Из нововведений 2025 года выделим три поправки по налогу на прибыль, две из которых направлены на обеспечение технологического суверенитета страны. А начнем с повышения налоговой ставки, которое по-разному влияет на налогоплательщиков, имеющих отношение к высоким технологиям или пока не применяющих их.

Три главные поправки по налогу на прибыль

Налоговая реформа 2025 года, пожалуй, самое глобальное событие в налоговом законодательстве за последние годы. Но началось все не сейчас, а немного раньше. Вспомним появление прогрессивной шкалы ставок по НДФЛ, понижение страховых взносов для малого бизнеса, признание расходов на финансирование СОНКО. Постепенно масштаб изменений нарастал, и теперь пришло время кардинальных перемен. Мы подробно рассмотрели их в статье про налоговую реформу.
Применительно к налогообложению прибыли можно выделить три наиболее значимых новшества. Это повышение налоговой ставки и одновременно появление федерального инвестиционного вычета и увеличение повышающих коэффициентов к налоговым расходам, что позволяет нивелировать потери от повышения ставки организациям из приоритетных для страны сфер экономики.
Повышение налоговой ставки
Повышение коснулось как общей ставки налога на прибыль, так и специальных (пониженных) ставок для отдельных категорий плательщиков.
Общеустановленная ставка налога на прибыль
Общая ставка налога на прибыль до 31.12.2024 включительно составляла 20%, с 2025 года составляет 25%. Про общую ставку на период 2025–2030 гг. до и после ее изменения читайте в таблице.
Таблица. Общая ставка налога на прибыль
Уровень бюджета | Налоговая ставка | |
---|---|---|
до 2025 года | с 2025 по 2030 год | |
Федеральный | 3% | 8% |
Региональный | 17% |
Повышение коснулось федеральной части ставки, которая на период с 2025 по 2030 гг. увеличилась на 5%. В дальнейшем планируется снизить ее до 7% одновременно с повышением ставки по субъектам РФ до 18% (п. 1 ст. 284 НК, подп. «а» п. 50 ст. 2 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ).
Не остались прежними и ставки для льготных категорий плательщиков. Если не рассматривать узкоспециальные сферы, например добычу углеводородного сырья или пользование участками недр, то основные поправки таковы.
Прибыль контролируемых иностранных компаний
С 2025 года ставка налогообложения для прибыли КИК повышена с 20% до 25%. Понятие КИК закреплено в статьях гл. 3.4 НК, где указано, что КИК – это юридическое лицо или иностранная структура без статуса юрлица – налоговый нерезидент РФ, контролируемый предприятием или предпринимателем – налоговым резидентом России (пп. 1, 2 ст. 25.13 НК).
Для целей налогообложения прибыль КИК приравнивается к прибыли (доходу) контролирующего ее лица – налогового резидента РФ и подпадает под налогообложение, если превышает 10 млн руб. (пп. 1, 2, 7 ст. 25.15 НК). Исключение – контролируемые международные холдинговые компании, прибыль которых не учитывается у резидентов за период до 2028 года включительно (подп. 58 п. 1 ст. 251 НК).
Российские малые технологические компании
С 2025 по 2030 год включительно любой субъект РФ наделен правом принять закон о понижении региональной части налоговой ставки для малых российских технологических компаний, включенных в соответствующий реестр из состава ГИС «Экономика» (новый п. 1.8-5 ст. 284 НК, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 04.08.2023 № 478-ФЗ, далее – Закон № 478-ФЗ).
Критерии малой технологической компании приведены в ч. 1 ст. 5 Закона № 478-ФЗ и подразумевают соответствие организации:
-
лимиту прошлогодней выручки – не более 4 млрд руб. (п. 1 постановления Правительства от 02.11.2023 № 1847);
-
основному виду деятельности – по перечню из постановления Правительства от 02.11.2023 № 1847;
-
любому из критериев п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 478-ФЗ – например, соответствие возможностей и уровня научно-технического потенциала фирмы, выявленное с помощью экспертизы.
Инструкция по отнесению отечественных организаций к малым технологическим компаниям размещена на сайте Минэкономразвития. Проверить наличие юрлица в реестре малых технологических компаний можно путем запроса выписки из реестра онлайн.
Российские IT-компании
Для российских IT-компаний с 2025 года и, как ожидается, до 2030 года включительно федеральная часть ставки налога на прибыль повышена с 0% до 5%. А вот региональная часть ставки по-прежнему остается нулевой (п. 1.15 ст. 284 НК).
Критерий для применения пониженных ставок – наличие у организации аккредитации в качестве IT-компании. Для получения аккредитации нужно соответствовать всем требованиям по п. 4 положения из постановления Правительства от 30.09.2022 № 1729, в том числе:
-
вести основной вид деятельности по перечню из приложения № 1 к постановлению Правительства от 30.09.2022 № 1729;
-
платить сотрудникам в среднем ежемесячно не меньше среднемесячной зарплаты в расчете за квартал по своему региону или в целом по России;
-
соблюдать долю профильного прошлогоднего дохода, который должен быть не менее 30%;
-
вести сайт с информацией об организации, соответствующий требованиям подп. «г» п. 4 постановления Правительства от 30.09.2022 № 1729;
-
направить в ИФНС согласие на раскрытие сведений, доступных налоговой инспекции, по форме из приложения № 4 к приказу ФНС от 14.11.2022 № ЕД-7-19/1085@.
Проверить наличие у фирмы IT-аккредитации можно онлайн на Госуслугах.
Российские предприятия радиоэлектронной промышленности
С 01.01.2025 повышена на период 2025–2027 гг. ставка налога на прибыль в ее федеральной части с 3% до 8% для российских организаций в сфере радиоэлектронной промышленности, включенных в соответствующий реестр (п. 1.16 ст. 284 НК, ст. 1, ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.11.2024 № 417-ФЗ). А вот в региональной части ставка для них все еще нулевая, но только при условии, что профильный доход составляет не менее 70% в общей сумме всех доходов по итогам каждого отчетного периода и календарного года в целом.
Состав профильных доходов с 2025 года расширили, дополнив его выручкой от реализации произведенного оборудования по перечню из распоряжения Правительства от 21.11.2024 № 3367-р, предназначенного для изготовления:
-
электронной компонентной базы (электронных модулей);
-
электронной (радиоэлектронной) продукции.
В то же время с 2025 года установлен запрет включать в состав профильных доходов выручку от реализации компонентной базы (электронных модулей), произведенной на основе разработок иностранного гражданина, лица без гражданства или иностранного юридического лица, не контролируемого российской организацией или гражданином России.
Иностранные организации без представительств
С 2025 года повышена с 20% до 25% общая ставка налога с дохода, полученного от источников в РФ иностранными компаниями без постоянных представительств в России (подп. 1 п. 2 ст. 284 НК). Налог удерживает налоговый агент – российское юридическое лицо, российское представительство иностранной фирмы или ИП, выплачивающие вознаграждение иностранной компании (пп. 1, 1.1 ст. 309 НК).
Федеральный инвестиционный вычет
С 2025 года в НК появилась новая ст. 286.2, устанавливающая инвествычет на общегосударственном уровне.
Теперь налогоплательщики вправе уменьшать федеральную часть налога на прибыль и авансовых платежей по нему на стоимость капитальных вложений, поименованных в п. 4 ст. 286.2 НК. Но с учетом ограничения – не более чем на 50% от размера этих трат и не более 3% от их величины за каждый отчетный период и календарный год (п. 3 ст. 286.2 НК, п. 3 постановления Правительства от 28.11.2024 № 1638, далее – Постановление № 1638).
Поставить в уменьшение налогового платежа можно строго определенные затраты. Подробнее о них – в таблице.
Таблица. Затраты, формирующие федеральный инвествычет
Объект капитальных вложений | Вид капитальных вложений | |
---|---|---|
До готовности объекта к использованию | В процессе эксплуатации объекта | |
Основное средство |
|
Увеличение первоначальной стоимости объекта в результате улучшения, в том числе:
|
Запатентованный нематериальный актив – изобретение, промышленный образец или полезная модель |
|
Увеличение первоначальной стоимости объекта в результате улучшения любым способом, за исключением частичной ликвидации |
Уменьшить федеральную часть налогового платежа на ФИНВ можно в периоде, когда:
-
ОС или НМА ввели в эксплуатацию, то есть его первоначальная стоимость в налоговом учете полностью сформирована;
-
улучшение ОС или НМА завершено и его первоначальная стоимость обоснованно увеличена.
На применение ФИНВ установлен еще один лимит: инвествычет не должен снижать федеральную часть налоговых платежей до величины менее 3% (п. 6 ст. 286.2 НК).
Применять ФИНВ могут организации, чей основной вид деятельности на 1 января 2024 г. по данным из ЕГРЮЛ соответствует приложению к Постановлению № 1638 (п. 3 ст. 286.2 НК). Исключение – организации, поименованные в п. 10 ст. 286.2 НК, которые не имеют права на ФИНВ ни при каких условиях (п. 1 Постановления № 1638). К ним относятся:
-
иностранные юрлица – налоговые резиденты РФ;
-
компании, участвующие в соглашениях о защите и поощрении капиталовложений;
-
кредитные организации, включая банки;
-
производители подакцизной продукции, поименованной в подп. 4 п. 10 ст. 286.2 НК.
Пример. ООО «Сказка», оказывающее услуги общепита, приобрело в 2025 году грузовой автомобиль стоимостью 3 000 000 руб. без учета НДС. К такому ОС разрешено применять ФИНВ, а в учетной политике ООО «Сказка» закреплено применение инвествычета и все его параметры.
Допустим, что по итогам 2025 года прибыль ООО составила 10 000 000 руб. Тогда:
- годовой налог в федеральной части без учета ФИНВ равен 800 000 руб. (10 000 000 руб. х 8%);
- 3% от первоначальной стоимости грузовика – это 90 000 руб. (3 000 000 руб. х 3%);
- лимит по ФИНВ за 2025 год составляет 500 000 руб. (10 000 000 руб. х (8% – 3%)).
Очевидно, что 3% от капиталовложений в грузовик (90 000 руб.) не превышают лимит по ФИНВ на 2025 год (500 000 руб.). Поэтому федеральная часть налога на прибыль за 2025 год уменьшается на 90 000 руб., и годовой платеж ООО «Сказка» составляет 710 000 руб. (800 000 руб. – 90 000 руб.).
Организация сама выбирает, какие именно капиталовложения заявить в качестве вычета (п. 6 Постановления № 1638). Но по объектам, стоимость которых учитывается в ФИНВ, нельзя применить региональный инвествычет, установленный ст. 286.1 НК (п. 4 ст. 286.1 НК).
Сверхнормативный остаток ФИНВ можно переносить на будущее в течение последующих 10 лет (пп. 5, 9 ст. 286.2 НК, п. 3 Постановления № 1638).
Внеоборотные активы, по которым применен вычет, можно амортизировать, уменьшив на сумму инвествычета их первоначальную стоимость. В том числе можно применить амортизационную премию в отношении основных средств (п. 9 ст. 258 НК). Продать объект ОС или НМА, не восстанавливая налог на прибыль и не уплачивая пени, можно по истечении пяти лет или срока его полезного использования, если он меньше пяти лет (пп. 7, 11 ст. 286.2 НК).
Решение заявлять ФИНВ и его конкретные параметры нужно закрепить в налоговой учетной политике предприятия (п. 8 ст. 286.2 НК).
Повышающие коэффициенты
С 2025 года увеличены с 1,5 до 2 повышающие коэффициенты к затратам в налоговом учете, которые:
-
формируют первоначальную стоимость некоторых основных средств и нематериальных активов;
-
понесены при выполнении определенных НИОКР;
-
связаны с приобретением неисключительных прав на российские компьютерные программы и/или базы данных.
В любом случае применение повышающего коэффициента необходимо закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
Коэффициент к первоначальной стоимости ОС
Удваивающий коэффициент применим к затратам на приобретение, создание и приведение в состояние готовности к использованию в месте назначения следующих основных средств (п. 1 ст. 257 НК):
-
российской радиоэлектронной продукции, включенной в соответствующий единый реестр;
-
объектов, предназначенных для применения в сфере искусственного интеллекта (ИИ);
-
объектов, включенных в единый реестр российского ПО;
-
высокотехнологичного оборудования, включенного на дату ввода в эксплуатацию в перечень из распоряжения Правительства от 20.07.2023 № 1937-р (ст. 2 Федерального закона от 28.04.2023 № 159-ФЗ).
За счет удвоения указанных затрат увеличивается первоначальная стоимость ОС, а следовательно, и суммы расходов в виде амортизации. Это в определенной степени нивелирует повышение ставки по налогу на прибыль для владельцев таких ОС.
Пример. АО «Мечта» приобрело за 4 000 000 руб. (без учета НДС) самоходный одноковшовый экскаватор, относящийся к высокотехнологичному оборудованию по коду 28.92.26.110 классификатора ОК 034-2014 из приказа Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст (п. 60 перечня из распоряжения Правительства от 20.07.2023 № 1937-р). Данное ОС относится к четвертой амортизационной группе, и его СПИ установлен равным 80 месяцам.
В налоговой учетной политике АО «Мечта» предусмотрено применение коэффициента 2 к подпадающему под него высокотехнологичному оборудованию. Поэтому первоначальная стоимость экскаватора сформирована в размере 8 000 000 руб. (4 000 000 руб. х 2). Именно эта удвоенная сумма будет уменьшать налоговую базу АО «Мечта» через механизм амортизации.
Начиная с 2025 года признаваемые при налогообложении расходы АО «Мечта» удвоились так, как показано в таблице.
Показатель | Гипотетически, без коэффициента, руб. |
Гипотетически, с коэффициентом 1,5, руб. |
Фактически, с коэффициентом 2, руб. |
Выгода от увеличения с 2025 года коэффициента с 1,5 до 2, руб. |
---|---|---|---|---|
Общая сумма расходов в виде амортизации | 4 000 000 | 6 000 000 (4 000 000 х 1,5) |
8 000 000 | 2 000 000 (8 000 000 – 6 000 000) |
Ежемесячная амортизация | 50 000 (4 000 000 / 80 мес.) |
75 000 (6 000 000 / 80 мес.) |
100 000 (8 000 000 / 80 мес.) |
25 000 (100 000 – 75 000) |
Годовая амортизация | 600 000 (50 000 х 12 мес.) |
900 000 (75 000 х 12 мес.) |
1 200 000 (100 000 х 12 мес.) |
300 000 (1 200 000 – 900 000) |
Важный нюанс заключается в том, что при формировании первоначальной стоимости ОС с применением повышающего коэффициента заявлять ФИНВ в виде капиталовложений в это ОС запрещено (п. 4 ст. 286.2 НК, письмо Минфина от 24.12.2024 № 03-03-06/1/130574).
Коэффициент к первоначальной стоимости НМА
Удваивающий коэффициент применим к затратам на приобретение, создание и приведение в состояние готовности к использованию НМА в виде исключительных прав на компьютерные программы и базы данных, включенные в единый реестр российского ПО (п. 3 ст. 257 НК).
Финансовые последствия удвоения первоначальной стоимости таких НМА аналогичны приведенным в примере выше. Для включения программного обеспечения в единый реестр достаточно подать заявление через Госуслуги или через специализированный сайт. На данный момент в реестре числится более 25 000 наименований российского ПО.
Коэффициент к затратам на НИОКР
С 2025 года увеличен с 1,5 до 2 повышающий коэффициент к:
-
затратам на НИОКР, признаваемым в составе прочих расходов в периоде завершения работ или их отдельных этапов;
-
затратам, формирующим первоначальную стоимость результата НИОКР, исключительное право на который принадлежит организации и который квалифицируется у нее как НМА.
Под НИОКР для целей применения повышающего коэффициента подразумевают только исследования и разработки по перечню из постановления Правительства от 24.12.2008 № 988 (далее – Постановление № 988) (пп. 7, 9 ст. 262 НК). Под затратами, формирующими удвоенные прочие расходы или двойную первоначальную стоимость НМА, понимают суммы, поименованные в подп. 1–5 п. 2 ст. 262 НК. К ним относятся:
- Амортизация внеоборотных активов, задействованных при осуществлении НИОКР, исчисленная пропорционально периоду использования таких активов в указанных целях.
- Вознаграждения работникам по трудовым договорам в виде платы за труд, премиальных начислений и компенсаций, связанных с особенностями режима работы, ее условиями или сложным климатом (пп. 1–3 ч. 2 ст. 255 НК).
- Вознаграждения по договорам ГПХ физическим лицам, не имеющим статуса ИП (п. 21 ч. 2 ст. 255 НК).
- Материальные расходы на (подп. 1–3, 5 п. 1 ст. 254 НК):
- сырье;
- материалы для испытаний, контроля и эксплуатации оборудования;
- специальные средства производства, средства защиты, приборы;
- топливо, воду, тепло и энергию для технологических целей и отопление помещений.
- Расходы на покупку исключительных прав и лицензий на результаты интеллектуальной деятельности, поименованные в подп. 3.2 п. 2 ст. 262 НК, в том числе на топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, программное обеспечение и т.д.
- Иные затраты, напрямую связанные с научными исследованиями и разработками, но не более чем 75% от вознаграждений физлицам, указанных выше.
- У заказчика – стоимость работ по договорам на выполнение НИР и на выполнение ОКР.
Признавать прочие расходы на НИОКР, подлежащие удвоению, можно независимо от наличия положительного результата исследований и разработок (подп. 6 п. 2 ст. 332.1 НК).
Пример. АО «Мечта» в 2025 году заказало у ООО «Сказка» проведение исследований и когнитивное моделирование интеллекта, а также разработку технологий ИИ со сроком завершения работ в декабре того же года. В налоговой учетной политике АО «Мечта» предусмотрено применение коэффициента 2 к подпадающим под него исследованиям и разработкам.
Затраты АО на оплату работ подрядчика составили 4 000 000 руб. без НДС. В декабре 2025 года, по факту приемки результатов работ, в налоговом учете АО «Мечта» будут отражены прочие расходы, связанные с производством и реализацией, в размере 8 000 000 руб. (4 000 000 руб. х 2). Это приводит к экономии по налогу на прибыль для АО в сумме 1 000 000 руб. ((8 000 000 – 4 000 000) х 25%).
Коэффициент к расходам на российское ПО
С 2025 года увеличен с 1,5 до 2 повышающий коэффициент к расходам по получению неисключительных прав на российское ПО – программно-аппаратные комплексы, компьютерные программы и базы данных, включенные на дату приобретения неисключительных прав в соответствующий реестр (подп. 26 п. 1 ст. 264 НК). Речь идет о лицензионных и сублицензионных платежах за право использования указанного российского ПО.
В то же время затраты на адаптацию и модификацию лицензионных и сублицензионных компьютерных программ и баз данных, включенные с 2025 года в состав прочих расходов по подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, под применение повышающего коэффициента не подпадают (письмо Минфина от 05.12.2024 № 03-03-06/122830).
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Далеко не все нововведения по налогу на прибыль укладываются в рамки описанного в статье. Мы рассказали только про три глобальных новшества. Остальные поправки рассмотрены в специальной статье об изменениях по налогу на прибыль.
На фоне масштабных новшеств не удивляет появление новой формы декларации по налогу на прибыль, утвержденной приказом ФНС от 02.10.2024 № ЕД-7-3/830@. Отчитаться по ней впервые российским налогоплательщикам нужно за I квартал 2025 года.