В 1С можно упростить учет однотипных объектов: объединять их в групповой объект основных средств и отражать в документах одной строкой. В данной статье покажем, как это сделать.

Групповой учет основных средств в 1С

Зачастую организация приобретает большое количество однотипных объектов сроком службы более 12 месяцев, которые имеют невысокую стоимость за единицу. Это может быть офисная техника, мебель, оборудование. И если стоимость однотипного малоценного объекта признается существенной для бухгалтерской отчетности организации, то необходимо такие предметы включать в состав основных средств и начислять по ним амортизацию.
Отдельный учет таких объектов слишком трудоемок, поэтому в программе «1С:Бухгалтерия предприятия» предусмотрен механизм группового учета однотипных основных средств. Он применяется для оформления документов поступления, перемещения и выбытия ОС, например, при списании или передаче.
Для включения возможности ведения группового учета необходимо изменить настройки в разделе «Главное» – «Функциональность».
Такая же возможность доступна в разделе «Администрирование».
Необходимо проверить, чтобы в подразделе «Основные средства» была установлена галочка «Групповые объекты основных средств» – эта настройка активирует соответствующую функциональность программы.
Рассмотрим на примере документа: откроем раздел «ОС и НМА» – «Поступление основных средств».
Создадим новый документ.
В «шапке» документа отображается комментарий: «Поступление одинаковых объектов можно отразить одной строкой, если выбрать основное средство – групповой объект». Для этого нажмите кнопку «Добавить».
Откройте справочник «Основные средства» и добавьте новый объект.
Обратите внимание: в поле «Единица учета» по умолчанию выделен зеленым вариант «Инвентарный объект». Чтобы создать карточку для группового учета, переключитесь на режим «Групповой объект», нажав соответствующую кнопку.
Карточка изменится, после чего указываем группу учета основных средств. Для примера выбираем «Машины и оборудование (кроме офисного)» и задаем наименование объекта: «Витрина стеклянная ВС-4. Высота 1800 мм»; стоимость 37 391 руб.
Учет групповых объектов не ведется по инвентарным номерам и не предусматривает формирование инвентарной карточки формы ОС-6. Печатная форма ОС-6 для таких объектов недоступна.
Откроем план счетов.
Здесь мы можем увидеть, что для учета групповых объектов в плане счетов программы предусмотрены субсчет 01.11 «Групповые объекты основных средств» и счет 02.11 «Амортизация групповых объектов основных средств».
Перейдем к документу поступления основных средств и отразим в нем поступление групповых объектов. Выберем контрагента, укажем дату поступления, создадим новый договор.
В открывшемся окне запишем информацию для нового договора.
Указываем местонахождение ОС и материально ответственное лицо.
По строке указываем объект основных средств и его количество. Например, приобрели 10 витрин стоимостью 37 391 руб. При необходимости выделяем НДС, активируем переключатель «УПД» или вводим счет‑фактуру.
В «шапке» документа указываем номер и дату, после чего проводим документ.
Программа уведомила о незаполненной колонке «Срок службы».
Необходимо указать срок службы объекта. По классификатору витрины относятся к 4-й амортизационной группе со сроком службы от пяти до семи лет – укажем 60 месяцев.
Проводим документ и нажимаем кнопку «Дт Кт».
В результате проведения сформировались проводки:
Дебет 08.04.2 Кредит 60.01 –
На сумму поступившего торгового оборудования;
Дебет 01.11 Кредит 08.04.2 –
Приняты к учету объекты ОС.
Таким образом, объекты основных средств приняты к учету с указанием общей суммы и количества. Мы сразу оприходовали все 10 однотипных объектов.
Если теперь открыть оборотно-сальдовую ведомость по счету и выбрать 01.11 «Групповые объекты основных средств», в отчете будет отображаться 10 стеклянных витрин с указанием их общей стоимости.
Групповой учет в 1С позволяет сократить рутину и упрощает работу бухгалтера: однотипные объекты отражаются сразу с количеством и общей суммой, без создания отдельных карточек.