В 2025 году малый и средний бизнес вправе рассчитывать не только на собственные силы, но и на государственную поддержку в различных формах, от налоговых каникул до грантов. Разбираемся, как использовать эти возможности максимально эффективно.

Льготы и господдержка для МСП в 2025 году: краткий обзор возможностей

Сам по себе факт отнесения бизнеса к МСП не является критерием для использования спецрежимов. Но фактически, в 2025 году, и, скорее всего, в дальнейшем только у малого и среднего бизнеса есть возможность применять специальные налоговые режимы, поскольку ограничения, при которых ими можно пользоваться (размер доходов, средняя численность и т.п.), не могут соблюдать крупные компании. Использование спецрежимов помогает снизить административную и налоговую нагрузку, стимулирует развитие предпринимательства, способствуя появлению новых игроков на рынке и поддерживая уже существующих.
Пониженные тарифы страховых взносов
Субъекты МСП, в т.ч. занимающиеся обрабатывающим производством, применяют единые пониженные тарифы при исчислении страховых взносов на ОПС, ОМС и на случай ВНиМ. Единый пониженный тариф 15% применяют к части выплат за месяц, превышающей по каждому физлицу 1,5 МРОТ, установленного федеральным законом на 1 января текущего года. Величина МРОТ является фиксированной, не зависит от северных коэффициентов и надбавок (п. 1 ст. 423, подп. 17 п. 1, п. 2.4 ст. 427 НК).
Льготный доступ к выкупу гос- и муниципального имущества
Не облагаются НДС операции по выкупу субъектами МСП государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК). Т.е. стоимость имущества для них не увеличивается на сумму налога, а также им не надо перечислять НДС в бюджет как налоговым агентам (п. 3 ст. 161 НК).
Так государство создает режим благоприятствования для субъектов МСП, желающих приобрести государственное или муниципальное имущество, например, для расширения производства, развития торговой сети, оказания новых услуг. Подобные меры стимулируют предпринимательскую активность и способствуют эффективному использованию имущественных ресурсов.
Налоговая поддержка со стороны местных властей
Субъекты РФ, муниципалитеты вправе устанавливать льготы для субъектов МСП по региональным, местным налогам (ст. 14 и 15 НК).
Регионы также вправе вводить налоговые каникулы: позволять предпринимателям применять ставку 0% по налогу при УСН или ПСН, т.е. фактически освобождать от их уплаты бизнес в производственной, социальной и (или) научной сфере, а также в сфере оказания бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания, сроком на два налоговых периода непрерывно со дня государственной регистрации (п. 4 ст. 346.20 НК).
Для российских организаций, включенных в реестр малых технологических компаний, в 2025–2030 гг. субъекты РФ вправе устанавливать пониженную ставку по налогу на прибыль (п. 1.8-5 ст. 284 НК).
Для этих компаний действует более выгодный порядок учета расходов на НИОКР (пп. 7, 9 ст. 262 НК), отдельные расходы на НИОКР они учитывают с коэффициентом 2, независимо от их включения в утвержденный перечень.
Льготный порядок статотчетности
Сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов МСП проводится раз в пять лет (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Между сплошными наблюдениями осуществляются лишь выборочные. О том, что и кому надо предъявлять в Росстат, можно узнать на сервисе «Вебсбор».
Как все выяснить: зайдите на сервис Росстата, укажите ИНН, нажмите кнопку «Получить». Если будет выведена информация о том, что вы попали в выборку Росстата, то надо сдать указанную отчетность. Сдавать отчетность нужно обязательно, в противном случае может последовать штраф в 10 000–20 000 руб. (ст. 13.19 КоАП).
Не надо устанавливать лимит остатка наличности
ИП и субъекты малого предпринимательства могут не устанавливать лимит остатка наличных средств в кассе, т.е. не сдавать их в банк, а хранить в своей кассе (п. 2 указания ЦБ от 11.03.2014 № 3210-У).
Для малого бизнеса это существенное упрощение финансовой деятельности. Так, не нужно планировать поездки в банк, тратиться на инкассацию, отвлекать от работы сотрудника, всегда есть наличные на случай непредвиденных расходов или оперативного решения текущих задач и т.п.
Возможность упрощенного бухучета
Субъекты МСП вправе вести упрощенный учет, составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, а ИП вообще могут не вести бухучет (п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Упрощенный бухучет подразумевает возможность не применять некоторые бухгалтерские стандарты или их отдельные положения. В частности, субъекты МСП вправе:
-
-
применять в упрощенном виде ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения», включая в первоначальную стоимость ОС только затраты на их приобретение, не обесценивать ОС;
-
не создавать резерв на оплату отпусков;
-
учитывать любую аренду как краткосрочную, если договор не предусматривает выкупа и объект не будут сдавать в субаренду;
-
исправлять любые ошибки в бухучете как несущественные, даже если они выявлены после утверждения отчетности, и т.п.
Еще субъектам МСП выделяются субсидии, бюджетные инвестиции, а также предоставляются государственные и муниципальные гарантии по их обязательствам за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).