В целях подготовки предложений по совершенствованию межбюджетных отношений и устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Министерство финансов Российской Федерации просит в срок до 19 апреля 2024 г. представить материалы по приложениям, размещенным также на официальном сайте Минфина России в разделе Деятельность / Межбюджетные отношения с регионами и муниципалитетами / Запросы, телеграммы, информационные письма.
Предложения по совершенствованию межбюджетных отношений включают в себя вопросы совершенствования методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, повышения прозрачности, предсказуемости и результативности предоставления межбюджетных субсидий, совершенствование правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования (приложение N 1). Дополнительно запрашивается анализ правоприменительной практики субъектов Российской Федерации по реализации отдельных положений Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (приложение N 2).
Предложения будут рассмотрены на семинаре-совещании с руководителями финансовых органов субъектов Российской Федерации, а также при формировании стратегических направлений развития межбюджетных отношений.
Обращаем внимание, что позиция субъектов Российской Федерации должна содержать указания на применение конкретных статистических показателей, источников информации, формул и порядка их расчета. Позиция, носящая неконкретный характер и не содержащие обоснований необходимости учета предлагаемых изменений, рассматриваться не будут.
Информацию просим направить в установленном порядке, а также на адрес электронной почты Mariia.Bazyleva@minfin.gov.ru в формате Microsoft Word.
Приложение: на 10 л.
Директор Департамента межбюджетных отношений | Л.А. Ерошкина |
Приложение № 1
Предложения по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации
___________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
Наименование предложения | Поддерживается (комментарий в случае необходимости) | Не поддерживается (комментарий обязателен) | Иное предложение по указанному вопросу |
---|---|---|---|
1. Совершенствование методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации | |||
1. Установить ограничения на прирост (снижение) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации при неисполнении регионами обязательств, установленных в соглашениях о мерах, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, в части прироста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункты «а» и «б» пункта 1 Приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2023 г. № 2128): - ограничение прироста указанной дотации не выше прогнозного уровня инфляции; - снижение дотации не компенсируется. | |||
2. Учитывать устойчивые неналоговые поступления (например, доходы от операций по управлению остатками средств на едином казначейском счете) в составе налогового (доходного) потенциала субъектов Российской Федерации при расчете распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации | |||
3. В расчете индекса бюджетных расходов предусмотреть поэтапное увеличение (до 100%) доли коэффициента заработной платы, определяемого с учетом среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в субъекте Российской Федерации | |||
4. Предусмотреть при определении коэффициента транспортной доступности учет опорных населенных пунктов, численности населения, проживающего в опорных населенных пунктах и прилегающих территориях, их связанность с опорной сетью автомобильных дорог | |||
5. Не предоставлять компенсацию снижения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации при превышении критерия выравнивания больше 0,9. | |||
6. Возможность заключения соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Российской Федерации на трехлетний период в соответствии с распределением в законе о федеральном бюджете дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. | |||
2. Повышение прозрачности, предсказуемости и результативности предоставления межбюджетных субсидий путем внесения изменений в бюджетный кодекс Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999) изменений, направленных на: | |||
1. Установление приоритета при распределении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в отношении развития приоритетных территорий субъектов Российской Федерации (опорных населенных пунктов и прилегающих территорий), имеющих перспективы развития. | |||
2. Установление при формировании распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках подготовки проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период следующих положений: - обязанность распределения субсидий на весь бюджетный цикл (очередной год и плановый период); - увеличение предельного уровня резерва нераспределенной субсидии на плановый период до 30% (с 5% (10%)) - запрет на снижение субъекту Российской Федерации распределенной федеральным законом о федеральном бюджете субсидии на плановый период. | |||
3. Необходимость учета обеспеченности региона социальными и инфраструктурными объектами при распределении субсидий, связанных с осуществлением капитальных вложений | |||
4. Установить приоритетность предоставления субсидий для субъектов Российской Федерации с низкой бюджетной обеспеченностью за счет изменения подходов к определению предельных уровней софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации: - использовать актуальный в текущих условиях уровень РБО; - установить насколько интервалов (групп) уровней РБО субъектов Российской Федерации; - снизить пороговое значение предельного уровня софинансирования для субъектов Российской Федерации, отнесённых к группам с высоким уровнем РБО; - увеличить предельный уровень софинансирования высокодотационных регионов. | |||
5. Для субъектов Российской Федерации с уровнем РБО больше 0,9 предусматривать оказание финансовой поддержки в основном в виде возвратной поддержки (для регионов с уровнем расчетной бюджетной обеспеченности меньше 0,9 установить ограничения для предоставления инфраструктурных бюджетных кредитов (специальных казначейских кредитов) для неокупаемых проектов). | |||
6. Предложения по устранению положений законодательства, препятствующих сокращению сроков заключения соглашений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (Просьба указать, в том числе: - препятствия для начала контрактации субъектов Российской Федерации после заключения соглашения; - предложения по нормативному исключению проблем связанных с контрактацией с указанием конкретных положений нормативных правовых актов для их доработки) | |||
3. Совершенствование правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования (далее - Правила) (постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2005 г. № 232) | |||
1. В пункте 131 меры ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных пунктом 2 Правил заменить с сокращения дотаций на дисциплинарную ответственность должностных лиц, допустивших нарушения. | |||
2. Дополнить обязательства субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся ЗАТО, обязательством по выравниванию бюджетов ЗАТО. Указанные обязательства включить также в трехсторонние соглашения о предоставлении и обеспечении эффективного использования дотаций бюджетам ЗАТО. | |||
3. Дополнить Правила положениями, предусматривающими обязательства для ЗАТО с положительным значением коэффициента (Ki), предусмотренного для учета особенностей формирования доходов и расходных обязательств ЗАТО, по обеспечению прироста налоговых и неналоговых доходов бюджетов ЗАТО. При этом предусмотреть ограничения на снижение объемов дотаций по сравнению с объемом дотаций текущего финансового года не более 50 процентов для ЗАТО, обеспечивших выполнение данного обязательства вне зависимости от значения коэффициента Ki. | |||
4. Совершенствование условий предоставления дотаций на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы и иные цели (постановление Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 416, далее - постановление № 416) | |||
1. Уточнить перечень мер ответственности, применяемых при нарушении получателем дотации условий и обязательств, предусмотренных постановлением № 416, в том числе: - приостановление перечисления дотации до обеспечения исполнения получателем условий её предоставления; - применение мер дисциплинарной ответственности к должностным лицам получателя, чьи действия (бездействие) привели к нарушению условий предоставления дотации; - проведение внеочередной проверки соответствия руководителя финансового органа субъекта Российской Федерации квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю финансового органа субъекта Российской Федерации. |
Приложение № 2
Анализ правоприменительной практики
___________________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)
В соответствии со статьями 25 и 32 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих
принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» высшее должностное
лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган субъекта Российской
Федерации или назначает его председателя, а также вправе учредить должность председателя высшего
исполнительного органа субъекта Российской Федерации, если это предусмотрено конституцией
(уставом) субъекта Российской Федерации.
Просим заполнить информацию о фактически образованных соответствующих должностях
в субъекте Российской Федерации и закрепленных за ними полномочиях, согласно прилагаемой таблице.
Нормативный правовой акт, устанавливающий структуру органов субъекта Российской Федерации | Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации | Председатель высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации | ||
---|---|---|---|---|
Фактическое наименование должности, ФИО | Нормативный правовой акт, закрепляющий полномочия (с указанием структурных элементов НПА) | Фактическое наименование должности, ФИО | Нормативный правовой акт, закрепляющий полномочия (с указанием структурных элементов НПА) | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Справочно: в случае если должность председателя высшего исполнительного органа субъекта РФ не
учреждена или высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган
субъекта РФ необходимо объединить графы 2-5 и указать фактическое наименование должности,
ФИО, а также НПА, определяющие полномочия и закрепляющие вышеуказанную структуру.