Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 марта 2025 г. N 03-07-11/22004 Об уплате НДС организацией, утратившей право на применение УСН и перешедшей на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие

Письмо Минфина
06.03.2025

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 6 марта 2025 г. N 03-07-11/22004

Вопрос: Компания ООО (далее - "Налогоплательщик") в 2024 году применяла упрощенную систему налогообложения. 17 мая 2024 года Налогоплательщик заключил договор, в рамках которого ООО обязуется оказать услуги по разработке инфраструктурных решений и декорированию площадок проведения мероприятий в рамках фестиваля.

Авансовый платеж выплачен заказчиком 09.07.2024. В соответствии с кассовым методом учета дохода Налогоплательщик в результате получения дохода сохранил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Акт сдачи-приемки оказанных услуг датируется 12.09.2024. В соответствии с актом фактический срок оказания услуг: "17" мая 2024 г. - "12" сентября 2024 г.

28.12.2024 поступает оставшаяся сумма оплаты (в размере разницы между стоимостью услуг и авансом) за оказанные услуги в 3 квартале, в результате чего ООО теряет право на применение УСН с 4 квартала 2024 года. Акт со стороны заказчика подписан 28.12.2024.

На наш взгляд, реализация услуг состоялась 12.09.2024, в то время как ООО является плательщиком НДС только с 4 квартала 2024 года. Таким образом, стоимость услуг НДС не облагается, что подтверждается действующим законодательством.

Согласно пункту 4 статьи 346.13 НК РФ если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика УСН, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 Кодекса, превысили 200 млн рублей (с учетом индексации на коэффициент-дефлятор в 2024 году - 265,8 млн рублей), такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика.

В соответствии со ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Таким образом, в случае применения кассового метода признания доходов учитывается реально полученная налогоплательщиком выручка, а не причитающиеся ему суммы (дебиторская задолженность). Следовательно, в 2024 году налогоплательщик признается утратившим право на УСН с момента получения дохода более 265,8 млн рублей. ООО утратило право на УСН в 4 квартале 2024 года.

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС.

Таким образом, операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществленные организацией в период применения упрощенной системы налогообложения, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Поэтому осуществляемые организацией, утратившей право на применение УСН, операции по реализации товаров (работ, услуг) подлежат налогообложению НДС в порядке, установленном главой 21 НК РФ, начиная с отчетного (налогового) периода, в котором утрачено данное право.

Аналогичная позиция отражена в разъяснениях Минфина России: письма Минфина России от 06.11.2024 N 03-07-11/108890; от 16 декабря 2021 г. N 03-07-11/102559; от 3 марта 2020 г. N 03-07-11/15710.

В письме Минфина России от 3 октября 2024 г. N 03-07-11/95799 указано, что "включать в налоговую базу по НДС суммы оплаты, полученные индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему, после 1 января 2025 года за товары (работы, услуги), реализованные им в период до 1 января 2025 года, оснований не имеется".

Кроме того, в письмах Минфина России от 2 апреля 2015 г. N 03-07-11/18572, от 2 марта 2015 г. N 03-07-11/10711 отражено, что дебиторская задолженность по товарам (работам, услугам) при переходе на общую систему налогообложения в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включается. Аналогичная позиция отражена в письме УФНС России по МО от 17.01.2019 N 15-20/002275@.

Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Таким образом, фактическая оплата товаров (работ, услуг) не является основанием для расчета НДС.

На основании изложенного просим разъяснить:

Верно ли наше понимание о том, что исходя из описанной ситуации, реализация услуг состоялась 12.09.2024, когда ООО применяло упрощенную систему налогообложения. Таким образом, стоимость услуг НДС не облагается.

Ответ: В связи с обращением по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленного в обращении вопроса предполагает проведение анализа договора, заключенного организацией с заказчиком.

В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В связи с этим, дать ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не представляется возможным.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 4 статьи 34613 главы 262 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 1 января 2025 г. (далее - Кодекс), если у налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), по итогам отчетного (налогового) периода доходы, определяемые в соответствии со статьей 34615 и с подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 34625 Кодекса, превысили 200 миллионов рублей (с учетом индексации на коэффициент-дефлятор в 2024 году - 265,8 миллионов рублей), и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным подпунктами 1-11, 13, 14 и 16-21 пункта 3 статьи 34612 и пунктом 3 статьи 34614 Кодекса, и (или) средняя численность работников налогоплательщика превысила ограничение, установленное подпунктом 15 пункта 3 статьи 34612 Кодекса, более чем на 30 человек, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанные превышения доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников и (или) несоответствие указанным требованиям.

При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

В связи с этим организация, утратившая право на применение УСН и перешедшая на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором допущено несоответствие требованиям, установленным пунктом 4 статьи 34613 Кодекса, признается налогоплательщиком НДС с начала указанного квартала и, соответственно, операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществляемые такой организацией с начала этого квартала, подлежат налогообложению НДС в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Также обращаем внимание, что согласно пунктам 4 и 5 статьи 38 Кодекса работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц, а услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Под реализацией работ или услуг понимается соответственно передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе (пункт 1 статьи 39 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса при совершении налогоплательщиками операций по реализации работ (услуг) моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) работ (услуг) либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящего выполнения работ (оказания услуг).

В связи с этим в отношении выполненных работ (оказанных услуг) налоговая база по НДС определяется на наиболее раннюю из дат: дату получения предварительной оплаты (частичной оплаты) либо на дату подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ (дату подписания исполнителем акта оказанных услуг).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента Д.В. Волков