Некоторые говорят, что закон не требует обязательной проверки контрагента и, если он окажется недобросовестным, это не их дело. Это в корне неверный подход и верный способ налететь на доначисления, штрафы, пени.

Как проверять контрагентов, чтобы у ФНС не было претензий

Тщательная и углубленная проверка контрагента обязательна. Недобросовестный контрагент лишит вас НДС-вычетов, обоснованных расходов по налогу на прибыль – в общем, будут крупные и неоправданные денежные потери. У вас должны быть и система проверки контрагентов, и досье на каждого делового партнера.
Проверка контрагента. Сколько вы потеряете, если не проведете ее
Не проверили делового партнера, он оказался «техничкой», однодневкой – что вас ожидает?
1. Отказ в зачете, возврате денежных средств, учете расходов, вычете по НДС, применении льготы и т.д. При проверках деклараций по НДС система «АСК НДС-2» отправит вас в группу высокого налогового риска, а это повлечет за собой максимально углубленные камералки и выездные проверки. И вообще, работа с недобросовестными контрагентами – практически гарантированная выездная проверка (пп. 8, 12 общедоступных критериев оценки рисков, утв. приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).
2. Доначисления и штрафы. Если налоговая признает сделку нереальной, установит, что она исполнена не тем, кто заявлен в договоре (тем более если самим заказчиком), если деловой цели у сделки не было, то будут применены следующие санкции:
-
недоимка по неуплаченным налогам;
-
пени за каждый день просрочки;
-
штрафы на сумму от 20% до 40%, причем скорее даже 40%, потому что налоговики наверняка найдут доказательства того, что вы действовали умышленно (ст. 122 НК).
3. Административные штрафы (лично гендиру, бухгалтеру, т.е. ответственному должностному лицу, или ИП), прежде всего за грубое нарушение бухгалтерского учета (отчетности) (ст. 15.11 КоАП) – на первый раз штраф от 5 000 до 10 000 руб., но при повторном нарушении уже от 10 000 до 20 000 руб., а то и дисквалификация (от года до двух лет).
Но, конечно, основная цель проверки контрагента не в том, чтобы просто избежать штрафов и иных санкций. Это работающее средство минимизировать финансовые потери. Ведь недобросовестный контрагент может лишить вас вычетов (обеспечить снятие затрат и т.п.), а то и вовсе оплаты по договору – например, если контрагент вдруг окажется банкротом.
Чек-лист «Признаки недобросовестного контрагента»
Ниже приведен краткий перечень стоп-сигналов. Это такая экспресс-проверка контрагента: чем больше пунктов к нему относится, тем выше риск при сотрудничестве.
- Отсутствие регистрации.
- «Массовый» учредитель (участник), руководитель.
- «Массовый» адрес регистрации.
- Нет расходов, характерных для ведения заявленной деятельности.
- Нет персонала.
- Нет основных средств.
- Нет складов.
- Нет транспорта.
- Нет производственных активов.
- Отсутствуют лицензии, допуски, членство в СРО и т.п.
Внимание: это примерный и не исчерпывающий перечень, который нужно корректировать в зависимости от ситуации (склады, например, не всегда нужны, равно как и производственные мощности). Но в качестве ориентира при проверке контрагента вполне подходит.
Пять официальных ресурсов для проверки контрагента бесплатно
Можно посоветовать следующие бесплатные порталы:
1. Сервис «Прозрачный бизнес».
В сервисе можно скачать выписку из ЕГРЮЛ, а также получить информацию о:
-
наличии долга по уплате налогов, который направлялся на взыскание приставам;
-
непредставлении налоговой отчетности более года;
-
сумме недоимок;
-
наличии налоговых правонарушений и проч.
2. Банк данных исполнительных производств ФССП – тут с легкостью можно выяснить, что у внешне исправного контрагента есть долги по исполнительным листам.
3. Картотека арбитражных дел (КАД) – полезно для проверки организаций, можно посмотреть, в каких спорах контрагент участвует.
4. Портал ФАП – тут удобно проверять актуальность доверенности.
5. Федресурс – здесь множество сведений о фактах хозяйственной деятельности. Если ваш контрагент, по его словам, абсолютно точно собирается стать банкротом, а на Федресурсе нет ни слова об этом, то, как говорится, делайте выводы.
Следует проверять на действительность паспорта лиц, с которыми собираетесь иметь дело (это можно осуществить на Госуслугах), а также лицензии – для этого надо проверять реестры на сайтах лицензирующих органов. Сведения о недобросовестных поставщиках размещают на сайте ЕИС «Закупки».
Насколько «глубоко» проводить проверку?
Нередко бизнесмены сомневаются: нужна ли столь глубокая проверка благонадежности контрагента, у которого они всего-навсего закупают расходники для офиса? Ответ такой: «глубину» проверки в любом случае определять вам, это же вы будете объясняться с ИФНС, если вдруг ваш партнер окажется негодным. На практике определяют пороговые значения цены договора, при превышении которых проводится углубленная проверка контрагента.
Чем выше цена договора, тем глубже следует проверить контрагента по ИНН: вдобавок к вышеперечисленному подключить поиск по Федресурсу, базе судебных решений, приставов-исполнителей и т.п. При подготовке крупной сделки необходимо проверять подлинники доверенностей, а также запрашивать копии следующих документов:
-
свидетельство о постановке на налоговый учет;
-
решение (протокол) о назначении/продлении полномочий руководителя контрагента;
-
паспорт руководителя (обязательно проверить на действительность);
-
относительно того, в самом ли деле контрагент находится там, где заявляет (выписки из ЕГРН, договоры на помещение – аренда, субаренда и т.п.);
-
документы на предмет сделки – выписки из реестров, заключения, сертификаты и т.п.;
-
в подтверждение наличия необходимых ОС – помещения, склады, транспорт, оборудование и т.п.;
-
в подтверждение наличия персонала (сведения о численности и т.п.).
Все эти документы, скриншоты лягут в основу досье, которое при проверке вы сможете предъявить налоговикам. Чем толще оно будет, тем проще и убедительнее можно доказать свою осмотрительность при выборе контрагента.
Как можно упростить процессы?
Мы рассмотрели сервисы, которые предоставляют возможность проверить контрагента по ИНН бесплатно, но есть более продвинутые, хотя и платные варианты, позволяющие в разы упростить и ускорить процессы проверки.
Такие сервисы имеют ряд неоспоримых преимуществ перед ручной проверкой:
-
Автоматизация. Исключена необходимость ручного поиска информации по разным сайтам и источникам.
-
Актуальность, регулярное обновление данных.
-
Комплексный анализ, возможность оценивать не только юридические, но и экономические, репутационные, санкционные риски.
-
Своевременные уведомления, мониторинг. Пользователь может отслеживать изменения в статусе контрагента в режиме реального времени.
-
Интеграция с ERP-системами. Большинство сервисов поддерживают интеграцию с 1С и иными учетными системами.
-
Экономия времени и снижение количества ошибок, вызванных человеческим фактором. Автоматическая проверка занимает считанные секунды, тогда как ручная – часы или даже дни.
Выбор конкретного сервиса зависит от масштаба бизнеса, потребностей в аналитике и степени интеграции с текущими IT-решениями.
Часто задаваемые вопросы (FAQ)
Регулярно. Особенно если с ними планируются новые сделки или существуют риски изменения их финансового или юридического статуса. Полагаем, что минимум раз в год, но лучше чаще, при каждом новом этапе сотрудничества (например, заключении новых сделок). Или же если появилась новая информация, которая может оказать влияние на благонадежность контрагента, например:
- о судебных спорах;
- о задолженности перед бюджетом;
- об изменении руководства, учредителей;
- о старте процедур банкротства и т.п.
Чем хороши платные сервисы – они поддерживают функцию мониторинга и уведомления об изменениях.
Если контрагент имеет «красные флаги», но является единственным возможным партнером, следует принять дополнительные меры для минимизации рисков. Например, провести расширенную проверку, усилить контроль сделки (предусмотреть условие о предоплате, тщательно проработать условия договора), создать досье потолще, включив в него:
- документы, подтверждающие реальность деятельности;
- переписку, подтверждение переговоров, личных встреч;
- фото- и видеоматериалы и т.п.
Не пренебрегайте внутренней документацией: составьте служебную записку с обоснованием выбора контрагента, протокол согласования рисков, решение руководителя о допустимости сотрудничества и т.п. Смысл в том, чтобы быть способным подтвердить, что на сотрудничество с рисковым контрагентом есть веские причины и были приняты меры предосторожности.
Итак, начните действовать уже сегодня: внедряйте системный подход к проверке контрагентов, используйте бесплатные и платные инструменты, не забывайте про регулярность мониторинга, формируйте и храните толстые досье, интегрируйте проверку в учетные системы. Помните о том, что благонадежность контрагента – это не его личная проблема, это зона вашей ответственности. Не ждите, пока налоговики или суд напомнят вам об этом.