С 13.09.2025 проверка ККТ проводится по обновленному алгоритму. Изменения требуют большего внимания.

Проверки ККТ: новые правила и руководство по подготовке

Почему эти новшества так важны для бизнеса в 2025 г.? Ну хотя бы потому, что любой недочет может обернуться штрафами. Так, с 01.03.2025 г. в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – закон о ККТ) введены новые правила передачи чека клиенту и применения ККТ, в т.ч. распространена обязанность применять ККТ при расчетах через СБП, с участием уполномоченного работника и с помощью автоматического устройства для расчетов. Есть и другие изменения.
Что конкретно изменилось с сентября 2025 г.
Так, с 13.09.2025 г. правительство постановлением от 05.09.2025 № 1374 изменило положение о госконтроле применения ККТ (утв. постановлением от 28.02.2022 № 272, далее - положение № 272). Так, контролеры вправе теперь публиковать в ЛК контролируемого лица на Госуслугах и (или) на кабинете ККТ на портале ФНС информацию о том, что объект контроля:
-
соответствует параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований;
-
отклоняется от таковых.
Прописаны нюансы использования мобильного приложения «Инспектор» при проверке ККТ. Установлено, что при выявлении в ходе контрольной закупки нарушений контролеры вправе незамедлительно начать проверку документарную или выездную. Об этом должна быть извещена прокуратура - как о начале, так и о результатах ее проведения. Срок - 24 часов после выявления нарушений.
Если контрольное мероприятие проведено без взаимодействия, то акт составляется только в случае выявления нарушений.
Расширены требования к содержанию предписания об устранении выявленных нарушений. Так, в предписании должны быть сведения по каждому нарушению:
-
описание каждого выявленного нарушения с указанием конкретных нарушенных положений нормативно-правового акта;
-
срок, выделенный для устранения. Должна быть указана конкретная дата;
-
перечень рекомендованных мероприятий по устранению недочетов;
-
перечень рекомендуемых сведений, которые должны быть представлены в качестве доказательства устранения нарушений.
До 15 рабочих дней сокращен срок рассмотрения жалоб контролируемого лица на решения, действия (бездействие) контролеров. (Было 20 дней).
Профилактические визиты (новые тенденции, их цели)
Профилактические визиты (ст. 52 закона о госконтроле) представляют собой одну из перспективных тенденций в контроле. Упор делается на предупреждение нарушений. В ходе такого мероприятия контролируемому лицу предоставляется информация:
-
об обязательных требованиях;
-
о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, которые применяются к нему.
Суть профилактического визита: сотрудник надзорного органа знакомится с объектом контроля, оценивая уровень выполнения обязательных требований.
Инициировать профилактический визит может сам проверяемый (ст. 52.2 закона о госконтроле), но чаще это сам контрольный орган. Обязательный профилактический визит проводится по процедуре, установленной ст. 52.1 закона о госконтроле.
Какие права имеют налоговики
Они, в частности, вправе (п. 4 положения № 272, п. 2 ст. 7 закона о ККТ, ст. 29 закона о госконтроле):
-
получать беспрепятственный доступ к ККТ, в т.ч. для считывания фискальных данных, которые хранятся в ее фискальном накопителе;
-
получать беспрепятственный, в т.ч. дистанционный доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных ОФД;
-
проводить контрольные (надзорные) мероприятия;
-
запрашивать необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в т.ч. через ЛК ККТ;
-
выносить предписания об устранении нарушений;
-
взаимодействовать с ОВД, ФСБ,
а также проводить контрольные (надзорные) мероприятия.
Виды проверок ККТ: что нужно знать?
Формы контроля применения ККТ (п. 18 положения № 272) следующие:
-
контрольная закупка;
-
документарная проверка;
-
наблюдение за соблюдением обязательных требований;
-
выездное обследование;
-
выездная проверка.
Вышеописанные мероприятия довольно тесно связаны: так, налоговики проводят выездное обследование, выявляют признаки нарушений, проводят контрольную закупку – и, обнаружив нарушение уже по ее итогам, вправе тотчас начать документарную или выездную проверку. Они не должны при этом ни выносить решения, ни получать согласование прокурора – достаточно извещения (ч. 12 ст. 67 закона о госконтроле, п. 23 положения № 272).
Рассмотрим некоторые процедуры подробнее.
Наблюдение
Наблюдение за соблюдением обязательных требований - это, по сути, «тихая» проверка: контролирующие органы собирают и анализируют всю доступную информацию об объектах надзора.
Источники разные: данные от других госорганов, (благодаря межведомственному обмену); сведения, которые вы сами предоставляете при выполнении требований; открытые данные из интернета; информация из гос- и муниципальных систем.
Если в ходе наблюдения обнаружатся признаки нарушений, то контролеры вправе вынести предостережение, выдать предписание устранить нарушение или назначить проверку. Так что если к вам до сих пор не пришли с проверкой, не значит, что вас не мониторят.
Выездное обследование
Если у контролирующего органа есть основания провести выездное обследование на объекте, который открыт для всех, (например, магазин, кафе или любой другой объект, куда может зайти любой желающий), - они могут просто прийти и осмотреть все на месте. Такое обследование проводится без предупреждения, т.е. заранее вас никто не оповестит. И, если в ходе этого визита инспектор заметит даже намек на нарушение обязательных требований, он вправе тут же организовать контрольную закупку. Ему достаточно в течение 24 часов сообщить об этом в прокуратуру.
Контрольная закупка
Контрольная закупка - это мероприятие, которое проводится налоговиками для проверки соблюдения требований применения ККТ. На это мероприятие распространяется действие закона о госконтроле.
Если ККТ не применяется, а выдаются БСО, контролеры проверяют, соблюдается ли это требование (п. 2 ст. 7 закона о ККТ).
Срок проведения контрольной закупки - период, в течение которого обычно осуществляется сделка. Но этот срок может продлен до 25 рабочих дней по решению руководителя налогового органа (его зама) (ч. 6, 6.1 ст. 67 закона о госконтроле).
Традиционную (не дистанционную) закупку проводят в присутствии двух свидетелей или двух сотрудников налогового органа либо с применением видеозаписи (ч. 3, 4 ст. 67 закона о госконтроле, п. 23 положения № 272). Суть в том, что проверяющий моделирует обычную ситуацию – совершает сделку и оплачивает ее. То есть следующий посетитель или покупатель, который приобретает и оплачивает товар (работу, услугу), может оказаться проверяющим. Предварительно о начале закупки вас не уведомят (п. 23 положения № 272). Если проверяемый не выдаст кассовый чек или иной обязательный документ, то проверяющий объявляет о проведении контрольной закупки и предъявляет служебное удостоверение.
Если при закупке будут выявлены нарушения, должностное лицо вправе незамедлительно начать проведение документарной или выездной проверки, с извещением прокуратуры о начале и результатах проведения - (на это отводится 24 часа после выявления нарушений).
Ни вынесения решений о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, ни согласования с прокуратурой не требуется. Информация о проверке вносится в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. (Срок – пять рабочих дней со дня начала проведения).
Завершилась контрольная закупка - в течение пяти рабочих дней составляется акт, который должен быть направлен контролируемому лицу.
Выездная проверка
Придя с выездной проверкой, проверяющие могут:
-
осматривать помещения или оборудование;
-
задавать вопросы сотрудникам или руководству - (это называется «опрос»);
-
просить письменные пояснения по каким-то моментам;
-
запрашивать документы;
-
назначать экспертизу, (например, чтобы проверить качество продукции или безопасность условий);
-
ставить эксперименты, в т.ч. проверять, как работает система в реальном времени.
Сколько это может длиться: обычно - не дольше 10 рабочих дней. А для малого бизнеса есть особые лимиты:
- у малого предприятия - максимум 50 часов суммарного общения с проверяющими;
- у микропредприятия - вообще всего 15 часов.
Если ваша фирма работает в нескольких регионах, то срок проверки по каждому филиалу, офису или производственному участку считается отдельно. На каждый из них действуют вышеописанные временные рамки.
Обнаружены нарушения - контролирующий орган обязан отреагировать. Например, выдать предписание, предостережение или принять другое решение (ч. 2 ст. 90 закона о госконтроле).
Важный момент: в 2025 г. многое можно делать дистанционно! Осмотр, опрос, экспертизу или эксперимент могут провести через видеосвязь или с помощью мобильного приложения «Инспектор». Даже фото и видео во время осмотра теперь делаются только через это приложение, чтобы обеспечить прозрачную фиксацию.
Ниже мы приготовили для вас памятку, которая содержит основные пункты для самопроверки.
Чек-лист: как всегда быть готовым к проверке ККТ в 2025 году
Если обнаружена ошибка
Надо немедленно выяснить причину и устранить нарушение, при необходимости – обратиться в техподдержку производителя ККТ, в ОФД. Чтобы избежать штрафов за:
-
не пробитый чек;
-
не применение ККТ;
-
за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо
-
за применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения;
-
за не направление (не выдачу) покупателю (клиенту) кассового чека,
необходимо сделать то, что предписано в примечании к ст. 14.5 КоАП. Так, надо направить в ИФНС кассовый чек коррекции (или БСО коррекции) – если нарушение исполняется таким образом.
В иных случаях надо добровольно:
- исполнить ту обязанность, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должен последовать штраф;
- в течение трех рабочих дней с даты исполнения обязанности заявить в налоговый орган о совершенном нарушении через кабинет ККТ.
Санкций можно избежать, если одновременно соблюдаются следующие условия:
-
на момент получения заявления (чека коррекции) ИФНС не знала о нарушении;
-
представленные сведения, документы (чек коррекции) подтверждают факт нарушения.
Проверка ККТ: как вести себя во время визита инспектора
ИП или уполномоченный представитель проверяемого лица вправе:
-
присутствовать при проверке;
-
запрашивать и получать на руки решение о проведении проверки, (когда его вынесение обязательно);
-
требовать у проверяющих документы, удостоверяющие личность и полномочия;
-
давать пояснения и отвечать на вопросы;
-
ознакомиться с результатами, обжаловать их.
Этим правам корреспондируют обязанности:
-
содействовать в проведении проверки;
-
предоставлять доступ к ККТ, к необходимым для ее использования документам;
-
давать необходимые пояснения, представлять документы.
Проверяемое лицо вправе фиксировать действия инспектора с помощью фото, видео, через мобильное приложение «Инспектор».
Отвечайте на вопросы четко, по существу, избегая лишних, тем более не запрашиваемых подробностей, комментариев. Не уверены, что правильно поняли вопрос – переспросите. Не уверены, что можете дать правильный ответ - попросите время на уточнение. Представляйте только те документы, которые запрашиваются.
Обратите внимание на то, что контрольная закупка может быть проведена без решения о проверке. Распознать ее до того, как она будет объявлена, в принципе, возможно. «Клиент», например:
- не торопится, в отличие от обычного покупателя;
- задает нетипичные, порой провокационные вопросы, например: «А если по СБП – можно без кассы?», «А можно без чека?» и т.п.
- настаивает на определенной форме оплаты – например, предлагает перевести на карту самого продавца;
- слишком внимательно следить за тем, как кассир работает с ККТ;
- активно пользуется телефоном, снимает ценники, кассу, вывеску, процесс оплаты и т.п.
Типичные ошибки при работе с ККТ, за которые штрафуют
Ниже в таблице приведены наиболее типичные нарушения.
Описание нарушение | В чем может проявляться |
---|---|
Неприменение ККТ | Фактическое неиспользование ККТ, (в т.ч. по причине отсутствия). Использование незарегистрированной ККТ. Использование ККТ, не включенной в Госреестр. Использование ККТ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти. Использование ККТ, у которой пломба или отсутствует или повреждена. Пробитие чека ККТ с указанием суммы, которая меньше уплаченной. |
Применение ККТ, не соответствующей требованиям, применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, сроков и условий перерегистрации, а также порядка и условий ее применения | Применение ККТ без корпуса, заводского номера, без часов реального времени, устройства для печати фискальных документов, необходимого ПО, без ФН и т.п. (ст. 4 закона о ККТ). Невыполнение требований ст. 4.2. закона о ККТ. Кстати, в некоторых случаях отсутствие регистрации ККТ доказывает получение необоснованной налоговой выгоды (см., например, постановления АС Волго-Вятского округа от 24.04.2025 № Ф01-1015/2025, ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2013 № Ф03-1258/2013). Невыполнение требований ст. 4.3. закона о ККТ, в т.ч. пробитие чека не в момент взаимодействия (без оснований), ККТ находится вне корпуса автоматического устройства для расчетов, вне места взаимодействия с покупателем (без оснований) и т.п. |
Непредставление информации и документов по запросам налоговых органов (представление с нарушением установленных сроков) | Непредставление, несвоевременное представление по запросу ИФНС информации и документов, связанных с применением ККТ - (в нарушение ст. 5 закона о ККТ), в т.ч. если не представлены фискальные данные и отчет о закрытии ФН. |
Не направление (не выдача) покупателю (клиенту) кассового чека | Невыдача покупателю (клиенту) кассового чека или БСО. Не направление этих документов в электронной форме покупателю (клиенту) по его требованию, в т.ч. если чек не выдан из-за технических неполадок, (например, закончилась кассовая лента, сломалось в момент расчета печатающее устройство и т.д.). |
В настоящее время штраф за неприменение ККТ составляет, (в зависимости от нарушителя, ст. 4.1.2, 14.5 КоАП):
-
для малых и микропредприятий – от 3/8 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 15 000 руб.;
-
на должностных лиц (ИП) - в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
-
на организацию - в размере от 3/4 до одного размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.
За применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям и т.п. (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) штрафы следующие:
-
для малых и микропредприятий - от 2 500 до 5 000 руб.;
-
для должностных лиц, ИП - 1 500 руб. до 3 000 руб.;
-
для организаций - от 5 000 руб. до 10 000 руб.;
За непредставление информации, документов, связанных с применением ККТ, представление с нарушением сроков (ч. 5 ст. 14.5 КоАП) штрафы следующие:
-
для должностных лиц, ИП - от 1 500 руб. до 3 000 руб.;
-
для организаций - от 5 000 руб. до 10 000 руб.
-
для малых и микропредприятий – от 2 500 до 5 000 руб.
За невыдачу чека штраф составляет (ст. 4.1.2, 14.5 КоАП РФ):
-
для малых и микропредприятий - от 2 500 до 5 000 руб.;
-
для должностных лиц (ИП) - от 1 500 руб. до 3 000 руб.;
-
для организаций - от 5 000 руб. до 10 000 руб.
Как оспорить штраф за неприменение ККТ
Обязательно досудебное обжалование решений, действий и бездействия при проверках ККТ (Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Жалоба подается через Госуслуги. Общий срок рассмотрения жалобы - 20 рабочих дней. Если результаты не устроили, можно попробовать задействовать судебный порядок. Суд может встать на вашу сторону, если:
-
правонарушение может быть признано малозначительным;
-
имеются обстоятельства, исключающие производство по делу;
-
были существенно нарушены процедуры привлечения к ответственности;
-
в момент расчета вы имели законное право не применять ККТ и т.п.
Также учитываются добросовестность налогоплательщика, тяжелое финансовое положение, не доказана точная сумма расчетов, проведенных без ККТ. Суд может снизить штраф.
Прогнозы и изменения на 2026 год
Минфин предлагает увеличить минимальный штраф за неприменение ККТ и ввести новые наказания. Так, за неприменение ККТ – до 30 тыс. для ИП, должностных лиц, до 150 тыс. – для фирм. Будут также введены новые штрафы, например, за повторное нарушение при сумме расчетов без ККТ составила меньше 1 млн руб. – для ИП и должностных лиц от 1/4 до 1/2 суммы расчета и не менее 60 тыс. руб., для юрлиц - от 3/4 до 1 суммы расчета и не менее 300 тыс. руб. В планах также исключить возможность замены штрафа предупреждением за неприменение ККТ в определенных случаях, а также привлекать ИП к ответственности наравне с юрлицами, а не как должностных лиц, как теперь.
Итак, сказанного достаточно для того, чтобы понять: к проверкам ККТ надо быть готовым в любой момент. В 2025 г. в этой сфере много изменилось, и огромное значение приобретает проактивный подход. То есть - своевременная регистрация и перерегистрация ККТ, обеспечение корректной работы аппаратов, обучение персонала, регулярный самоконтроль. Игнорирование этих требований может привести к выявлению нарушений, быстрое начало проверок и серьезным последствиям.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
При проверке ККТ в 2025 г. могут быть запрошены следующие документы:
- карточка регистрации контрольно-кассовой техники (ККТ);
- паспорт кассового аппарата;
- договор с оператором фискальных данных (ОФД);
- акты ввода кассы в эксплуатацию;
- отчеты с ФН и фискальные документы, (чеки, отчеты о закрытии ФН);
- документация по программному обеспечению ККТ;
- сведения и документы, подтверждающие правильность применения ККТ и кассовой дисциплины и т.п.
Также могут быть запрошены пояснения в письменном виде. Инспекторы могут запрашивать данные дистанционно через личный кабинет ККТ и оператора фискальных данных.
Для проверки правильности формирования чеков и использования ФН, чтобы избежать ошибок при проверке ККТ, необходимо:
- регулярно проверять чеки по реквизитам. Это можно сделать на официальном сайте ФНС или в мобильном приложении для проверки чеков. Также возможно сканирование QR-кода на чеке для быстрой проверки;
- контролировать корректность данных в чеке. В чеках должны правильно указываться сумма, способ расчета (наличными или безналом), даты формирования и сведения о товаре или услуге. Важно, чтобы данные совпадали с фактической операцией. Если ошибки есть, их можно исправить через чек коррекции или чек возврата в зависимости от используемого формата фискальных документов;
- регулярно проверять данные в ЛК на портале ФНС, ОФД;
- при обнаружении ошибки до проверки ФНС обязательно сформируйте чек коррекции с указанием основания и т.п.
Используйте ресурсы ФНС и мобильные приложения, например «Проверка кассового чека», для контроля попадания чеков в базу и правильности их формирования. Таким образом, системное использование проверки чеков по реквизитам, своевременная корректировка ошибок, контроль данных в ЛК и правильное применение фискального накопителя позволяют избежать ошибок при проверке ККТ и снижают риски штрафов.