Что поменялось для бизнеса: обзор нового в законах
ККТ
25.03.2025
Поделиться

Что поменялось для бизнеса: обзор нового в законах

Изменения с 1 марта 2025 г. сопоставимы по масштабу с новациями июля или января. Они касаются оплаты труда, наставничества, «зарплатных» долгов, обеспечения трудовых прав военнослужащих, применения ККТ и освобождения от нее, корпоративных вопросов и административных санкций. Читайте статью, чтобы быть в курсе.

Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
155
просмотров

С 1 марта 2025 г. законодатели уточнили НПА о трудовых отношениях, применении ККТ, общих собраниях в хозяйственных обществах, санкциях по госконтрактам и государственному оборонному заказу, о многодетных семьях и иных вопросах. Рассмотрим наиболее важные и значимые изменения.

Резонансные новости в сфере труда касаются:

  • дней отдыха за работу в выходные, причитающихся вместо повышенной оплаты;
  • появления наставничества;
  • работы новых межведомственных комиссий по «зарплатным» долгам;
  • совершенствования трудовых гарантий для военнослужащих.

Расскажем обо всем по порядку.

Дни отдыха за работу в выходные

С 1 марта 2025 г. вступают в силу поправки, внесенные в ст. 153 ТК Федеральным законом от 30.09.2024 № 339-ФЗ. Теперь применяются два правила:

  1. День отдыха, предоставленный сотруднику за работу в праздничный или выходной день вместо повышенной оплаты труда, он вправе по своему желанию (новая ч. 5 ст. 153 ТК):

    • или использовать в течение года со дня внеурочной работы;
    • или присоединить к отпуску, взятому в указанный период.
  2. При наличии на дату увольнения одного или нескольких неиспользованных дней отдыха, предоставленных за работу в праздничный или выходной день вместо повышенной оплаты труда, сотруднику выплачивается разница между повышенной оплатой труда и фактически произведенной оплатой. Такие «недооплаченные» дни отдыха учитываются за весь период занятости у работодателя (новая ч. 6 ст. 153 ТК).

Получается, что законодатель исполнил постановление Конституционного суда от 06.12.2023 № 56-П, где указано на пробелы в правовом регулировании данного вопроса. Но неясности пока далеко не исчерпаны.

Например, если в течение года работнику повысили оклад, как определить разницу между повышенной оплатой труда отработанного выходного и его фактической оплатой? Исходить из повышенной оплаты, взятой на дату занятости в выходной или на дату определения разницы уже после повышения оклада?

Исходя из формулировок постановления Конституционного суда № 56-П, в этом случае эксперты советуют исчислять повышенную оплату труда из зарплаты, установленной на дату работы в выходной день, то есть в прежнем размере, а не в повышенном.

Трудоустройство за пределами РФ

С 1 марта 2025 г. п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2024 № 324-ФЗ (далее – Закон № 324-ФЗ) отменил требование п. 35 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ о лицензировании услуг по трудоустройству россиян за границей. На данный момент существует два типа заграничного трудоустройства граждан России (п. 2 особенностей из постановления Правительства от 12.03.2022 № 353):

  • для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства;
  • для выполнения иных трудовых обязанностей за рубежом.

Одновременно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 09.11.2024 № 378-ФЗ (далее – Закон № 378-ФЗ) отменяет ст. 18.13 КоАП о санкциях за трудоустройство россиян за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Утратил силу и административный регламент о лицензировании таких услуг по трудоустройству, утвержденный приказом МВД от 13.10.2020 № 713.

В то же время в Федеральном законе от 12.12.2023 № 565-ФЗ (далее – Закон № 565-ФЗ) появилась новая гл. 6.1 о трудоустройстве россиян за пределами России (п. 1 ст. 1 Закона № 324-ФЗ). Тем самым:

  • установлено, что граждане России вправе самостоятельно искать работу и трудоустраиваться за пределами РФ (новая ст. 36.1 Закона № 565-ФЗ);
  • урегулированы вопросы трудоустройства россиян для работы за границей на судах, которые ходят под флагом иностранного государства (новая ст. 36.2 Закона № 565-ФЗ).

Соответственно, в КоАП появилась новая ст. 5.27.2 о санкциях за нарушения при трудоустройстве россиян за пределами РФ для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (п. 1 ст. 1 Закона № 378-ФЗ). Такие проступки повлекут штрафы:

  • для граждан – на сумму от 2 000 до 4 000 руб.;
  • для виновных должностных лиц – на сумму от 35 000 до 40 000 руб.;
  • для юрлиц – на сумму от 400 000 до 500 000 руб.

Наставничество в сфере труда

В ТК появилась новая ст. 351.8, регулирующая вопросы наставничества в сфере труда (Федеральный закон от 09.11.2024 № 381-ФЗ). Наставничество по ТК – это оказание сотрудником по поручению работодателя помощи другому сотруднику в овладении навыками работы на производстве (рабочем месте) по полученной или получаемой им профессии/специальности (ч. 1 ст. 351.8 ТК).

Размеры и условия выплат за наставничество закрепляются в ЛНА, коллективном договоре либо соглашении (ч. 4 ст. 351.8 ТК). Выплаты наставнику должны соответствовать системе оплаты труда и не ухудшать положение наставника по сравнению с профильными отраслевыми НПА и/или соглашениями (ч. 5 ст. 351.8 ТК).

Наставничество – это добровольная трудовая функция, которая допустима только с согласия сотрудника. После предоставления согласия он подписывает допсоглашение к трудовому договору, где должны быть указаны:

  • содержание, сроки и форма наставничества;
  • размеры и условия выплат за наставничество.

Но в статье нет запрета на то, чтобы сделать наставником и новенького работника непосредственно при трудоустройстве, сразу включив наставничество в его трудовой договор (ч. 2 ст. 351.8 ТК).

Досрочно прекратить наставничество вправе любая из сторон – как специалист, так и работодатель. Наставник вправе отказаться в любой момент, а работодателю в случае отмены поручения нужно предупредить наставника как минимум за три рабочих дня, но можно и раньше (ч. 6 ст. 351.8 ТК).

Борьба с просрочками по зарплате

В ТК появилась новая ст. 158.1 о борьбе с просроченной задолженностью по зарплате (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2024 № 268-ФЗ). Бороться с такими долгами уполномочены в пределах своей компетенции территориальные отделения (чч. 1, 2 ст. 158.1 ТК):

  • федеральных органов исполнительной власти;
  • органов исполнительной власти регионов РФ;
  • органов местного самоуправления;
  • внебюджетных фондов;
  • профсоюзов и их объединений;
  • работодателей и их объединений.

Координировать деятельность по борьбе с «зарплатными» долгами уполномочены региональные межведомственные комиссии (ч. 3 ст. 158.1 ТК). Они не вправе вести контроль и надзор в силу прямого запрета ч. 4 ст. 158.1 ТК. А в остальном их деятельность регулирует постановление Правительства от 25.02.2025 № 219 (далее – постановление № 219) (ч. 5 ст. 158.1 ТК).

Межведомственная комиссия применительно к работодателям вправе (п. 13 правил из постановления № 219):

  • приглашать на заседания самих работодателей и их собственников, если возможны просрочки с зарплатой;
  • запрашивать у них сведения о просрочках по зарплате;
  • содействовать компаниям в разработке планов (дорожных карт) по погашению «зарплатных» долгов;
  • содействовать компаниям во взыскании дебиторской задолженности, предлагать им меры финансового оздоровления, способы оптимизации расходов, снижения издержек и предупреждения банкротства.

Межведомственные комиссии запрашивают у госорганов и внебюджетных фондов сведения о просрочках по оплате труда и направляют в контролирующие органы информацию для инициации мер реагирования (п. 14 правил из постановления № 219).

Обеспечение трудовых прав военных

С точки зрения трудовых гарантий теперь приравнены в трудовых правах к военнослужащим, призванным в Вооруженные Силы РФ по мобилизации (пп. 1–4, 12 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2024 № 498-ФЗ), лица, которые:

  • поступили в нацгвардию по мобилизации;
  • заключили контракт в период мобилизации, военного положения или в военное время.

Аналогия касается следующих вопросов:

  1. Запрещено прекращение трудового договора с указанными лицами, приступившими к службе в нацгвардии или к военной службе (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК).
  2. Урегулировано увольнение персонала, когда единственный учредитель или ИП – это вышеуказанное лицо, приступившее к службе в нацгвардии или к военной службе (п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК).
  3. Закреплено преимущественное право сохранить трудоустройство при сокращении численности или штата для родителя ребенка младше 18 лет, если второй родитель – это вышеуказанное лицо, приступившее к службе в нацгвардии или к военной службе (ч. 2 ст. 179 ТК).
  4. Запрещено направлять в командировки, привлекать к работе ночью, в выходные и/или сверхурочно родителя ребенка младше 14 лет, если второй родитель – это вышеуказанное лицо, приступившее к службе в нацгвардии или к военной службе (ч. 3 ст. 259 ТК).
  5. Закреплены в ст. 351.7 ТК особенности обеспечения трудовых прав указанной категории лиц, в том числе:

    • приостановление действия трудовых договоров с ними на период их службы в нацгвардии либо военной службы;
    • увольнение их по инициативе работодателя в случае невыхода на работу через три месяца после окончания службы в нацгвардии либо военной службы;
    • преимущественное право поступления на работу к тому же работодателю после увольнения из-за неявки на работу.

Контроль и надзор в сфере СОУТ

Отнесено к предмету контроля и надзора на федеральном уровне соблюдение организациями, проводящими специальную оценку условий труда (СОУТ), обязательных требований законодательства о СОУТ. Такие исполнители начнут получать обязательные для них предписания об устранении нарушений законодательства (ч. 2 ст. 353, ч. 1 ст. 357 ТК в ред. Федерального закона от 28.12.2024 № 541-ФЗ).

Требования к аптечке на работе

Новым приказом Минтруда от 09.08.2024 № 398н (далее – приказ № 398н) определены общеприменимые требования к размещению, хранению и использованию аптечки работодателями для оказания первой помощи силами штатных работников. Такие требования обязательны для работодателей в статусе юридических лиц и ИП, а также их сотрудников. Ознакомить персонал с требованиями работодатель обязан самостоятельно выбранным способом – например, при обучении сотрудников по охране труда или путем ознакомления их с соответствующим приказом (п. 4 приказа № 398н).

Комплектация аптечки на работе должна соответствовать требованиям из приказа Минздрава от 24.05.2024 № 262н. Работодатель будет контролировать комплектацию, пополнение аптечки и срок годности медизделий в ней (раздел I приказа № 398н). Он определит количество аптечек и количество мест для их размещения и хранения в зависимости от среднесписочной численности персонала, специфики бизнеса и оценки профессиональных рисков. Определять места хранения необходимо также с учетом требований на упаковках медицинских изделий, содержащихся в аптечке (раздел II приказа № 398н).

Иные (профильные) требования к аптечке могут быть обязательны только по НПА, принятым в соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ – например, о размещении, хранении и использовании аптечек:

  • на аэро-, ж/д и автовокзалах;
  • на борту самолета;
  • при прохождении туристических маршрутов;
  • в системе службы исполнения наказаний и так далее.

Организация вправе установить дополнительные требования по аптечкам, не противоречащие приказу № 398н и требованиям охраны труда, исходя из специфики своей деятельности и оценки профрисков (п. 5 приказа № 398н).

Под освобождение от акцизов с 1 марта 2025 г. на основании подп. 28 п. 1 ст. 183 НК подпадают препараты, изготовленные для фирм и ИП, которые разводят, выращивают и содержат животных. Новшество внес в НК п. 4 ст. 8 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ.

Изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ) о применении ККТ внесены сразу двумя НПА: Федеральным законом от 08.08.2024 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ) и Федеральным законом от 08.08.2024 № 274-ФЗ (далее – Закон № 274-ФЗ). При этом уточнены пп. 10 и 11 приказа ФНС от 19.07.2021 № ЕД-7-20/673@ о расчетах через кабинет ККТ. Так что изменений здесь хватает.

Разрешено отправлять покупателям чеки через информресурс «Мои чеки онлайн» (подп. «б» п. 2 ст. 1 Закона № 274-ФЗ). Срок регистрации, перерегистрации и снятия с учета онлайн-кассы сокращен с десяти до пяти рабочих дней. Для новых моделей фискальных накопителей установлена обязательная экспертиза. При замене ФН можно перерегистрировать кассу путем передачи в ИФНС соответствующего заявления через оператора ФД (подп. «б» п. 4, подп. «г», «д» п. 8 ст. 1 Закона № 274-ФЗ).

При регистрации кассы разрешили не направлять в ИФНС сведения из отчета о регистрации, если он передан через оператора ФД (письмо ФНС от 12.02.2025 № АБ-4-20/1277@). Но доступен и прежний способ передать отчет – через кабинет ККТ. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Статья про упрощенный порядок регистрации ККТ

От применения ККТ освобождены ИП, оказывающие услуги населению в сфере образования, физкультуры и спорта. Новый п. 5.11 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ уточняет применение онлайн-касс по услугам общепита (подп. «д» п. 2, подп. «г» п. 3 ст. 1 Закона № 274-ФЗ, письмо ФНС от 14.02.2025 № АБ-4-20/1500@). ФНС направила рекомендации предприятиям общественного питания о формировании чеков ККТ. Подробнее об этом – в нашей статье.

Статья про выдачу чеков в общепите в 2025 году

ФНС с 1 марта 2025 г. уполномочена сообщать в Роспотребнадзор:

  • адрес и место установки/применения онлайн-кассы;
  • дату сформированного ею первого чека/БСО.

ФНС сможет устанавливать требования к размеру символов и качеству печати бумажных фискальных документов, к размеру и качеству печати QR-кода в бумажных фискальных и иных документах, к качеству и времени отображения QR-кода на компьютерных устройствах, в том числе на дисплее автоматического устройства для расчетов.

Торговля в розницу без ККТ налогоплательщиками ЕСХН на выставках, ярмарках и розничных рынках теперь допустима не более чем с трех торговых мест при совокупной площади всех торговых мест не более 15 кв. м. Налогоплательщики ЕСХН, не подпадающие под этот лимит, вправе до 31.12.2025 включительно не проставлять в кассовых чеках наименование и количество товара.

Сельскохозяйственные потребкооперативы, кроме кредитных, вправе торговать в розницу на выставках, ярмарках и розничных рынках без ККТ до 1 сентября 2025 г. включительно. А ИП на ПСН с видами деятельности из подп. 5, 20, 22, 25, 37, 46–48, 50–56, 64, 66 п. 2 ст. 346.43 НК работают без ККТ на регулярных ярмарках выходного дня, только если общее число торговых мест на ярмарке не превышает пятидесяти (ст. 1, пп. 2, 3 ст. 3 Закона № 273-ФЗ). Упразднено распоряжение Правительства от 14.04.2017 № 698-р о применении онлайн-касс на территориях, отведенных для осуществления торговли, включая выставки, ярмарки и розничные рынки (распоряжение Правительства от 17.09.2024 № 2563-р).

Для реализации указанных изменений с 1 марта 2025 г. уточнен Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ о розничных рынках в части взаимодействия арендаторов и управляющих компаний. При заключении договора аренды продавцам придется документально подтверждать наличие ККТ, а УК станет ежемесячно проверять наличие зарегистрированных касс на торговых точках. При наличии нарушений УК уведомит арендатора о необходимости все исправить, а при невыполнении требования расторгнет договор аренды по истечении 15 рабочих дней (подп. «б» п. 1, подп. «б», «г» п. 2 ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

Появились и административные штрафы для УК за неисполнение ими обязанностей по контролю за применением онлайн-касс арендаторами на рынках. Новые санкции для УК закреплены в чч. 16, 17 ст. 14.5 КоАП (пп. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2024 № 284-ФЗ).

Вступили в силу новые редакции Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Изменения в них внесены Федеральным законом от 08.08.2024 № 287-ФЗ (далее – Закон № 287-ФЗ).

Дистанционное участие в общем собрании

Теперь участники ООО и акционеры АО вправе участвовать в общем собрании дистанционно (п. 24 ст. 1, п. 12 ст. 4 Закона № 287-ФЗ). Для этого требуются технические средства, в том числе электронные, а также способы, которые позволяют:

  • достоверно идентифицировать участника или акционера;
  • дать ему возможность обсуждать вопросы повестки дня и проголосовать.

Заседание с дистанционным участием должно транслироваться в режиме реального времени с воспроизведением звука и изображения для всех голосующих на общем собрании. В случае технических неполадок, не позволяющих выполнить новые требования законов об АО и ООО, заседание общего собрания с дистанционным участием считается несостоявшимся.

Заочное голосование на общем собрании

На общих собраниях участников ООО и акционеров АО разрешено совмещать очное и заочное голосование (п. 26 ст. 1, п. 14 ст. 4 Закона № 287-ФЗ). Обязательным это является в ПАО, а в непубличных АО – только:

  • при количестве владельцев голосующих акций 50 и более;
  • по требованию устава НАО в остальных случаях.

В ООО совмещать очное и заочное голосование обязательно, только если это прямо установлено уставом общества.

В случае совмещения очного и заочного голосования нормы соответствующего закона об АО или ООО применяются к подготовке и проведению общего собрания, подсчету голосов и подведению его итогов по умолчанию, если это не противоречит существу отношений и иное не предусмотрено указанным законом. Если акционер или участник проголосовал заочно, он вправе явиться на общее собрание лично, но повторно голосовать не сможет.

Иные новации для АО и ООО

Точечные изменения в законах об АО и ООО касаются:

  • информирования акционеров о заседании или заочном голосовании;
  • подготовки к проведению заседания или заочного голосования;
  • кворума заседания или заочного голосования;
  • составления протокола общего собрания в ООО и АО;
  • проведения дистанционных заседаний совета директоров АО;
  • принятия решений советом директоров ООО.

Временные правила для АО

В период с 1 марта до 31 декабря 2025 г. включительно действуют особенности по принятию решений общим собранием в АО, подпадающих под критерии п. 1 постановления Правительства от 25.02.2025 № 220, и тех АО, которые в дальнейшем могут быть определены Правительством (ст. 36 Федерального закона от 26.12.2024 № 494-ФЗ). Это, к примеру, общества:

  • из перечня стратегических обществ, утвержденного указом Президента от 04.08.2004 № 1009;
  • из перечня, утвержденного указом Президента от 27.11.2023 № 903;
  • в которых введено временное управление;
  • созданные для выполнения задач, поставленных перед Правительством, – по перечню из постановления Правительства от 22.07.2013 № 613.

В указанный период в отношении таких АО не применяются требования Закона об АО принимать решения общего собрания только на заседании (хотя бы и при совмещении с заочным голосованием) и не действует запрет принимать решение общим собранием без заседания. Этим АО временно разрешили принимать решения путем заочного голосования без заседания, если так решит совет директоров АО или компетентный орган НАО.

В КоАП появились новые составы правонарушений и меры ответственности в сфере госзакупок и гособоронзаказа. Одновременно отменены ст. 7.29–7.30, 7.31–7.32.1, 7.32.3–7.32.5, 14.6.1, 14.49, 14.55–14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.7.2-1 КоАП. В связи с этим скорректированы корреспондирующие статьи КоАП и уточнены диспозиции отдельных статей УК об ответственности в сфере гособоронзаказа (ст. 1 Федерального закона от 28.12.2024 № 500-ФЗ и Федеральный закон от 28.12.2024 № 501-ФЗ).

Новые ст. 7.30.1–7.30.6 КоАП устанавливают санкции за следующие проступки:

  1. Ст. 7.30.1 – за нарушение:
    • порядка планирования закупок для гос- и муниципальных нужд;
    • определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
    • требований к порядку, сроку размещения информации и документов в реестрах или направления их для размещения в реестрах.
  2. Ст. 7.30.2 – за нарушения при заключении, изменении, исполнении и расторжении госконтракта.
  3. Ст. 7.30.3 – за нарушения при формировании, размещении и выполнении гособоронзаказа.
  4. Ст. 7.30.4 – за нарушения при закупках, допущенные отдельными категориями юрлиц.
  5. Ст. 7.30.5 – за нарушения:
    • процедуры обязательных торгов;
    • при продаже гос- и муниципального имущества.
  6. Ст. 7.30.6 – за нарушения:
    • оператором электронной площадки или специализированной электронной площадки порядка проведения закупок и обязательных электронных торгов в электронной форме;
    • кредитной организацией порядка блокирования и прекращения блокирования средств на банковском счете участника закупок и обязательных электронных торгов.

Многодетные семьи могут подтверждать свой статус с помощью программного обеспечения, интегрированного с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). Новшество закреплено в абз. 3 п. 6 порядка подтверждения статуса из приказа Минтруда от 27.09.2024 № 513, изданного во исполнение п. 4 распоряжения Правительства от 29.06.2024 № 1725-р.

До этого многодетные семьи могли визуализировать сведения, подтверждающие их статус, только путем предъявления QR-кода из мобильного приложения «Госуслуги».

Напомним, что началась маркировка непищевой спиртосодержащей продукции, медицинских перчаток, неветеринарных дезинфицирующих средств, некоторых БАДов и одежды по перечню из подп. «л» п. 2 постановления Правительства от 31.12.2019 № 1956. Изменены правила маркировки молочной продукции, обуви, фототоваров, парфюмерии, шин, табачных и иных изделий. Уточнены вопросы передачи информации в «Честный знак» и его функционирования в аварийной ситуации.