Чекап бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 год: что важно проверить
Отчетность
18.03.2025
Поделиться

Чекап бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2024 год: что важно проверить

Отчитаться за 2024 год помогут свежие рекомендации Минфина, которые формально адресованы аудиторам. Мы расскажем, на чем Минфин сделал акцент и как воспользоваться рекомендациями, чтобы правильно составить отчетность и легко пройти аудиторскую проверку.

Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
351
просмотр

ФСБУ 4/2023 (о бухгалтерской отчетности), утвержденный приказом Минфина от 04.10.2023 № 157н, распространяется на отчетность, составленную за 2025 год. Поэтому отчитываться за 2024 год необходимо по правилам ПБУ 4/99 из приказа Минфина от 06.07.1999 № 43н и с помощью форм из приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н (далее – приказ Минфина № 66н).

Эти и иные разъяснения приведены в ежегодных рекомендациях финансового ведомства (далее – Рекомендации), формально адресованных аудиторам, но весьма полезных для бухгалтеров. Рассмотрим подробно ключевые моменты данного приложения к письму Минфина от 18.12.2024 № 07-04-09/128024 и разберемся, что принять во внимание на этот раз. Но сначала напомним об основных требованиях к бухотчетности.

Бухотчетность за 2024 год, в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее – Закон № 402-ФЗ) и п. 5 ПБУ 4/99, состоит из следующих блоков:

  1. бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах (ОФР);
  2. приложения к балансу и ОФР в виде:
    • отчета об изменениях капитала;
    • отчета о движении денежных средств;
    • пояснений.

Не считается пояснениями и не входит в состав бухотчетности сопутствующая информация, о которой сказано в разделе VIII ПБУ 4/99 (см. раздел II рекомендаций из письма Минфина от 09.01.2013 № 07-02-18/01). Аудиторское заключение также не входит в состав бухотчетности, если рассматривать этот вопрос методологически (информация Минфина № ПЗ-10/2012).

Отчитаться за 2024 год необходимо на бланках из приказа Минфина № 66н. Исключение – ситуация, когда иные бланки утверждены федеральными либо отраслевыми стандартами бухучета (п. 8 приказа Минфина № 66н, письмо Минфина от 01.02.2019 № 07-01-09/5745).

Отчетность на бланках из приказа Минфина № 66н должна соответствовать основным требованиям, поименованным в таблице.

Таблица. Шесть ключевых требований к бухгалтерской отчетности

Требование Расшифровка НПА
Достоверность Правдивое отражение последствий всех операций, условий и событий, а также регулярное проведение инвентаризации

ч. 1 ст. 13 Закона № 402-ФЗ

п. 6 ПБУ 4/99

Полезность Уместность, надежность, сравнимость и своевременность показателей п. 6.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России (далее – Концепция)
Полнота Единство всех форм отчетов и наличие необходимых дополнительных сведений с учетом существенности информации и сопоставимости затрат на ее сбор и обработку

пп. 5.1.4, 6.3.5 Концепции

п. QC13 Концептуальных основ финансовой отчетности

Существенность Наличие и точность информации, которая может повлиять на решения пользователей отчетности

п. 6.2.1 Концепции

рекомендации из письма Минфина от 24.01.2011 № 07-02-18/01

п. 2.11 Концептуальных основ представления финансовых отчетов

Нейтральность Отсутствие предвзятости и намерения тем или иным способом манипулировать мнением пользователя, чтобы увеличить вероятность желаемого восприятия им отчетности – например, акцентировать внимание на одних аспектах и ослаблять на других

п. 6.3.3 Концепции

п. QC14 Концептуальных основ финансовой отчетности

Последовательность

Использование одних и тех же методов:

  • в отношении одних и тех же статей отчетности;
  • в разных периодах

п. 9 ПБУ 4/99

п. 2.26 Концептуальных основ представления финансовых отчетов

Бухотчетность должна содержать показатели всех структурных подразделений независимо от места их нахождения, в том числе выделенных на отдельный баланс, включая филиалы и представительства (ч. 6 ст. 13 Закона № 402-ФЗ, п. 8 ПБУ 4/99). А степень детализации показателей в отчетах зависит от их существенности и определяется заявителем самостоятельно (п. 3 приказа Минфина № 66н).

Бухотчетность считается составленной по факту ее подписания руководителем (ч. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Если иное не предусмотрено уставом, руководитель вправе передать иному лицу свои полномочия по заверению бухотчетности (письма Минфина от 18.01.2022 № 07-01-09/2142, ФНС от 26.06.2013 № ЕД-4-3/11569). А если уставом или решением органа управления установлено подписание ее не только руководителем, но и иным лицом, например главным бухгалтером, то подпись этого лица также обязательна (информсообщение Минфина от 19.05.2015 № ИС-учет-2).

С 1 января 2025 г. совокупная ставка налога на прибыль увеличена в общем случае с 20% до 25% (п. 1 ст. 284 НК). Это влияет на отражение в бухучете отложенных налоговых активов (ОНА) и обязательств (ОНО), которое подчиняется правилам ПБУ 18/02 из приказа Минфина от 19.11.2002 № 114н. Проще говоря, изменение ставки налога на прибыль требует пересчета балансовой стоимости ОНА и ОНО, отраженных по непогашенным временным разницам (п. 1 рекомендации Р-4/2008 КпР «Изменение ставки по налогу на прибыль»).

Статья про три главные поправки по налогу на прибыль

По правилам пп. 14, 15 ПБУ 18/02 в случае изменения ставки налога на прибыль в связи с поправками в НК необходимо пересчитать величины ОНА и ОНО на дату, предшествующую дате начала применения новой налоговой ставки, то есть в данном случае – на 31 декабря 2024 г. А возникшую при пересчете разницу отнести на счет 99 «Прибыли и убытки». Аналогичные разъяснения приведены на сайте саморегулируемой организации аудиторов Ассоциации «Содружество».

Значит, результат пересчета попадает в бухотчетность за 2024 год, и это следует учитывать при ее подготовке (раздел III Рекомендаций).

Поясним, что нужно сделать на практике. Начнем с примера, где по состоянию на 31 декабря бухгалтер доначисляет ОНА, изначально сформированный в соответствии с 20%-ной налоговой ставкой по прибыли.

Пример. АО «Мечта» в октябре 2024 г. создало в бухучете резерв сомнительных долгов в размере 700 000 руб. без создания такого же резерва в налоговом учете. В связи с этим расходы в виде сомнительного долга будут признаны в БУ и НУ хотя и в одинаковой сумме, но в БУ раньше, чем в НУ. Поэтому в БУ на дату создания резерва возникнет временная разница, которой соответствует ОНА.

Бухгалтер АО «Мечта» в октябре 2024 г. делает записи:

Дебет 91-2 Кредит 63 –

700 000 руб. – сформирован в бухучете резерв сомнительных долгов;

Дебет 09 Кредит 68 «Расчеты по налогу на прибыль» –

140 000 руб. (700 000 х 20%) – отражен ОНА из-за отсутствия резерва в налоговом учете.

По состоянию на 31 декабря того же года величина резерва в БУ не изменилась, но повысилась ставка налога на прибыль. Поэтому бухгалтер доначисляет ОНА записью на последнее число 2024 года в корреспонденции со счетом 99:

Дебет 09 Кредит 99 –

35 000 руб. (140 000 х 25% / 20% – 140 000) – доначислен ОНА с целью его дальнейшего списания с применением ставки 25%.

Зеркальная ситуация возникает с пересчетом ОНО по аналогичным правилам.

Пример. ООО «Сказка» приобрело земельный участок и в ноябре 2024 г. уплатило госпошлину за регистрацию права собственности на него в размере 22 000 руб.

В НУ вся сумма госпошлины была единовременно отнесена на прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 1, 40 п. 1 ст. 264 НК, письмо Минфина от 28.08.2018 № 03-03-06/1/61105). Тогда как в БУ эта сумма должна быть включена в первоначальную стоимость участка как основного средства (подп. «з» п. 10 ФСБУ 26/2020, п. 12 ФСБУ 6/2020 из приказа Минфина от 17.09.2020 № 204н).

В результате из-за признания расходов в НУ раньше, чем в БУ бухгалтер в ноябре обязан отразить ОНО, возникшее в связи с появлением временной разницы:

Дебет 68 «Расчеты по госпошлине» Кредит 51 –

22 000 руб. – внесена госпошлина за госрегистрацию прав на землю;

Дебет 08 Кредит 68 «Расчеты по госпошлине» –

22 000 руб. – отнесена госпошлина в БУ на первоначальную стоимость ОС;

Дебет 68 «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 77 –

4 400 руб. (22 000 х 20%) – отражено ОНО из-за единовременного признания расходов в НУ.

Земельные участки в БУ не амортизируются, поэтому по состоянию на 31 декабря того же года размер ОНО не изменился. Однако повысилась ставка налога на прибыль, в связи с чем бухгалтер внес последним числом 2024 года запись по доначислению ОНО:

Дебет 99 Кредит 77 –

1 100 руб. (4 400 х 25% / 20% – 4 400) – доначислено ОНО с целью его дальнейшего списания с применением ставки 25%.

Если корреспондирующим счетом при отражении ОНА или ОНО являлся счет учета добавочного капитала, то разницу от доначисления относят тоже на счет 83 «Добавочный капитал». Так происходит, например, если был дооценен или уценен после дооценки внеоборотный объект – основное средство или нематериальный актив (подп. «а» п. 18, подп. «б» п. 19 ФСБУ 6/2020, подп. «а» п. 24, подп. «б» п. 25 ФСБУ 14/2022 из приказа Минфина от 30.05.2022 № 86н). Данный вывод следует в том числе из п. 61А МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». Аналогичное мнение высказывает и СРО аудиторов Ассоциации «Содружество».

Пояснения к балансу и ОФР за 2024 год – это одно из приложений к ним (п. 5 ПБУ 4/99). По мнению Минфина, совокупность баланса, ОФР и отчетов о движении денежных средств и изменениях капитала не является бухгалтерской отчетностью, если при этом отсутствуют пояснения. Такой документ не может именоваться бухгалтерской отчетностью и квалифицироваться как таковая ни при упрощенном ведении бухучета, ни при обычном (раздел III Рекомендаций).

Состав информации в пояснениях

В пояснениях за 2024 год раскрывают информацию, необходимую пользователям для принятия экономических решений, но не раскрытую в самой отчетности и иных приложениях к ней (п. 24 ПБУ 4/99, раздел III Рекомендаций, раздел II рекомендаций из письма Минфина от 21.01.2019 № 07-04-09/2654). Наиболее востребованная в пояснениях информация касается:

  • учетной политики компании;
  • основных средств, нематериальных активов и капитальных вложений в них;
  • запасов;
  • событий после отчетной даты;
  • связанных сторон, в том числе основного хозяйственного общества либо товарищества.

Состав раскрываемой в пояснениях информации определяют федеральные стандарты – ФСБУ и ПБУ (ч. 2 ст. 21 Закона № 402-ФЗ).

Пример. В пояснениях должны присутствовать следующие показатели из их совокупного состава:

  • персонифицированные сведения о членах контрольных и исполнительных органов компании, как того требует п. 31 ПБУ 4/99;
  • факт оценки финансовых вложений в виде долговых ценных бумаг с применением дисконтирования, как того требует п. 42 ПБУ 19/02.

Исключение касается случаев или условий, при наличии которых федеральные стандарты позволяют не раскрывать отдельные сведения. Но такие ситуации скорее редкость. Например, к не раскрываемым в пояснениях сведениям относится несущественная информация.

Статья про существенность и исправление ошибок в бухучете

Алгоритм отбора информации для пояснений

При составлении бухотчетности за 2024 год Минфин рекомендует придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Выбрать только надлежащую информацию из всего состава сведений, которые федеральные стандарты требуют обнародовать.

Надлежащей в данном случае считается информация, которая обеспечивает достоверность бухотчетности и позволяет пользователям принимать экономические решения на ее основании.

Пример. Пункт 10 ПБУ 7/98 требует раскрыть в пояснениях события после отчетной даты, свидетельствующие об условиях, возникших после этой даты. В частности, о чрезвычайных ситуациях, крупных сделках по выбытию или поступлению финансовых вложений либо основных средств и иных фактах, поименованных в п. 2 приложения к ПБУ 7/98.

Но если после 31 декабря 2024 г. таких событий не было, то указанные сведения не относятся к надлежащей информации для раскрытия ее в пояснениях.

Шаг 2. Выбрать из надлежащей информации сведения, которые по правилам федеральных стандартов могут не раскрываться, в том числе несущественные.

Пример. Ряд ПБУ позволяет не раскрывать в пояснениях информацию, обнародование которой приведет либо может привести к экономическим потерям или урону деловой репутации самого заявителя, его деловых партнеров и/или связанных с заявителем сторон. Значит, указывать такие сведения в пояснениях за 2024 год не нужно.

Надлежащая информация, за исключением сведений, которые можно не раскрывать, считается публичной надлежащей информацией.

Шаг 3. Определить на основе требований федеральных стандартов, какую публичную надлежащую информацию включить в пояснения, а какую отразить в бухотчетности или других приложениях к ней.

Содержание информации в пояснениях

Следующим шагом является формирование содержания публичной надлежащей информации в пояснениях в виде числовых показателей и текстовых описаний.

Содержание пояснений никак не зависит от наличия или отсутствия какой-либо таблицы в рекомендованном образце пояснений из приложения № 3 к приказу Минфина № 66н.

Содержание числовых и текстовых показателей и описаний в пояснениях нужно формировать только так, как того требуют стандарты. Вот три очевидных примера.

Примеры. П. 11 ПБУ 7/98 требует при раскрытии события после отчетной даты указать:

  • описание (кратко) характера события;
  • оценку его последствий в денежных единицах или невозможность оценить последствия в денежном выражении.

П. 31 ПБУ 4/99 требует в составе сведений о членах исполнительных и контрольных органов компании указать:

  • их состав;
  • фамилии и должности.

П. 42 ПБУ 19/02 требует в составе сведений о долговых ценных бумагах, оцениваемых с применением дисконтирования, указать:

  • факт их оценки по дисконтированной стоимости;
  • размер их дисконтированной стоимости;
  • избранные способы дисконтирования.

Содержание пояснений зависит еще и от наличия несущественной информации в основной части отчета. Если там есть показатели, каждый из которых в отдельности несущественен, то привести их в балансе или ОФР можно общей суммой, а раскрыть детально – уже в пояснениях (раздел II рекомендаций из письма Минфина от 19.01.2018 № 07-04-09/2694).

Порядок формирования информации в пояснениях

Порядок формирования числовых показателей и текстовых описаний в пояснениях определяется федеральными стандартами, которые регулируют правила формирования всех показателей бухучета и, как следствие, данных бухотчетности, в том числе в пояснениях к ней.

Пример. П. 35 ПБУ 4/99 требует указывать в пояснениях регулирующие величины. Это, в частности, амортизация и обесценение внеоборотных активов – ОС, прав пользования активом (ППА) и НМА.

Порядок расчета и отражения в учете данных величин закреплен в профильных стандартах и должен быть расшифрован в учетной политике – опять же так, как того требуют стандарты, и с учетом п. 10 ФСБУ 25/2018, который отсылает ситуацию с ППА к правилам для аналогичных ОС.

Значит, при выполнении в течение года в процессе ведения бухучета всех требований ФСБУ и учетной политики информация в пояснениях о регулирующих величинах неизбежно будет сформирована в соответствии со стандартами, то есть порядок ее формирования будет соблюден.

Да, но только в исключительных случаях. Это позволительно, если требования ПБУ 4/99 приводят к недостоверности и/или неполноте информации в бухотчетности. Чтобы в таком случае отступить от норм ПБУ 4/99, необходимо заранее определить и закрепить в учетной политике перечень ситуаций и/или условий, при которых сформированная по правилам ПБУ 4/99 отчетность не является полной и/или достоверной (п. 6 ПБУ 4/99, письмо Минфина от 26.02.2015 № 07-01-06/9818).
Годовая инвентаризация обязательна для всех организаций, вне зависимости от применяемого ими режима налогообложения, их организационно-правовой формы, а также от состава их активов и обязательств (п. 38 ПБУ 4/99).
Определенные поправки придется внести. Прежде всего нужно исключить упоминания о ПБУ 4/99 и приказе Минфина № 66н. А если в учетной политике или в приложении к ней закреплен порядок проведения инвентаризации, то, в связи с применением ФСБУ 28/2023, нужно проверить актуальность текста и, возможно, что-то изменить.

Наши законодатели, столкнувшись с проблемами профсообщества по переходу на ФСБУ по аренде и основным средствам, решили в этот раз максимально облегчить и упростить переход на ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020 применительно к НМА. Это не может не радовать.

И очень важно, что сделаны выводы из прежних недочетов в преддверии появления новых федеральных стандартов. Они поименованы в программе из приказа Минфина от 22.02.2022 № 23н. Скоро появятся новые ФСБУ о доходах, расходах, некоммерческой деятельности, долговых затратах, финансовых инструментах. Кроме того, нас ожидает появление единого методологического документа о концептуальных основах российского бухучета. Он задуман как аналог Концептуальных основ, применяемых в целях МСФО. Минфин уже анонсировал его в плане мероприятий из приказа от 18.02.2025 № 53.

Как изменится бухучет: планы Минфина