Не ищите в ГК главу «Франчайзинг», ее там нет. И Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» здесь не применяется, он не об этом. Нам нужна глава о коммерческой концессии в ГК – гл. 54. Призыв стать франчайзи, купить (подобрать) франшизу (не путайте со страховой франшизой) означает приглашение заключить договор коммерческой концессии.
Франчайзинг. О чем не расскажет франчайзер
Определяем понятия
Проясним еще несколько моментов, создающих неразбериху. Франчайзи – это пользователь, который получил право использовать франшизу, «пользователь» по договору коммерческой концессии. Этим термином, отсутствующим в ГК, оперируют и суды (см., например, решение СИП от 08.05.2019 по делу № СИП-346/2018), и ФАС (решение от 30.03.2018 по делу № 1-14-116/00-08-17). Соответственно, франчайзер – тот, кто предоставляет комплекс прав.
Франшиза – это не договор, а то, что вы получаете по договору: комплекс прав и благ, в который входят товарный знак, ноу-хау, технологии, рецепты, бизнес-модель, обучение, маркетинг и, как правило, поддержка, консультации.
Франчайзинг – это коммерческая концессия, т.е. ситуация, когда франчайзер – обладатель комплекса исключительных прав разрешает франчайзи (партнеру) использовать этот комплекс за определенное вознаграждение. В этот комплекс могут входить права на (п. 1 ст. 1027 ГК):
-
товарный знак;
-
знак обслуживания;
-
коммерческое обозначение;
-
ноу-хау и т.п.
Франчайзинг – это не только про логотип, хотя к франчайзингу применяются, помимо гл. 54 ГК, нормы о лицензионных договорах (разд. VII ГК). Но франчайзинг – не «голая» интеллектуальная собственность (логотип, ноу-хау и т.д.), это еще и право применять успешную бизнес-модель. Чтобы было понятно, сопоставим в таблице лицензионный договор (например, на использование логотипа) и коммерческую концессию (франчайзинг). Сопоставив положения и предлагаемый проект договора, вы быстро поймете, за что вам предлагается заплатить.
Таблица. Франчайзинг или лицензия?
| Критерий | Франчайзинг (коммерческая концессия) |
Лицензия |
|---|---|---|
| Количество объектов, передаваемых по договору | Всегда несколько: товарный знак, знак обслуживания, ноу-хау и т.п. (п. 1 ст. 1027 ГК) | Может передаваться всего один объект (п. 1 ст. 1235 ГК) |
| Кто может стать партнером | Исключительно фирмы (т.е. коммерческие организации) и ИП (п. 3 ст. 1027 ГК) | В целом – кто угодно |
| Можно ли использовать переданные права в бизнесе | Можно и нужно всегда (п. 1 ст. 1027 ГК) | Зависит от условий договора, не всегда (п. 1 ст. 1235 ГК) |
| Можно ли что-то получить даром | Никогда (п. 1 ст. 1027 ГК) | Можно |
| Есть ли преимущественное право пролонгации | Да, если франчайзи справляется успешно (п. 1 ст. 1035 ГК) | Нет |
| Отвечает ли правообладатель по претензиям, предъявленным к пользователю | Несет субсидиарную (а в некоторых случаях солидарную) ответственность за качество товаров (работ, услуг), которые поставляет франчайзи (ст. 1034 ГК) | По общему правилу – нет. Хотя лицензиар несет солидарную ответственность, если предоставил право использования товарного знака и требования предъявляются лицензиату как изготовителю товаров (п. 2 ст. 1489 ГК) |
Предоставление права на использование комплекса прав должно быть зарегистрировано. Подчеркнем, что регистрируется передача прав, без чего нельзя их использовать (п. 2 ст. 1028 ГК).
По общему правилу, если стороны не договорились о другом, регистрацию обеспечивает франчайзер (п. 2 ст. 1031 ГК). Причем если франчайзер допустит проволочку, то франчайзи вправе потребовать возмещения убытков (п. 1 обзора № 1 (2025), утв. Президиумом ВС 25.04.2025).
Однако документы на регистрацию может подать и франчайзи, это не нарушение (п. 3.4.10 рекомендаций, утв. приказом Роспатента от 29.12.2009 № 186).
Для регистрации предоставления права надо:
-
составить заявление (форма приведена в прил. № 3 к административному регламенту, утв. приказом МЭР от 10.06.2016 № 371, есть на сайте Роспатента);
-
подготовить документы (в основном достаточно договора или выписки из него);
-
уплатить госпошлину: 4 000 руб. + 13 000 руб. за каждый товарный знак или знак обслуживания + 4 000 руб. за каждый патент или свидетельство, расширяющие предмет договора (пп. 3.16, 3.17 прил. № 1 к положению, утв. постановлением Правительства от 10.12.2008 № 941);
-
направить пакет документов в Роспатент через портал ведомства, Госуслуги, на личном приеме, по почте.
Срок рассмотрения – до 45 рабочих дней.
Все вышеописанное – нормы и положения законов и нормативных актов. Но на практике пользователю приходится сталкиваться с тем, что формально все в дозволенных рамках, но сделка получается абсолютно невыгодной.
О чем может промолчать франчайзер…
…но что должен выяснить франчайзи? Вот несколько практических советов, которые помогут избежать «невинных» хитростей со стороны франчайзера.
Уточните реальную рентабельность, срок окупаемости
Презентации показывают идеальные цифры и кейсы, обещают, что вложения обязательно окупятся в течение шести месяцев (хотя первые три-шесть месяцев, скорее всего, будут убыточными) и вы выйдете на многомиллионную прибыль уже в первый год (не учитывая затраты на аренду помещений в нужных ТЦ, разный уровень коммунальных услуг и т.п.). Реальность может разочаровать, поскольку картина зависит от регионов, уровня конкуренции, сезонности, даже санитарно-эпидемиологической обстановки.
Скрытые платежи и обязательные закупки
Франчайзер может обязать покупать товары (оборудование, материалы) только у него или определенных партнеров, и уж точно не по демпинговым ценам. Например, закупать кофе только у одобренного поставщика в два раза выше рыночной цены или фирменную косметику, которую в других местах можно найти гораздо дешевле.
Но если условия вас не устраивают, то лучше на них не соглашаться, потому что потом придется судиться.
Отсутствие эксклюзивной территории
Франчайзер может открыть еще пять точек в вашем районе, и никто ничего не нарушит, хотя вы лишитесь того, на что рассчитывали. В договоре часто нет условий об эксклюзивной территории, и франчайзи может оказаться в «конкурентной ловушке» собственного бренда.
Как насчет репутации бренда
Если вам предлагают новую перспективную франшизу, о которой мало что сказано в интернете (СМИ, соцсетях, нет отзывов), лучше аккуратно проверить деловую репутацию у франчайзера. Как минимум уточните, есть ли у компании кризисный PR-план, ведь если франчайзер допустит скандал (например, отравление в ресторане сети, мошенничество сотрудников, конфликт с ИФНС, утечку данных), то франчайзи пострадают обязательно.
В чем именно будет проявляться поддержка франчайзи
Отсутствие реальной поддержки – очень частая проблема «быстрых» франшиз. Например, кофейни, пиццерии. Как выяснить, что из обещанного (обучение, маркетинг, логистика, IT-поддержка и т.п.) на самом деле обеспечивает франчайзер? Советуем найти будущих «коллег» – франчайзеров и уточнить, что происходит, если у франчайзи складывается нештатная ситуация. Остаться один на один с проблемой – не самая блестящая перспектива. Вы же покупаете франшизу для того, чтобы как раз избежать этого, и рассчитываете на поддержку успешного бизнесмена.
Обязательно изучите основания для одностороннего расторжения договора с целью обезопасить себя от ситуации, когда франчайзер по своему усмотрению расторгает договор за нарушение стандартов без компенсации уже вложенных денег.
Итак, перед тем, как рассматривать вариант определенного бренда, изучите его репутацию и удостоверьтесь в том, что он добросовестный налогоплательщик. Вот какие вопросы стоит выяснить перед тем, как поддаться обаянию франчайзера и ослепнуть от блеска перспектив:
-
есть ли реальные финансовые отчеты от трех и более действующих франчайзи;
-
как насчет эксклюзивной территории, что будет в договоре;
-
точно ли все платежи озвучены;
-
на какие меры поддержки может рассчитывать франчайзи.
А оптимальный вариант – забрать проект договора и изучить с карандашом, а еще лучше обратиться за помощью к юристу.
Помните: франчайзеры должны быть заинтересованы не в том, чтобы вы заплатили взносы за «вход», а в том, чтобы приносили роялти. И поэтому они должны помогать франчайзи прийти к успеху, а не требовать этого здесь и сейчас.