязательство возникло перед организацией, являющейся банком (включая организации, признаваемые банками в соответствии с законодательством иностранных государств), международной финансовой организацией, созданной в соответствии с международным договором Российской Федерации, или банком развития - государственной корпорацией, не признаваемыми взаимозависимыми лицами как с налогоплательщиком - российской организацией, так и с лицами, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися исполнить долговое обязательство налогоплательщика;

2) с момента возникновения долгового обязательства налогоплательщика не происходило прекращения (исполнения) указанного долгового обязательства как в части суммы основного долга, так и в части уплаты процентов иностранным лицом, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 269 Кодекса, и (или) его взаимозависимым лицом, указанным в подпункте 2 пункта 2 статьи 269 Кодекса, выступающими поручителем, гарантом или иным образом обязующимися обеспечить исполнение указанного долгового обязательства.

Таким образом, для признания задолженности, указанной в подпункте 3 пункта 2 статьи 269 Кодекса, неконтролируемой должны одновременно соблюдаться два условия, установленные пунктом 9 статьи 269 Кодекса.

Учитывая вышеуказанные нормы статьи 269 Кодекса, в случае, если не действуют установленные пунктом 9 статьи 269 Кодекса исключения и иностранная материнская организация выступает поручителем, гарантом или иным образом обязуется исполнить долговое обязательство налогоплательщика-должника, то нет оснований не признавать задолженность по такому долговому обязательству контролируемой.

Заместитель директора Департамента А.А. Смирнов