Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 21 августа 2024 г. N 03-07-11/78602 О рассмотрении предложения об установлении налоговых льгот для управляющих организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления и содержания жилого фонда

Письмо Минфина
21.08.2024

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 21 августа 2024 г. N 03-07-11/78602

Вопрос: Управляющая организация применяет упрощенный налоговый режим УСН (доходы - расходы). В соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ от НДС освобождена реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие компании), при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

В связи с изменениями в рамках налоговой реформы (Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ) при введении нового налога управляющие организации будут оплачивать налог дважды. В первый раз за свою организацию, а затем будут возмещать своим подрядным организациям повышенный налог, который они будут выставлять для оплаты управляющим организациям.

Во избежание двойного налогообложения, в качестве выхода из сложившейся ситуации и с учетом социально-экономического аспекта деятельности жилищно-коммунального рынка, хозяйственная практика которого направлена на решение проблем в жилищно-коммунальной сфере, на улучшение качества жизни граждан, просим рассмотреть возможность временно обнулить ставку НДС в сфере управления и содержания жилого фонда управляющими организациями по принципу освобождения от уплаты НДС регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (оказывающих практически аналогичные виды деятельности населению), путем внесения соответствующих поправок в статью 149 НК РФ.

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, и в отношении предложения о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях установления налоговых льгот для управляющих организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления и содержания жилого фонда, сообщает следующее.

Согласно подпункту 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации) при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

При этом вышеуказанной нормой Кодекса не предусмотрено освобождение от налогообложения НДС работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, реализуемых организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), а также работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций.

Таким образом, в настоящее время Кодексом установлены равные условия налогообложения в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) как непосредственными исполнителями этих работ (услуг), так и управляющими организациями, выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги) собственными силами.

Реализация предложения, предусматривающего установление ставки НДС в размере 0 процентов в отношении услуг по управлению многоквартирными домами, а также работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, приведет к сокращению доходов федерального бюджета, поскольку у организаций, которые будут оказывать (выполнять) работы (услуги) с применением налоговой ставки НДС в размере 0 процентов, будет возникать отрицательная разница между суммами НДС, исчисленными при реализации этих работ (услуг), и суммами НДС, предъявленными поставщиками товаров (работ, услуг), которая будет подлежать возмещению из федерального бюджета.

Кроме того, реализация указанного предложения создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов налогоплательщиками, не являющимися управляющими организациями, которые непосредственно выполняют работы (оказывают услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, что увеличит потери доходов федерального бюджета и ограничит возможности финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере.

Учитывая изложенное, предложение об установлении ставки НДС в размере 0 процентов в отношении работ (услуг), выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления и содержания жилого фонда, не поддерживается.

Также не поддерживается предложение об освобождении вышеуказанных услуг от налогообложения НДС, поскольку в случае освобождения от налогообложения НДС работ (услуг) по управлению многоквартирным домом, а также работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, управляющие организации не смогут принимать к вычету (возмещать) суммы НДС по приобретаемым ими товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, что может привести к отвлечению оборотных средств у данных хозяйствующих субъектов.

Одновременно отмечаем, что как показывает практика применения НДС в Российской Федерации, снижение налоговой ставки, а также применение освобождения от НДС в отношении отдельных товаров (работ, услуг) не является прозрачной мерой государственной поддержки, обеспечивающей целевое использование средств, и не гарантирует снижение цен на эти товары (работы, услуги) для потребителей.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина