Изменения с 1 марта 2025 г. сопоставимы по масштабу с новациями июля или января. Они касаются оплаты труда, наставничества, «зарплатных» долгов, обеспечения трудовых прав военнослужащих, применения ККТ и освобождения от нее, корпоративных вопросов и административных санкций. Читайте статью, чтобы быть в курсе.

Что поменялось для бизнеса: обзор нового в законах

С 1 марта 2025 г. законодатели уточнили НПА о трудовых отношениях, применении ККТ, общих собраниях в хозяйственных обществах, санкциях по госконтрактам и государственному оборонному заказу, о многодетных семьях и иных вопросах. Рассмотрим наиболее важные и значимые изменения.
Трудовые отношения
Резонансные новости в сфере труда касаются:
-
дней отдыха за работу в выходные, причитающихся вместо повышенной оплаты;
-
появления наставничества;
-
работы новых межведомственных комиссий по «зарплатным» долгам;
-
совершенствования трудовых гарантий для военнослужащих.
Расскажем обо всем по порядку.
Дни отдыха за работу в выходные
С 1 марта 2025 г. вступают в силу поправки, внесенные в ст. 153 ТК Федеральным законом от 30.09.2024 № 339-ФЗ. Теперь применяются два правила:
День отдыха, предоставленный сотруднику за работу в праздничный или выходной день вместо повышенной оплаты труда, он вправе по своему желанию (новая ч. 5 ст. 153 ТК):
- или использовать в течение года со дня внеурочной работы;
- или присоединить к отпуску, взятому в указанный период.
- При наличии на дату увольнения одного или нескольких неиспользованных дней отдыха, предоставленных за работу в праздничный или выходной день вместо повышенной оплаты труда, сотруднику выплачивается разница между повышенной оплатой труда и фактически произведенной оплатой. Такие «недооплаченные» дни отдыха учитываются за весь период занятости у работодателя (новая ч. 6 ст. 153 ТК).
Получается, что законодатель исполнил постановление Конституционного суда от 06.12.2023 № 56-П, где указано на пробелы в правовом регулировании данного вопроса. Но неясности пока далеко не исчерпаны.
Исходя из формулировок постановления Конституционного суда № 56-П, в этом случае эксперты советуют исчислять повышенную оплату труда из зарплаты, установленной на дату работы в выходной день, то есть в прежнем размере, а не в повышенном.
Трудоустройство за пределами РФ
С 1 марта 2025 г. п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2024 № 324-ФЗ (далее – Закон № 324-ФЗ) отменил требование п. 35 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ о лицензировании услуг по трудоустройству россиян за границей. На данный момент существует два типа заграничного трудоустройства граждан России (п. 2 особенностей из постановления Правительства от 12.03.2022 № 353):
-
для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства;
-
для выполнения иных трудовых обязанностей за рубежом.
Одновременно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 09.11.2024 № 378-ФЗ (далее – Закон № 378-ФЗ) отменяет ст. 18.13 КоАП о санкциях за трудоустройство россиян за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией. Утратил силу и административный регламент о лицензировании таких услуг по трудоустройству, утвержденный приказом МВД от 13.10.2020 № 713.
В то же время в Федеральном законе от 12.12.2023 № 565-ФЗ (далее – Закон № 565-ФЗ) появилась новая гл. 6.1 о трудоустройстве россиян за пределами России (п. 1 ст. 1 Закона № 324-ФЗ). Тем самым:
-
установлено, что граждане России вправе самостоятельно искать работу и трудоустраиваться за пределами РФ (новая ст. 36.1 Закона № 565-ФЗ);
-
урегулированы вопросы трудоустройства россиян для работы за границей на судах, которые ходят под флагом иностранного государства (новая ст. 36.2 Закона № 565-ФЗ).
Соответственно, в КоАП появилась новая ст. 5.27.2 о санкциях за нарушения при трудоустройстве россиян за пределами РФ для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (п. 1 ст. 1 Закона № 378-ФЗ). Такие проступки повлекут штрафы:
-
для граждан – на сумму от 2 000 до 4 000 руб.;
-
для виновных должностных лиц – на сумму от 35 000 до 40 000 руб.;
-
для юрлиц – на сумму от 400 000 до 500 000 руб.
Наставничество в сфере труда
В ТК появилась новая ст. 351.8, регулирующая вопросы наставничества в сфере труда (Федеральный закон от 09.11.2024 № 381-ФЗ). Наставничество по ТК – это оказание сотрудником по поручению работодателя помощи другому сотруднику в овладении навыками работы на производстве (рабочем месте) по полученной или получаемой им профессии/специальности (ч. 1 ст. 351.8 ТК).
Размеры и условия выплат за наставничество закрепляются в ЛНА, коллективном договоре либо соглашении (ч. 4 ст. 351.8 ТК). Выплаты наставнику должны соответствовать системе оплаты труда и не ухудшать положение наставника по сравнению с профильными отраслевыми НПА и/или соглашениями (ч. 5 ст. 351.8 ТК).
Наставничество – это добровольная трудовая функция, которая допустима только с согласия сотрудника. После предоставления согласия он подписывает допсоглашение к трудовому договору, где должны быть указаны:
-
содержание, сроки и форма наставничества;
-
размеры и условия выплат за наставничество.
Но в статье нет запрета на то, чтобы сделать наставником и новенького работника непосредственно при трудоустройстве, сразу включив наставничество в его трудовой договор (ч. 2 ст. 351.8 ТК).
Досрочно прекратить наставничество вправе любая из сторон – как специалист, так и работодатель. Наставник вправе отказаться в любой момент, а работодателю в случае отмены поручения нужно предупредить наставника как минимум за три рабочих дня, но можно и раньше (ч. 6 ст. 351.8 ТК).
Борьба с просрочками по зарплате
В ТК появилась новая ст. 158.1 о борьбе с просроченной задолженностью по зарплате (п. 3 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2024 № 268-ФЗ). Бороться с такими долгами уполномочены в пределах своей компетенции территориальные отделения (чч. 1, 2 ст. 158.1 ТК):
-
федеральных органов исполнительной власти;
-
органов исполнительной власти регионов РФ;
-
органов местного самоуправления;
-
внебюджетных фондов;
-
профсоюзов и их объединений;
-
работодателей и их объединений.
Координировать деятельность по борьбе с «зарплатными» долгами уполномочены региональные межведомственные комиссии (ч. 3 ст. 158.1 ТК). Они не вправе вести контроль и надзор в силу прямого запрета ч. 4 ст. 158.1 ТК. А в остальном их деятельность регулирует постановление Правительства от 25.02.2025 № 219 (далее – постановление № 219) (ч. 5 ст. 158.1 ТК).
Межведомственная комиссия применительно к работодателям вправе (п. 13 правил из постановления № 219):
-
приглашать на заседания самих работодателей и их собственников, если возможны просрочки с зарплатой;
-
запрашивать у них сведения о просрочках по зарплате;
-
содействовать компаниям в разработке планов (дорожных карт) по погашению «зарплатных» долгов;
-
содействовать компаниям во взыскании дебиторской задолженности, предлагать им меры финансового оздоровления, способы оптимизации расходов, снижения издержек и предупреждения банкротства.
Межведомственные комиссии запрашивают у госорганов и внебюджетных фондов сведения о просрочках по оплате труда и направляют в контролирующие органы информацию для инициации мер реагирования (п. 14 правил из постановления № 219).
Обеспечение трудовых прав военных
С точки зрения трудовых гарантий теперь приравнены в трудовых правах к военнослужащим, призванным в Вооруженные Силы РФ по мобилизации (пп. 1–4, 12 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2024 № 498-ФЗ), лица, которые:
-
поступили в нацгвардию по мобилизации;
-
заключили контракт в период мобилизации, военного положения или в военное время.
Аналогия касается следующих вопросов:
- Запрещено прекращение трудового договора с указанными лицами, приступившими к службе в нацгвардии или к военной службе (п. 1 ч. 1 ст. 83 ТК).
- Урегулировано увольнение персонала, когда единственный учредитель или ИП – это вышеуказанное лицо, приступившее к службе в нацгвардии или к военной службе (п. 7 ч. 1 ст. 83 ТК).
- Закреплено преимущественное право сохранить трудоустройство при сокращении численности или штата для родителя ребенка младше 18 лет, если второй родитель – это вышеуказанное лицо, приступившее к службе в нацгвардии или к военной службе (ч. 2 ст. 179 ТК).
- Запрещено направлять в командировки, привлекать к работе ночью, в выходные и/или сверхурочно родителя ребенка младше 14 лет, если второй родитель – это вышеуказанное лицо, приступившее к службе в нацгвардии или к военной службе (ч. 3 ст. 259 ТК).
Закреплены в ст. 351.7 ТК особенности обеспечения трудовых прав указанной категории лиц, в том числе:
- приостановление действия трудовых договоров с ними на период их службы в нацгвардии либо военной службы;
- увольнение их по инициативе работодателя в случае невыхода на работу через три месяца после окончания службы в нацгвардии либо военной службы;
- преимущественное право поступления на работу к тому же работодателю после увольнения из-за неявки на работу.
Контроль и надзор в сфере СОУТ
Отнесено к предмету контроля и надзора на федеральном уровне соблюдение организациями, проводящими специальную оценку условий труда (СОУТ), обязательных требований законодательства о СОУТ. Такие исполнители начнут получать обязательные для них предписания об устранении нарушений законодательства (ч. 2 ст. 353, ч. 1 ст. 357 ТК в ред. Федерального закона от 28.12.2024 № 541-ФЗ).
Требования к аптечке на работе
Новым приказом Минтруда от 09.08.2024 № 398н (далее – приказ № 398н) определены общеприменимые требования к размещению, хранению и использованию аптечки работодателями для оказания первой помощи силами штатных работников. Такие требования обязательны для работодателей в статусе юридических лиц и ИП, а также их сотрудников. Ознакомить персонал с требованиями работодатель обязан самостоятельно выбранным способом – например, при обучении сотрудников по охране труда или путем ознакомления их с соответствующим приказом (п. 4 приказа № 398н).
Комплектация аптечки на работе должна соответствовать требованиям из приказа Минздрава от 24.05.2024 № 262н. Работодатель будет контролировать комплектацию, пополнение аптечки и срок годности медизделий в ней (раздел I приказа № 398н). Он определит количество аптечек и количество мест для их размещения и хранения в зависимости от среднесписочной численности персонала, специфики бизнеса и оценки профессиональных рисков. Определять места хранения необходимо также с учетом требований на упаковках медицинских изделий, содержащихся в аптечке (раздел II приказа № 398н).
Иные (профильные) требования к аптечке могут быть обязательны только по НПА, принятым в соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ – например, о размещении, хранении и использовании аптечек:
-
на аэро-, ж/д и автовокзалах;
-
на борту самолета;
-
при прохождении туристических маршрутов;
-
в системе службы исполнения наказаний и так далее.
Организация вправе установить дополнительные требования по аптечкам, не противоречащие приказу № 398н и требованиям охраны труда, исходя из специфики своей деятельности и оценки профрисков (п. 5 приказа № 398н).
Акцизы на лекарства
Под освобождение от акцизов с 1 марта 2025 г. на основании подп. 28 п. 1 ст. 183 НК подпадают препараты, изготовленные для фирм и ИП, которые разводят, выращивают и содержат животных. Новшество внес в НК п. 4 ст. 8 Федерального закона от 12.07.2024 № 176-ФЗ.
Контрольно-кассовая техника
Изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – Закон № 54-ФЗ) о применении ККТ внесены сразу двумя НПА: Федеральным законом от 08.08.2024 № 273-ФЗ (далее – Закон № 273-ФЗ) и Федеральным законом от 08.08.2024 № 274-ФЗ (далее – Закон № 274-ФЗ). При этом уточнены пп. 10 и 11 приказа ФНС от 19.07.2021 № ЕД-7-20/673@ о расчетах через кабинет ККТ. Так что изменений здесь хватает.
Разрешено отправлять покупателям чеки через информресурс «Мои чеки онлайн» (подп. «б» п. 2 ст. 1 Закона № 274-ФЗ). Срок регистрации, перерегистрации и снятия с учета онлайн-кассы сокращен с десяти до пяти рабочих дней. Для новых моделей фискальных накопителей установлена обязательная экспертиза. При замене ФН можно перерегистрировать кассу путем передачи в ИФНС соответствующего заявления через оператора ФД (подп. «б» п. 4, подп. «г», «д» п. 8 ст. 1 Закона № 274-ФЗ).
При регистрации кассы разрешили не направлять в ИФНС сведения из отчета о регистрации, если он передан через оператора ФД (письмо ФНС от 12.02.2025 № АБ-4-20/1277@). Но доступен и прежний способ передать отчет – через кабинет ККТ. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
От применения ККТ освобождены ИП, оказывающие услуги населению в сфере образования, физкультуры и спорта. Новый п. 5.11 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ уточняет применение онлайн-касс по услугам общепита (подп. «д» п. 2, подп. «г» п. 3 ст. 1 Закона № 274-ФЗ, письмо ФНС от 14.02.2025 № АБ-4-20/1500@). ФНС направила рекомендации предприятиям общественного питания о формировании чеков ККТ. Подробнее об этом – в нашей статье.
ФНС с 1 марта 2025 г. уполномочена сообщать в Роспотребнадзор:
-
адрес и место установки/применения онлайн-кассы;
-
дату сформированного ею первого чека/БСО.
ФНС сможет устанавливать требования к размеру символов и качеству печати бумажных фискальных документов, к размеру и качеству печати QR-кода в бумажных фискальных и иных документах, к качеству и времени отображения QR-кода на компьютерных устройствах, в том числе на дисплее автоматического устройства для расчетов.
Торговля в розницу без ККТ налогоплательщиками ЕСХН на выставках, ярмарках и розничных рынках теперь допустима не более чем с трех торговых мест при совокупной площади всех торговых мест не более 15 кв. м. Налогоплательщики ЕСХН, не подпадающие под этот лимит, вправе до 31.12.2025 включительно не проставлять в кассовых чеках наименование и количество товара.
Сельскохозяйственные потребкооперативы, кроме кредитных, вправе торговать в розницу на выставках, ярмарках и розничных рынках без ККТ до 1 сентября 2025 г. включительно. А ИП на ПСН с видами деятельности из подп. 5, 20, 22, 25, 37, 46–48, 50–56, 64, 66 п. 2 ст. 346.43 НК работают без ККТ на регулярных ярмарках выходного дня, только если общее число торговых мест на ярмарке не превышает пятидесяти (ст. 1, пп. 2, 3 ст. 3 Закона № 273-ФЗ). Упразднено распоряжение Правительства от 14.04.2017 № 698-р о применении онлайн-касс на территориях, отведенных для осуществления торговли, включая выставки, ярмарки и розничные рынки (распоряжение Правительства от 17.09.2024 № 2563-р).
Появились и административные штрафы для УК за неисполнение ими обязанностей по контролю за применением онлайн-касс арендаторами на рынках. Новые санкции для УК закреплены в чч. 16, 17 ст. 14.5 КоАП (пп. 1, 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2024 № 284-ФЗ).
Принятие решений в АО и ООО
Вступили в силу новые редакции Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Изменения в них внесены Федеральным законом от 08.08.2024 № 287-ФЗ (далее – Закон № 287-ФЗ).
Дистанционное участие в общем собрании
Теперь участники ООО и акционеры АО вправе участвовать в общем собрании дистанционно (п. 24 ст. 1, п. 12 ст. 4 Закона № 287-ФЗ). Для этого требуются технические средства, в том числе электронные, а также способы, которые позволяют:
-
достоверно идентифицировать участника или акционера;
-
дать ему возможность обсуждать вопросы повестки дня и проголосовать.
Заседание с дистанционным участием должно транслироваться в режиме реального времени с воспроизведением звука и изображения для всех голосующих на общем собрании. В случае технических неполадок, не позволяющих выполнить новые требования законов об АО и ООО, заседание общего собрания с дистанционным участием считается несостоявшимся.
Заочное голосование на общем собрании
На общих собраниях участников ООО и акционеров АО разрешено совмещать очное и заочное голосование (п. 26 ст. 1, п. 14 ст. 4 Закона № 287-ФЗ). Обязательным это является в ПАО, а в непубличных АО – только:
-
при количестве владельцев голосующих акций 50 и более;
-
по требованию устава НАО в остальных случаях.
В ООО совмещать очное и заочное голосование обязательно, только если это прямо установлено уставом общества.
В случае совмещения очного и заочного голосования нормы соответствующего закона об АО или ООО применяются к подготовке и проведению общего собрания, подсчету голосов и подведению его итогов по умолчанию, если это не противоречит существу отношений и иное не предусмотрено указанным законом. Если акционер или участник проголосовал заочно, он вправе явиться на общее собрание лично, но повторно голосовать не сможет.
Иные новации для АО и ООО
Точечные изменения в законах об АО и ООО касаются:
-
информирования акционеров о заседании или заочном голосовании;
-
подготовки к проведению заседания или заочного голосования;
-
кворума заседания или заочного голосования;
-
составления протокола общего собрания в ООО и АО;
-
проведения дистанционных заседаний совета директоров АО;
-
принятия решений советом директоров ООО.
Временные правила для АО
В период с 1 марта до 31 декабря 2025 г. включительно действуют особенности по принятию решений общим собранием в АО, подпадающих под критерии п. 1 постановления Правительства от 25.02.2025 № 220, и тех АО, которые в дальнейшем могут быть определены Правительством (ст. 36 Федерального закона от 26.12.2024 № 494-ФЗ). Это, к примеру, общества:
-
из перечня стратегических обществ, утвержденного указом Президента от 04.08.2004 № 1009;
-
из перечня, утвержденного указом Президента от 27.11.2023 № 903;
-
в которых введено временное управление;
-
созданные для выполнения задач, поставленных перед Правительством, – по перечню из постановления Правительства от 22.07.2013 № 613.
В указанный период в отношении таких АО не применяются требования Закона об АО принимать решения общего собрания только на заседании (хотя бы и при совмещении с заочным голосованием) и не действует запрет принимать решение общим собранием без заседания. Этим АО временно разрешили принимать решения путем заочного голосования без заседания, если так решит совет директоров АО или компетентный орган НАО.
Санкции по госконтрактам и гособоронзаказу
В КоАП появились новые составы правонарушений и меры ответственности в сфере госзакупок и гособоронзаказа. Одновременно отменены ст. 7.29–7.30, 7.31–7.32.1, 7.32.3–7.32.5, 14.6.1, 14.49, 14.55–14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.7.2-1 КоАП. В связи с этим скорректированы корреспондирующие статьи КоАП и уточнены диспозиции отдельных статей УК об ответственности в сфере гособоронзаказа (ст. 1 Федерального закона от 28.12.2024 № 500-ФЗ и Федеральный закон от 28.12.2024 № 501-ФЗ).
Новые ст. 7.30.1–7.30.6 КоАП устанавливают санкции за следующие проступки:
- Ст. 7.30.1 – за нарушение:
- порядка планирования закупок для гос- и муниципальных нужд;
- определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- требований к порядку, сроку размещения информации и документов в реестрах или направления их для размещения в реестрах.
- Ст. 7.30.2 – за нарушения при заключении, изменении, исполнении и расторжении госконтракта.
- Ст. 7.30.3 – за нарушения при формировании, размещении и выполнении гособоронзаказа.
- Ст. 7.30.4 – за нарушения при закупках, допущенные отдельными категориями юрлиц.
- Ст. 7.30.5 – за нарушения:
- процедуры обязательных торгов;
- при продаже гос- и муниципального имущества.
- Ст. 7.30.6 – за нарушения:
- оператором электронной площадки или специализированной электронной площадки порядка проведения закупок и обязательных электронных торгов в электронной форме;
- кредитной организацией порядка блокирования и прекращения блокирования средств на банковском счете участника закупок и обязательных электронных торгов.
Многодетные семьи
Многодетные семьи могут подтверждать свой статус с помощью программного обеспечения, интегрированного с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА). Новшество закреплено в абз. 3 п. 6 порядка подтверждения статуса из приказа Минтруда от 27.09.2024 № 513, изданного во исполнение п. 4 распоряжения Правительства от 29.06.2024 № 1725-р.
До этого многодетные семьи могли визуализировать сведения, подтверждающие их статус, только путем предъявления QR-кода из мобильного приложения «Госуслуги».
Еще несколько новшеств
Напомним, что началась маркировка непищевой спиртосодержащей продукции, медицинских перчаток, неветеринарных дезинфицирующих средств, некоторых БАДов и одежды по перечню из подп. «л» п. 2 постановления Правительства от 31.12.2019 № 1956. Изменены правила маркировки молочной продукции, обуви, фототоваров, парфюмерии, шин, табачных и иных изделий. Уточнены вопросы передачи информации в «Честный знак» и его функционирования в аварийной ситуации.