Образец акта об уничтожении документов
Бухучет
14.05.2025
Поделиться
Бухучет
14.05.2025
Поделиться

Образец акта об уничтожении документов

Как правильно уничтожить устаревшие документы в организации, не нарушив требования законодательства? Разбираем пошаговый порядок действий, а в конце приводим образец акта, который можно использовать на практике.

Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
105
просмотров

Сроки хранения документов организации устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также перечнями документов, предусмотренными ч. 3 ст. 6, чч. 1, 1.1 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ. В зависимости от типа документов сроки составляют не менее пяти лет после окончания отчетного года (ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, подп. 8 п. 1 ст. 23, подп. 5 п. 3 ст. 24 НК).

Документы, срок хранения которых завершился по состоянию на 1 января текущего года, подлежат уничтожению на основании экспертизы их ценности (п. 14 правил хранения документов, утв. приказом Росархива от 31.07.2023 № 77, далее – Правила хранения документов). Если для уничтожения документов вы привлекли стороннюю организацию, то сохраните накладную, которая подтвердит факт списания. Но если вы делаете это самостоятельно, тогда необходимо оформить акт об уничтожении документов.

Шаг 1. Проведите ежегодную экспертизу ценности, где должны быть выявлены документы с истекшими сроками хранения (пп. 16, 20, 22 Правил хранения документов). Составьте проект акта об уничтожении документов.

Шаг 2. Вы должны самостоятельно уничтожить документы, содержащие информацию ограниченного доступа. Например, их можно механически измельчить с помощью шредера. Остальные документы можете передать в организацию, которая перерабатывает вторсырье.

Шаг 3. Бумажные отходы следует передать организации, осуществляющей переработку вторичного сырья (п. 31 Правил хранения документов). Необходимо составить подтверждающий документ, свидетельствующий об утилизации документов. Таким документом может служить, например, акт об уничтожении документов.

Такой акт составляется в произвольной форме. Он может содержать информацию с учетом обязательных реквизитов по ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ:

  • реквизиты акта о выделении к уничтожению документов;
  • способ, время и место уничтожения документов;
  • информацию о том, кто проводил уничтожение документов (Ф.И.О. сотрудников или наименование специализированной организации).
Если документы содержат персональные данные сотрудников, необходимо учитывать требования, установленные для их уничтожения. В частности, способ уничтожения должен исключать возможность восстановления содержащейся в них информации, и это должно быть зафиксировано во внутреннем нормативном акте организации (ч. 6 ст. 6, ч. 3 ст. 22.1 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ, ст. 87 ТК, п. 8 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ, п. 31 Правил хранения документов).

Образец акта об уничтожении документов