Современные технологии, автоматизация и межведомственное взаимодействие позволяют налоговикам эффективно отслеживать финансовую активность граждан. Основной акцент делается на выявлении незадекларированных доходов, особенно от неофициальной предпринимательской деятельности.

Как ИФНС находит скрытые доходы обычных граждан, штрафует их и начисляет налоги

Как именно налоговые органы собирают информацию, по каким признакам могут заподозрить налоговые нарушения и что стоит учитывать гражданам?
Банковский контроль и подозрительные транзакции
Согласно требованиям законодательства, банки обязаны информировать ФНС и Росфинмониторинг о подозрительных операциях, которые указаны в ст. 6 антиотмывочного Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Нижняя граница операций с денежными средствами, подлежащими обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга, – 1 млн руб., но на практике банки интересуются сделками и на меньшие суммы.
Под пристальное внимание попадают частые и значительные переводы от физических лиц, особенно если у получателя нет зарегистрированного бизнеса (ИП или ООО).
Однако важно понимать: блокировку банковских карт инициируют именно банки, а не налоговая. Это регулируется Законом № 115-ФЗ (Законом о противодействии отмыванию доходов). Налоговая инспекция, в свою очередь, может запросить объяснения и провести проверку, чтобы выявить неофициальные доходы.
Как налоговая доказывает наличие дохода
Налоговая инспекция работает строго в рамках Налогового кодекса РФ. Чтобы предъявить претензии, ИФНС должна иметь доказательства того, что поступившие денежные средства являются именно облагаемым доходом, а не, например, возвратом займа в той же сумме, что и дана (ст. 41 НК), или доходом, не облагаемым НДФЛ, перечисленным в ст. 217 НК, скажем, подарком или материальной помощью от организаций или ИП в пределах 4 000 руб. в год (п. 28 ст. 217 НК).
Любые подарки от членов семьи или близких родственников не облагаются НДФЛ. А с денежных подарков НДФЛ вообще не платят, неважно, получен он от члена семьи, близкого родственника или нет (п. 18.1 ст. 217 НК).
Автоматизация и межведомственное взаимодействие
Современные информационные системы ФНС получают данные в автоматическом режиме из различных государственных структур, например:
Цифровой контроль в действии. Система налогового мониторинга уже давно автоматизирована. В режиме реального времени налоговая получает сведения о:
-
сделках с недвижимостью, транспортом;
-
наследстве и дарении;
-
крупных покупках и сделках.
Вся информация проходит автоматическую фильтрацию, сопоставляется с поданными декларациями. Если налоговая не находит соответствующего уведомления о доходе, то она потребует объяснений, а далее могут последовать доначисления налогов, а также:
-
штраф за непредставление декларации;
-
пени за просрочку платежа.
Еще налоговая может получить информацию от МВД и следственных органов и из открытых источников – социальных сетей, платформ объявлений. Особое внимание привлекают известные блогеры, которые публикуют информацию о своих дорогих покупках и расходах.
Признаки, вызывающие интерес у ФНС
Физические лица могут попасть в зону внимания налоговой службы в следующих случаях:
-
имеются расходы, значительно превышающие официальные доходы;
-
зарегистрировано много объектов недвижимости или транспортных средств, при этом отсутствует регистрация в качестве ИП или юрлица, а на счета регулярно поступают доходы;
-
проведение частых сделок купли-продажи (автомобилей, квартир, участков);
-
активная торговля через интернет-площадки, объявления о продаже, особенно при занижении цены в договоре для снижения налоговой базы.
В таких ситуациях налоговая может направить требование о даче пояснений.
Доходы от аренды: борьба с серым рынком
Одним из приоритетных направлений контроля является выявление доходов от сдачи жилья в аренду без уплаты налогов. Такие случаи могут быть выявлены по жалобам:
-
соседей;
-
участковых инспекторов;
-
арендаторов;
-
недовольных клиентов или партнеров.
ФНС имеет право на проверку поступающей информации и последующее начисление налогов и штрафов.