
Фиктивная налоговая миграция: принят закон, исключающий эту незаконную схему

Почему идея незаконной миграции в регион с более низкими ставками больше не сработает?
В п. 2 ст. 346.21 НК внесены поправки, разработанные Министерством финансов, которые направлены на то, чтобы свести на нет выгоды налоговой миграции. Суть в том, что налогоплательщик, переезжая (неважно, реально или фиктивно) в регион, установивший более выгодные налоговые ставки, будет пополнять бюджет по старым ставкам, которые применял в регионе прежней регистрации. Причем довольно длительное время: три года после переезда (последовательно).
Итак, с 1 января 2025 г. те, кто замыслил незаконную миграцию, может этого не делать, нет смысла. Да и раньше такая незаконная миграция приносила больше неприятностей. Налоговая служба отлично научилась распознавать такие схемы.
Всегда ли переезд бизнеса в другой регион – это схема?
Если налогоплательщик в самом деле изменяет место регистрации (например, в связи с расширением бизнеса или потому, что появился новый ключевой клиент в другом регионе), то в этом нет ничего наказуемого.
Иными словами, если деловая цель переезда очевидна и может быть подтверждена, то нет оснований подозревать налогоплательщика в недобросовестности (см., например, решение АС Центрального округа от 11.12.2023 г., кейс № А36-6505/2022).
И из НК следует, и суды согласны с тем, что сам по себе переезд в местность, где налоговые ставки выгоднее, – это не нарушение и не свидетельствует о стремлении получить необоснованную налоговую выгоду (п. 6 ст. 108 НК, п. 1, 2 постановления Пленума ВАС от 12.10.2006 г. № 53, которое не отменено).
Но все это не срабатывает, когда налоговики и суд придут к выводу, что единственная цель переезда – получение более выгодных налоговых условий.
Как налоговики вскрывают факты фиктивной миграции
Еще в 2016 году центральный аппарат ФНС выпустил указания (от 23.05.2016 г. № ГД-4-8/9075) относительно того, что надо держать в зоне особого внимания «мигрантов», которые имеют долги перед бюджетом более чем в 10 млн руб. или у которых сумма потенциально возможных доначислений сопоставимого размера.
Также центральный аппарат ФНС обязывает коллег на местах представлять учетную форму, в одной из граф которой проставлена причина миграции. Изучив эти причины (стремление избежать ВНП, камералки при возмещении НДС, затягивание сроков взыскания и т.п.), можно легко увидеть, что переезд воспринимается как нечто особо подозрительное.
В регионах с выгодными налоговыми ставками деятельность по вскрытию налоговой миграции давно поставлена на поток. В этом можно убедиться, обратившись к порталам соответствующих УФНС, например, Приморского края, по Республике Алтай.
Вообще-то говоря, запись о предстоящем переезде – не панацея от проверок инспекции по прежнему месту регистрации. Это всего-навсего, если хотите, декларация о намерении: пока ее не сменит запись о новом месте регистрации, старая ИФНС вправе и назначать, и проводить ВНП (см., например, вердикт АС Западно-Сибирского округа от 04.06.2021 г. № Ф04-2896/2021).
Какие данные и информация свидетельствуют о фиктивной миграции
Анализ приказа ФНС от 28.12.2022 г. № ЕД-7-14/1268@ позволяет утверждать, что налоговиков насторожат факты того, что новый адрес, указанный в ЕГРЮЛ:
-
массовый (по нему значится пять и более организаций);
-
сопоставлен закрытому, режимному объекту (например, в/ч);
-
принадлежит аварийному объекту.
А практика показывает, что «столичные» обороты производства или реализации обязательно вызовут интерес местных налоговиков.
Но это организации. ИП переехать проще, достаточно просто прописаться (т.е. зарегистрироваться) по новому адресу. Однако не следует забывать, что у налоговиков есть инструменты для уточнения места жительства физических лиц. На практике налоговики легко устанавливают, что интересующий их гражданин в регионе не работает.
Достаточно проверить, например, IP-адрес, используемый в ЭДО, место входа в систему «клиент-банк». Сделав запрос в транспортную компанию, налоговики устанавливают, что билеты не приобретались или приобретались лишь для одного (а ИП – человек семейный). Обратившись на почту, контролеры выясняют, получает ли ИП письма лично или через доверенное лицо. Не составляет труда поинтересоваться у участкового, в самом ли деле по указанному адресу проживает такой-то гражданин.
Можно просто вызвать ИП в местную ИФНС – если он не явится или явится с опозданием, то, как правило, отправляется сигнал по месту реального проживания, после чего ИП вызывают в ИФНС и разъясняют, почему фиктивная миграция – это нехорошо. Если же бюджет уже понес существенные убытки, то может дойти и до реального уголовного дела по ст. 199 УК (пример можно видеть тут, сумма штрафов и доначислений – 130 млн руб.).
Возможно, кто-то из читателей решит, что мы сгущаем краски – пожалуйста, вот пара примеров из арбитражной практики.
Общество на упрощенке (объект «Доходы») занималось льготируемой деятельностью в Республике Коми, уплачивая налог в 3%. Учредитель этого ООО встала на учет как ИП, чтобы воспользоваться налоговыми каникулами (поставки частично шли через ИП). Когда «каникулы» кончились, учредитель зарегистрировалась в Чеченской Республике, где при небольшом штате на УСН платят 1% (налоговики, сделав запрос в мэрию Грозного, где была якобы прописана ИП, легко выяснили, что прописка – аварийный дом под снос). В итоге все это вылилось в доначисления УСН за два года (4,6 млн руб.), пени (1,4 млн руб.), более чем 930 тыс. руб. штрафа (п. 3 ст. 122 НК), доначисления по НДФЛ (1,8 млн руб.), пени (почти 400 тыс. руб.), 184 тыс. руб. штрафа (по п. 1 ст. 123 НК). В Верховном Суде решение в пользу налоговиков устояло (№ А29-15990/2021).
Кейс ИП Трофимова – это уже хрестоматийный пример. Сначала ИП встал на учет в родной Йошкар-Оле (Республика Марий Эл, УСН 6%), потом «переехал» в Республику Крым (4%), потом – в Удмуртскую Республику (1%). Но налоговые органы без труда доказали, что Трофимов продолжал проживать в Йошкар-Оле. Итого: 1,3 млн руб. налоговых доначислений, 117 тыс. руб. пеней, 103 тыс. руб. – штраф по п. 3 ст. 122 НК.
Кейс ИП Соболева показывает, как взаимодействуют налоговики и полицейские. ИП, который якобы работал в Крыму, применяя льготную 3%-ную ставку, как выяснилось, вообще на полуостров не приезжал, что помогли выяснить полицейские и миграционная служба. За год ИП не доплатил 1,5 млн руб., которые были с него взысканы, плюс штраф в 21 тыс. руб. (с учетом смягчающих обстоятельств), плюс пени – 375 тыс. руб.
Итоги: фиктивная миграция и до, и после 1 января 2025 г. – идея не только опасная, но и незаконная. А после внесения поправок в НК еще и бессмысленная, поскольку все равно придется платить по старым ставкам три года подряд.