Проверки ККТ: новые правила и руководство по подготовке
ККТ
16.10.2025
Поделиться
ККТ
16.10.2025
Поделиться

Проверки ККТ: новые правила и руководство по подготовке

С 13.09.2025 проверка ККТ проводится по обновленному алгоритму. Изменения требуют большего внимания.

Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
2
просмотра

Почему эти новшества так важны для бизнеса в 2025 г.? Ну хотя бы потому, что любой недочет может обернуться штрафами. Так, с 01.03.2025 г. в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее – закон о ККТ) введены новые правила передачи чека клиенту и применения ККТ, в т.ч. распространена обязанность применять ККТ при расчетах через СБП, с участием уполномоченного работника и с помощью автоматического устройства для расчетов. Есть и другие изменения.

Так, с 13.09.2025 г. правительство постановлением от 05.09.2025 № 1374 изменило положение о госконтроле применения ККТ (утв. постановлением от 28.02.2022 № 272, далее - положение № 272). Так, контролеры вправе теперь публиковать в ЛК контролируемого лица на Госуслугах и (или) на кабинете ККТ на портале ФНС информацию о том, что объект контроля:

  • соответствует параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований;
  • отклоняется от таковых.

Прописаны нюансы использования мобильного приложения «Инспектор» при проверке ККТ. Установлено, что при выявлении в ходе контрольной закупки нарушений контролеры вправе незамедлительно начать проверку документарную или выездную. Об этом должна быть извещена прокуратура - как о начале, так и о результатах ее проведения. Срок - 24 часов после выявления нарушений.

Если контрольное мероприятие проведено без взаимодействия, то акт составляется только в случае выявления нарушений.

Расширены требования к содержанию предписания об устранении выявленных нарушений. Так, в предписании должны быть сведения по каждому нарушению:

  • описание каждого выявленного нарушения с указанием конкретных нарушенных положений нормативно-правового акта;
  • срок, выделенный для устранения. Должна быть указана конкретная дата;
  • перечень рекомендованных мероприятий по устранению недочетов;
  • перечень рекомендуемых сведений, которые должны быть представлены в качестве доказательства устранения нарушений.

До 15 рабочих дней сокращен срок рассмотрения жалоб контролируемого лица на решения, действия (бездействие) контролеров. (Было 20 дней).

Профилактические визиты (ст. 52 закона о госконтроле) представляют собой одну из перспективных тенденций в контроле. Упор делается на предупреждение нарушений. В ходе такого мероприятия контролируемому лицу предоставляется информация:

  • об обязательных требованиях;
  • о видах, содержании и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, которые применяются к нему.

Суть профилактического визита: сотрудник надзорного органа знакомится с объектом контроля, оценивая уровень выполнения обязательных требований.

Инициировать профилактический визит может сам проверяемый (ст. 52.2 закона о госконтроле), но чаще это сам контрольный орган. Обязательный профилактический визит проводится по процедуре, установленной ст. 52.1 закона о госконтроле.

Осмотр при обязательном профилактическом визите допускается с помощью видеоконференцсвязи и мобильного приложения «Инспектор», которое, помимо прочего, позволяет проводить фото- и видеофиксацию.

Они, в частности, вправе (п. 4 положения № 272, п. 2 ст. 7 закона о ККТ, ст. 29 закона о госконтроле):

  • получать беспрепятственный доступ к ККТ, в т.ч. для считывания фискальных данных, которые хранятся в ее фискальном накопителе;
  • получать беспрепятственный, в т.ч. дистанционный доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных ОФД;
  • проводить контрольные (надзорные) мероприятия;
  • запрашивать необходимые пояснения, справки, сведения и документы, в т.ч. через ЛК ККТ;
  • выносить предписания об устранении нарушений;
  • взаимодействовать с ОВД, ФСБ,

а также проводить контрольные (надзорные) мероприятия.

Формы контроля применения ККТ (п. 18 положения № 272) следующие:

  • контрольная закупка;
  • документарная проверка;
  • наблюдение за соблюдением обязательных требований;
  • выездное обследование;
  • выездная проверка.
Отметим, что налоговики вправе в любое время прийти проверить корректность учета выручки. Ведь плановые проверки не проводятся (п. 17 положения № 272), а о внеплановых уведомлять не должны (п. 2.2 ст. 7 закона о ККТ).

Вышеописанные мероприятия довольно тесно связаны: так, налоговики проводят выездное обследование, выявляют признаки нарушений, проводят контрольную закупку – и, обнаружив нарушение уже по ее итогам, вправе тотчас начать документарную или выездную проверку. Они не должны при этом ни выносить решения, ни получать согласование прокурора – достаточно извещения (ч. 12 ст. 67 закона о госконтроле, п. 23 положения № 272).

Рассмотрим некоторые процедуры подробнее.

Наблюдение

Наблюдение за соблюдением обязательных требований - это, по сути, «тихая» проверка: контролирующие органы собирают и анализируют всю доступную информацию об объектах надзора.

Источники разные: данные от других госорганов, (благодаря межведомственному обмену); сведения, которые вы сами предоставляете при выполнении требований; открытые данные из интернета; информация из гос- и муниципальных систем.

Если в ходе наблюдения обнаружатся признаки нарушений, то контролеры вправе вынести предостережение, выдать предписание устранить нарушение или назначить проверку. Так что если к вам до сих пор не пришли с проверкой, не значит, что вас не мониторят.

Выездное обследование

Если у контролирующего органа есть основания провести выездное обследование на объекте, который открыт для всех, (например, магазин, кафе или любой другой объект, куда может зайти любой желающий), - они могут просто прийти и осмотреть все на месте. Такое обследование проводится без предупреждения, т.е. заранее вас никто не оповестит. И, если в ходе этого визита инспектор заметит даже намек на нарушение обязательных требований, он вправе тут же организовать контрольную закупку. Ему достаточно в течение 24 часов сообщить об этом в прокуратуру.

Для такой закупки не нужно отдельное решение, она может быть проведена прямо «на месте», по ходу обследования. В единый реестр проверок информацию о ней все равно внесут.

Контрольная закупка

Контрольная закупка - это мероприятие, которое проводится налоговиками для проверки соблюдения требований применения ККТ. На это мероприятие распространяется действие закона о госконтроле.

Суть проверки в том, что сотрудники ИФНС совершают покупку товара, (работы, услуги), проверяя, выдан ли кассовый чек – и лишь после этого уведомляют о проведении контрольной закупки.

Если ККТ не применяется, а выдаются БСО, контролеры проверяют, соблюдается ли это требование (п. 2 ст. 7 закона о ККТ).

Срок непосредственного личного взаимодействия инспектора и контролируемого – один рабочий день (ч. 4 ст. 65 закона о госконтроле).

Срок проведения контрольной закупки - период, в течение которого обычно осуществляется сделка. Но этот срок может продлен до 25 рабочих дней по решению руководителя налогового органа (его зама) (ч. 6, 6.1 ст. 67 закона о госконтроле).

Традиционную (не дистанционную) закупку проводят в присутствии двух свидетелей или двух сотрудников налогового органа либо с применением видеозаписи (ч. 3, 4 ст. 67 закона о госконтроле, п. 23 положения № 272). Суть в том, что проверяющий моделирует обычную ситуацию – совершает сделку и оплачивает ее. То есть следующий посетитель или покупатель, который приобретает и оплачивает товар (работу, услугу), может оказаться проверяющим. Предварительно о начале закупки вас не уведомят (п. 23 положения № 272). Если проверяемый не выдаст кассовый чек или иной обязательный документ, то проверяющий объявляет о проведении контрольной закупки и предъявляет служебное удостоверение.

Проверяющий вправе принять решение о необходимости формирования и печати контролируемым фискального документа - отчета о текущем состоянии расчетов.

Если при закупке будут выявлены нарушения, должностное лицо вправе незамедлительно начать проведение документарной или выездной проверки, с извещением прокуратуры о начале и результатах проведения - (на это отводится 24 часа после выявления нарушений).

Ни вынесения решений о проведении контрольного (надзорного) мероприятия, ни согласования с прокуратурой не требуется. Информация о проверке вносится в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. (Срок – пять рабочих дней со дня начала проведения).

Завершилась контрольная закупка - в течение пяти рабочих дней составляется акт, который должен быть направлен контролируемому лицу.

Выездная проверка

Придя с выездной проверкой, проверяющие могут:

  • осматривать помещения или оборудование;
  • задавать вопросы сотрудникам или руководству - (это называется «опрос»);
  • просить письменные пояснения по каким-то моментам;
  • запрашивать документы;
  • назначать экспертизу, (например, чтобы проверить качество продукции или безопасность условий);
  • ставить эксперименты, в т.ч. проверять, как работает система в реальном времени.

Сколько это может длиться: обычно - не дольше 10 рабочих дней. А для малого бизнеса есть особые лимиты:

  • у малого предприятия - максимум 50 часов суммарного общения с проверяющими;
  • у микропредприятия - вообще всего 15 часов.

Если ваша фирма работает в нескольких регионах, то срок проверки по каждому филиалу, офису или производственному участку считается отдельно. На каждый из них действуют вышеописанные временные рамки.

Обнаружены нарушения - контролирующий орган обязан отреагировать. Например, выдать предписание, предостережение или принять другое решение (ч. 2 ст. 90 закона о госконтроле).

Важный момент: в 2025 г. многое можно делать дистанционно! Осмотр, опрос, экспертизу или эксперимент могут провести через видеосвязь или с помощью мобильного приложения «Инспектор». Даже фото и видео во время осмотра теперь делаются только через это приложение, чтобы обеспечить прозрачную фиксацию.

Ниже мы приготовили для вас памятку, которая содержит основные пункты для самопроверки.

Чек-лист: как всегда быть готовым к проверке ККТ в 2025 году

ОФД предоставляет онлайн-доступ к данным о чеках и работе кассы в ЛК. Используйте этот ресурс для контроля передачи данных, выявления сбоев, недочетов, быстрого их устранения до визита налоговой инспекции.​

Надо немедленно выяснить причину и устранить нарушение, при необходимости – обратиться в техподдержку производителя ККТ, в ОФД. Чтобы избежать штрафов за:

  • не пробитый чек;
  • не применение ККТ;
  • за применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, либо
  • за применение ККТ с нарушением порядка регистрации, перерегистрации и применения;
  • за не направление (не выдачу) покупателю (клиенту) кассового чека,

необходимо сделать то, что предписано в примечании к ст. 14.5 КоАП. Так, надо направить в ИФНС кассовый чек коррекции (или БСО коррекции) – если нарушение исполняется таким образом.

Если оформляется чек коррекции по расчету, произведенному без ККТ, то кроме обязательных реквизитов должны быть данные по корректируемому расчету - дата, наименование товара (работы, услуги), адрес расчета и проч. (письмо ФНС от 23.03.2021 № АБ-4-20/3755).

В иных случаях надо добровольно:

  • исполнить ту обязанность, за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должен последовать штраф;
  • в течение трех рабочих дней с даты исполнения обязанности заявить в налоговый орган о совершенном нарушении через кабинет ККТ.

Санкций можно избежать, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • на момент получения заявления (чека коррекции) ИФНС не знала о нарушении;
  • представленные сведения, документы (чек коррекции) подтверждают факт нарушения.

ИП или уполномоченный представитель проверяемого лица вправе:

  • присутствовать при проверке;
  • запрашивать и получать на руки решение о проведении проверки, (когда его вынесение обязательно);
  • требовать у проверяющих документы, удостоверяющие личность и полномочия;
  • давать пояснения и отвечать на вопросы;
  • ознакомиться с результатами, обжаловать их.

Этим правам корреспондируют обязанности:

  • содействовать в проведении проверки;
  • предоставлять доступ к ККТ, к необходимым для ее использования документам;
  • давать необходимые пояснения, представлять документы.

Проверяемое лицо вправе фиксировать действия инспектора с помощью фото, видео, через мобильное приложение «Инспектор».

Отвечайте на вопросы четко, по существу, избегая лишних, тем более не запрашиваемых подробностей, комментариев. Не уверены, что правильно поняли вопрос – переспросите. Не уверены, что можете дать правильный ответ - попросите время на уточнение. Представляйте только те документы, которые запрашиваются.

Обратите внимание на то, что контрольная закупка может быть проведена без решения о проверке. Распознать ее до того, как она будет объявлена, в принципе, возможно. «Клиент», например:

  • не торопится, в отличие от обычного покупателя;
  • задает нетипичные, порой провокационные вопросы, например: «А если по СБП – можно без кассы?», «А можно без чека?» и т.п.
  • настаивает на определенной форме оплаты – например, предлагает перевести на карту самого продавца;
  • слишком внимательно следить за тем, как кассир работает с ККТ;
  • активно пользуется телефоном, снимает ценники, кассу, вывеску, процесс оплаты и т.п.
Мы настаиваем на том, что работать честно обязательно всегда, а не только при подозрении на контрольную закупку. ККТ должна быть исправна, настроена корректно, чек – иметь все обязательные реквизиты и т.п.

Ниже в таблице приведены наиболее типичные нарушения.

Описание нарушение В чем может проявляться
Неприменение ККТ

Фактическое неиспользование ККТ, (в т.ч. по причине отсутствия).

Использование незарегистрированной ККТ.

Использование ККТ, не включенной в Госреестр.

Использование ККТ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти.

Использование ККТ, у которой пломба или отсутствует или повреждена.

Пробитие чека ККТ с указанием суммы, которая меньше уплаченной.

Применение ККТ, не соответствующей требованиям, применение ККТ с нарушением порядка ее регистрации, сроков и условий перерегистрации, а также порядка и условий ее применения

Применение ККТ без корпуса, заводского номера, без часов реального времени, устройства для печати фискальных документов, необходимого ПО, без ФН и т.п. (ст. 4 закона о ККТ).

Невыполнение требований ст. 4.2. закона о ККТ. Кстати, в некоторых случаях отсутствие регистрации ККТ доказывает получение необоснованной налоговой выгоды (см., например, постановления АС Волго-Вятского округа от 24.04.2025 № Ф01-1015/2025, ФАС Дальневосточного округа от 31.05.2013 № Ф03-1258/2013).

Невыполнение требований ст. 4.3. закона о ККТ, в т.ч. пробитие чека не в момент взаимодействия (без оснований), ККТ находится вне корпуса автоматического устройства для расчетов, вне места взаимодействия с покупателем (без оснований) и т.п.

Непредставление информации и документов по запросам налоговых органов (представление с нарушением установленных сроков)

Непредставление, несвоевременное представление по запросу ИФНС информации и документов, связанных с применением ККТ - (в нарушение ст. 5 закона о ККТ),

в т.ч. если не представлены фискальные данные и отчет о закрытии ФН.

Не направление (не выдача) покупателю (клиенту) кассового чека

Невыдача покупателю (клиенту) кассового чека или БСО.

Не направление этих документов в электронной форме покупателю (клиенту) по его требованию,

в т.ч. если чек не выдан из-за технических неполадок, (например, закончилась кассовая лента, сломалось в момент расчета печатающее устройство и т.д.).

В настоящее время штраф за неприменение ККТ составляет, (в зависимости от нарушителя, ст. 4.1.2, 14.5 КоАП):

  • для малых и микропредприятий – от 3/8 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 15 000 руб.;
  • на должностных лиц (ИП) - в размере от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
  • на организацию - в размере от 3/4 до одного размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.
Есть шанс, что штраф заменят предупреждением, если правонарушение совершено впервые и соблюдены все иные необходимые условия замены (см. ст. 4.1.1 КоАП).

За применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям и т.п. (ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ) штрафы следующие:

  • для малых и микропредприятий - от 2 500 до 5 000 руб.;
  • для должностных лиц, ИП - 1 500 руб. до 3 000 руб.;
  • для организаций - от 5 000 руб. до 10 000 руб.;

За непредставление информации, документов, связанных с применением ККТ, представление с нарушением сроков (ч. 5 ст. 14.5 КоАП) штрафы следующие:

  • для должностных лиц, ИП - от 1 500 руб. до 3 000 руб.;
  • для организаций - от 5 000 руб. до 10 000 руб.
  • для малых и микропредприятий – от 2 500 до 5 000 руб.

За невыдачу чека штраф составляет (ст. 4.1.2, 14.5 КоАП РФ):

  • для малых и микропредприятий - от 2 500 до 5 000 руб.;
  • для должностных лиц (ИП) - от 1 500 руб. до 3 000 руб.;
  • для организаций - от 5 000 руб. до 10 000 руб.

Обязательно досудебное обжалование решений, действий и бездействия при проверках ККТ (Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ). Жалоба подается через Госуслуги. Общий срок рассмотрения жалобы - 20 рабочих дней. Если результаты не устроили, можно попробовать задействовать судебный порядок. Суд может встать на вашу сторону, если:

  • правонарушение может быть признано малозначительным;
  • имеются обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • были существенно нарушены процедуры привлечения к ответственности;
  • в момент расчета вы имели законное право не применять ККТ и т.п.

Также учитываются добросовестность налогоплательщика, тяжелое финансовое положение, не доказана точная сумма расчетов, проведенных без ККТ. Суд может снизить штраф.

Прогнозы и изменения на 2026 год

Минфин предлагает увеличить минимальный штраф за неприменение ККТ и ввести новые наказания. Так, за неприменение ККТ – до 30 тыс. для ИП, должностных лиц, до 150 тыс. – для фирм. Будут также введены новые штрафы, например, за повторное нарушение при сумме расчетов без ККТ составила меньше 1 млн руб. – для ИП и должностных лиц от 1/4 до 1/2 суммы расчета и не менее 60 тыс. руб., для юрлиц - от 3/4 до 1 суммы расчета и не менее 300 тыс. руб. В планах также исключить возможность замены штрафа предупреждением за неприменение ККТ в определенных случаях, а также привлекать ИП к ответственности наравне с юрлицами, а не как должностных лиц, как теперь.

Итак, сказанного достаточно для того, чтобы понять: к проверкам ККТ надо быть готовым в любой момент. В 2025 г. в этой сфере много изменилось, и огромное значение приобретает проактивный подход. То есть - своевременная регистрация и перерегистрация ККТ, обеспечение корректной работы аппаратов, обучение персонала, регулярный самоконтроль. Игнорирование этих требований может привести к выявлению нарушений, быстрое начало проверок и серьезным последствиям.

Проверка ККТ в Федеральной налоговой службе (ФНС) в 2025 году - это комплекс мероприятий, направленных на контроль правильности применения контрольно-кассовой техники субъектами хозяйственной деятельности согласно закону о ККТ. Этот могут быть различные виды мероприятий (документарная, выездная, контрольная закупка), главное у которых одно: все они направлены на выявление нарушений в сфере ККТ.

При проверке ККТ в 2025 г. могут быть запрошены следующие документы:

  • карточка регистрации контрольно-кассовой техники (ККТ);
  • паспорт кассового аппарата;
  • договор с оператором фискальных данных (ОФД);
  • акты ввода кассы в эксплуатацию;
  • отчеты с ФН и фискальные документы, (чеки, отчеты о закрытии ФН);
  • документация по программному обеспечению ККТ;
  • сведения и документы, подтверждающие правильность применения ККТ и кассовой дисциплины и т.п.

Также могут быть запрошены пояснения в письменном виде. Инспекторы могут запрашивать данные дистанционно через личный кабинет ККТ и оператора фискальных данных.

После регистрации ККТ зайдите в действующий личный кабинет ККТ на сайте ФНС России (nalog.gov.ru). Если все в порядке, то в ЛК будет карточка регистрации ККТ, подписанная КЭП налоговой. Пока такой карточки не будет, пользоваться онлайн-кассой нельзя.
Профилактические визиты ФНС - это мероприятия, при которых должностное лицо контрольного (надзорного) органа посещает контролируемое лицо, знакомится с объектом контроля и оценивает уровень соблюдения обязательных требований. Цель: информирование об обязательных требованиях, а также разъяснение вопросов относительно видов, содержания и интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий. Связь с проверкой ККТ в том, что профилактический визит включает ознакомление и оценку соблюдения контролируемым лицом требований, касающихся работы ККТ.

Для проверки правильности формирования чеков и использования ФН, чтобы избежать ошибок при проверке ККТ, необходимо:

  • регулярно проверять чеки по реквизитам. Это можно сделать на официальном сайте ФНС или в мобильном приложении для проверки чеков. Также возможно сканирование QR-кода на чеке для быстрой проверки;
  • контролировать корректность данных в чеке. В чеках должны правильно указываться сумма, способ расчета (наличными или безналом), даты формирования и сведения о товаре или услуге. Важно, чтобы данные совпадали с фактической операцией. Если ошибки есть, их можно исправить через чек коррекции или чек возврата в зависимости от используемого формата фискальных документов;
  • регулярно проверять данные в ЛК на портале ФНС, ОФД;
  • при обнаружении ошибки до проверки ФНС обязательно сформируйте чек коррекции с указанием основания и т.п.

Используйте ресурсы ФНС и мобильные приложения, например «Проверка кассового чека», для контроля попадания чеков в базу и правильности их формирования.​ Таким образом, системное использование проверки чеков по реквизитам, своевременная корректировка ошибок, контроль данных в ЛК и правильное применение фискального накопителя позволяют избежать ошибок при проверке ККТ и снижают риски штрафов.

За впервые совершенное административное правонарушение можно добиться замены штрафа предупреждением (ст. 4.1.1 КоАП). Необходимо наличие обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП, а именно - правонарушение совершено впервые, а также отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда в т.ч. безопасности государства. Нередко ИФНС ссылаются именно на эти обстоятельства, отказывая в замене штрафа предупреждением.

Комментарии для сайта Cackle