Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 7 августа 2024 г. N 03-07-11/74201 О рассмотрении предложения о расширении действия нормы подпункта 7 пункта 2 статьи 149 НК РФ на всех перевозчиков пассажиров по регулярным маршрутам, у которых с 2

Письмо Минфина
07.08.2024

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 7 августа 2024 г. N 03-07-11/74201

Вопрос: В соответствии с Федеральным законом от 12.07.2024 N 176-ФЗ организации и ИП, применяющие УСН, с 2025 г. признаются плательщиками НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ, п. 72 ст. 2).

В том числе под изменения попадают и предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки по регулярным маршрутам, у которых по итогам 2024 года оборот составит более 60 млн руб.

Отрасль пассажирских перевозок признана Правительством РФ пострадавшей от пандемии и санкционного давления (Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. N 434, Постановление Правительства Российской Федерации от 29.04.2022 N 776).

В этой связи видим меру поддержки отрасли пассажирских перевозок в расширении действия п. 7 ч. 2 ст. 149 НК РФ на всех перевозчиков пассажиров по регулярным маршрутам, у которых с 2025 года появляется обязанность по уплате НДС.

Ответ: В связи с указанным письмом Департамент налоговой политики рассмотрел обращение некоммерческой организации с предложением о расширении действия нормы подпункта 7 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации на всех перевозчиков пассажиров по регулярным маршрутам, у которых с 2025 года появляется обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, и сообщает следующее.

Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.

При этом пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ установлено, что организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.

В случае, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такие организация или индивидуальный предприниматель не имеют оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.

В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года организацией или индивидуальным предпринимателем, применяющими упрощенную систему налогообложения, и не имеющими оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

В настоящее время согласно подпункту 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождаются следующие услуги по перевозке пассажиров:

городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях данной статьи к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

морским, речным, автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, и не имеющие оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, в отношении оказываемых услуг по перевозке пассажиров вправе применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса, в случае соблюдения условий, предусмотренных данным подпунктом.

В случае несоблюдения условий, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса, налогообложение налогом на добавленную стоимость услуг по перевозке пассажиров городским транспортом общего пользования, морским, речным, автомобильным транспортом в пригородном сообщении (за исключением такси, в том числе маршрутного), оказываемых вышеуказанными организациями и индивидуальными предпринимателями, производится по налоговой ставке в размере 20 процентов. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные таким организациям и индивидуальным предпринимателям при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для оказания данных услуг, принимаются к вычету в порядке и на условиях, предусмотренных статьями 171 и 172 Кодекса.

В то же время обращаем внимание, что на основании подпункта "б" пункта 5 и подпункта "а" пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, и не имеющие оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, вправе при реализации услуг по перевозке пассажиров, в отношении которых не применяется предусмотренное подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, применять налоговую ставку в размере 5 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 250 миллионов рублей) либо 7 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 450 миллионов рублей) без применения вычетов сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам).

Учитывая изложенное, для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения в отношении предпринимательской деятельности по оказанию услуг по перевозке пассажиров, и признаваемых налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года, льготный порядок применения налога на добавленную стоимость в достаточной мере урегулирован нормами главы 21 Кодекса.

Директор Департамента Д.В. Волков

Комментарии для сайта Cackle
Наш сайт использует файлы cookie.

Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование.

Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера.

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности.