ТОП вопросов, которые любят задавать на допросах в налоговой
Проверки
02.06.2025
Поделиться
Проверки
02.06.2025
Поделиться

ТОП вопросов, которые любят задавать на допросах в налоговой

Цели любого допроса в ИФНС – уточнить фактические обстоятельства сделок, проверить достоверность документов. В итоге может быть доказан умысел на уклонение от уплаты налога и повышен штраф по ст. 122 НК до 40% вместо 20% от суммы недоимки.

Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
103
просмотра

Свидетельские показания могут как сыграть в пользу налогоплательщика, так и доказать, что умысел на уклонение от уплаты налога был, даже если все документы в порядке.

Итак, что спрашивают на допросах, чтобы доказать…

  • «Как вы нашли эту вакансию, кто вас назначил на эту должность?»;
  • «Связывают ли вас какие-либо отношения с собственниками (учредителями) компании?»;
  • «Знакомо ли вам руководство контрагента?»;
  • «Вы каким-то образом способствовали тому, чтобы было принято решение о сотрудничестве с контрагентом?»;
  • «Одобрение того или иного контрагента – это решение единоличное или коллегиальное?».

Факт закольцовки, т.е. создания искусственных схем для вывода средств, доказывают документы, но если налоговики задают следующие вопросы, значит, у них уже есть подозрение относительно транзитных операций между взаимозависимыми, аффилированными лицами:

  • «Какие документы компании регламентируют документооборот?»;
  • «У кого на ПК установлены базы “1С:Бухгалтерия”, “1С:Управление торговлей”? Кто имеет доступ к этим базам?»;
  • «Кто принимает первичные документы от поставщика, где происходит прием товаров (работ, услуг) по документам?»;
  • «Кто должен присутствовать при принятии товаров (работ, услуг) в обязательном порядке?»;
  • «Лично вам попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия лично вы предпринимали в подобных случаях?».

Анализируя первичку, налоговики не оставляют без внимания подписание документов с превышением полномочий, расхождения между датами первички и договоров, физическую невозможность подписать бумажные документы, нереальность цен, сроков исполнения, отсутствие детализированных описаний оказанных услуг и т.п.

Эти вопросы чаще всего задают сотрудникам:

  • «Кто в компании подготавливает проекты договоров? Или используются типовые договоры?»;
  • «Как строится взаимодействие, если контрагент находится на большом отдалении от места регистрации компании?»;
  • «Кто получает и уточняет контактные данные контрагента?»;
  • «Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания гендиректором?»;
  • «Какие документы оформляете именно вы, как проверяете их достоверность?».

Отсутствие объективной возможности у контрагента реально исполнить обязательство – практически 100%-ное доказательство налогового правонарушения. Чтобы убедиться в этом, налоговики могут задавать различные вопросы (в зависимости от сферы деятельности):

  • «По каким причинам вы решили, что у контрагента имеется собственный или привлеченный транспорт?»;
  • «Каким образом вы проверяли финансовые показатели, реальность деятельности контрагента?»;
  • «Вы уверены, что у контрагента есть склады для хранения продукции?»;
  • «Кто является реальным производителем товара?».