Блогинг сейчас – это деньги от монетизации собственных образа, экспертности и т.п. Блогеры имеют возможность зарабатывать на прямых интеграциях с рекламодателями, а также получать финансовую поддержку за счет поклонников, т.е. донаты (добровольные пожертвования интернет-пользователей).

Реклама и донаты: что надо знать, чтобы блогера не оштрафовали

Только не надо забывать, что любой бизнес предполагает аккуратную и полную уплату налогов и соблюдение правил игры. Помните: интернет давно перестал быть территорией со слабым регулированием.
Есть ли штрафы за отсутствие регистрации в качестве блогера?
Нет. Понятие «блогер» в законе отсутствует.
Раньше блогером считался владелец сайта (соцстраницы), на котором:
-
публикуется общедоступная информация;
-
в сутки бывает более 3 000 посетителей (ч. 1 ст. 10.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Эта норма утратила силу 30.07.2017, поэтому теперь под блогером на практике понимают лицо, которое размещает на своем сайте (соцстранице) регулярно обновляемый контент.
Роскомнадзор регистрирует владельцев каналов и страниц в соцсетях, имеющих более 10 тыс. подписчиков. Прямых санкций за невключение в этот реестр нет, но если канал или страница не будут включены в перечень, то:
-
рекламодатели не смогут размещать на них рекламу;
-
другие блогеры не вправе репостить сообщения, размещенные на таких ресурсах.
Эти правила работают с 1 января 2025 г. Штрафов за репост незарегистрированных блогеров еще нет, но законодательная база будет готова уже осенью 2025 года.
Как размещать рекламу без штрафов
Интернет-реклама – это любая информация в любой форме, распространенная в интернете с использованием любых средств, которая адресована неопределенному кругу лиц, а также направлена на:
-
привлечение внимания к рекламируемому объекту;
-
формирование и поддержание интереса к нему;
-
его продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ, далее – Закон о рекламе).
Блогер может получить штраф за рекламу запрещенных объектов (см. ст. 7, п. 8 ч. 2 ст. 21, 30.2 Закона о рекламе). Например, по общему правилу блогерам нельзя рекламировать игры, пари, а за рекламу табачных изделий гражданин может быть оштрафован на сумму от 3 000 до 4 000 руб., ИП – от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ).
У блогеров, размещающих рекламу, есть и другие обязанности:
-
направлять в Роскомнадзор сведения об интернет-рекламе;
-
маркировать интернет-рекламу;
-
соблюдать требования к способам размещения интернет-рекламы;
-
отчислять в бюджет сбор от доходов от рекламы.
Рассмотрим, какие санкции могут последовать за невыполнение этих обязанностей.
Ненаправление сведений об интернет-рекламе
Блогер, размещающий рекламу, адресованную российским потребителям, должен передавать информацию о ее размещении в Роскомнадзор через оператора рекламных данных, или ОРД, с которым заключает договор (чч. 3, 5 ст. 18.1 Закона о рекламе).
Блогеру необходимо заключить договор с ОРД, который присваивает каждой рекламе уникальный идентификатор (токен). Этот токен, информацию о рекламодателе и пометку «реклама» блогер указывает в рекламной интеграции.
ОРД в течение 30 дней после окончания календарного месяца, в котором реклама была распространена, передает сведения о ее размещении в Роскомнадзор (п. 10 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 28.05.2022 № 974). Исключение сделано для социальной рекламы (чч. 3–5 ст. 18.1 Закона о рекламе).
Если блогер не будет передавать в ОРД нужную информацию, то могут последовать штрафы по ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ:
-
для граждан – от 10 000 до 30 000 руб.;
-
для ИП – от 30 000 до 100 000 руб.
Нарушение требований к маркировке интернет-рекламы
Блогер, размещающий рекламу, должен убедиться в том, что на ней стоит пометка «реклама» и указан ее рекламодатель и (или) стоит ссылка на сайт (страницу сайта) с подробной информацией о рекламодателе (ч. 16 ст. 18.1 Закона о рекламе).
В интернете можно распространять только ту рекламу, которой ОРД присвоил токен (ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе, см. выше). Надо соблюдать также требования к размещению. Так, токен должен быть добавлен к указателю страницы сайта в определенном виде.
Ответственность за несоблюдение требований к маркировке интернет-рекламы может наступить по ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ как за распространение без идентификатора, так и за нарушение требований к его размещению. Штрафы такие:
-
для граждан – от 30 000 до 100 000 руб.;
-
для ИП – от 100 000 до 200 000 руб.
Уплата сбора с интернет-рекламы
Блогеры, распространяющие рекламу для российских потребителей, обязаны платить 3% от квартального дохода от этой деятельности (чч. 1, 3, 4, 10, 11 ст. 18.2 Закона о рекламе). Самим считать ничего не надо, сумму рассчитывает Роскомнадзор, блогеру надо будет лишь проверять правильность расчета.
Принципиальная возможность привлечения к ответственности за неуплату рекламного сбора установлена п. 13 ст. 18.2 Закона о рекламе. Отдельного штрафа за это нарушение КоАП РФ пока не содержит. До внесения изменений в него по логике должна действовать общая норма за нарушение законодательства о рекламе, п. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, предусматривающая штрафы:
-
для граждан – от 2 000 до 2 500 руб.;
-
для ИП – от 4 000 до 25 000 руб.
Донаты
Если блогер, являясь просто физическим лицом, получает донаты от своих подписчиков (не членов семьи, не близких родственников) и не предоставляет взамен какие-либо услуги – скрытую рекламу, доступ к эксклюзивному чату, видеоконтенту, текстовым материалам и т.п., то полученный доход не будет облагаться налогом на доходы физических лиц (НДФЛ).
Что считать незначительными пожертвованиями в целях блогинга? Этот вопрос законодательно не решен, но до того, как пробел будет восполнен, логично применить аналогию по ст. 217 НК и считать незначительным пожертвование до 4 000 руб. в год (п. 18.1, абз. 2 п. 28 ст. 217 НК РФ).
Если, например, блогер получает не донат-пожертвование, а оплату услуг, например рекламы, то надо задекларировать такой доход и уплатить НДФЛ (а рекламу оформлять так, как описано выше). Блогер должен уплатить НДФЛ по установленным ставкам (п. 1 ст. 224 НК РФ):
-
13% – к части суммы налоговых баз до 2,4 млн руб.;
-
15% – к части суммы налоговых баз свыше 2,4 млн, но не более 5 млн руб.;
-
18% – к части суммы налоговых баз свыше 5 млн, но до 20 млн руб.;
-
20% – к части суммы налоговых баз свыше 20 млн, но не более 50 млн руб.;
-
22% – к части суммы налоговых баз свыше 50 млн руб.
Надо декларировать пожертвования в биткойнах и платить налог (см. письмо Минфина от 17.05.2018 № 03-04-07/33234), если это не подарок от близкого родственника, члена семьи (п. 18.1 ст. 217 НК РФ).
Может ли блогер платить с донатов налог на профессиональный доход (НПД)?
Нет. Объект налогообложения по НПД – это доходы от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, далее – Закон об НПД), а пожертвование – это дарение (п. 1 ст. 582 ГК РФ), т.е. сделка, когда один что-то дает другому, ничего не получая взамен.
Если блогер принимает пожертвование, а взамен, например, предоставляет доступ к какой-либо информации, рекламирует жертвователя, то это уже не дарение (п. 1 ст. 572 ГК РФ), и с доходов от этой сделки платить НПД можно. Ставки такие: 4% при реализации физическим лицам, 6% при реализации ИП (для бизнес-целей) и юридическим лицам (ст. 10 Закона об НПД).
Может ли блогер-ИП принимать донаты
Согласно ст. 582 ГК РФ, нет. Пожертвования делаются определенным субъектам: гражданам, медицинским, образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям и т.п. – они перечислены в этой норме. ИП (а равно и коммерческие организации) в числе лиц, которым могут делаться пожертвования, в ГК РФ не упоминаются.
Вместо заключения
Блогинг давно перестал быть просто хобби. Это полноценный бизнес, который приносит доход и требует соблюдения законодательных норм. Блогеры зарабатывают на рекламе, интеграциях с брендами, донатах и подписках – а значит, неизбежно вступают в правовое поле, регулирующее предпринимательскую деятельность и налоговые обязательства.
В этой связи важно помнить, что:
-
отсутствие понятия «блогер» не освобождает от законных обязанностей и от ответственности;
-
владельцы популярных страниц обязаны регистрироваться в Роскомнадзоре, иначе их контент нельзя рекламировать или репостить;
-
просто так размещать рекламу нельзя. Нужно соблюдать требования к маркировке, передаче данных в РКН и т.п.;
-
реальные донаты не облагаются НДФЛ, но регулярные поступления крупных сумм обязательно привлечет внимание контролеров, прежде всего банков и налоговиков;
-
если блогер получает деньги за доступ к контенту, рекламу или услуги, такие поступления уже считаются доходом, и с них нужно платить налоги – НДФЛ или НПД (последнее – если блогер зарегистрирован как самозанятый).
Помните: интернет давно перестал быть зоной вне закона. Это сегмент реального бизнеса, и к нему с некоторыми поправками на цифровую специфику применяются те же законы, что и к традиционным формам бизнеса.