Как оформить уголок потребителя в 2025 году
Проверки
15.09.2025
Поделиться
Проверки
15.09.2025
Поделиться

Как оформить уголок потребителя в 2025 году

Вы все еще уверены, что уголок потребителя – анахронизм и пустая формальность? Эта ошибка может породить немало неприятностей: протоколы, штрафы, проверки, в т.ч. прокурорские. А все потому, что на видном месте нет обычного уголка потребителя.

Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
1553
просмотра

Для наглядности представим картину. Вы стоите за прилавком, клиент делает покупку, но вдруг является представитель Роспотребнадзора и спрашивает: «Где уголок потребителя?». Вы достаете папку с документами, в которой есть только старая версия закона, нет правил оказания услуг, книги жалоб и прочее. Итог – штрафы за продажу товаров (оказание услуг) в отсутствие нужной информации (ст. 14.5 КоАП), нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8 КоАП), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП).

Кстати, проверяющий может прийти не сам, а по жалобе потребителя – вы этого жалобщика и не заметите, а он обеспечит вам неприятности. Так что уголок потребителя – это первая линия защиты от претензий, проверок и судебных исков. Готовы превратить стенд с бумагами в инструмент безопасности бизнеса и конкурентное преимущество? Приступаем.

Термин «уголок потребителя» официально не закреплен в российском законодательстве. Но он обязателен для всех магазинов, кафе, салонов красоты, автосервисов, медицинских клиник, мастеров по ремонту, временных торговых точек на ярмарках и т.п. Посмотрите ст. 8, 9 и 10 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП), и вам станет ясно, что они говорят именно об уголке потребителя, когда обязывают продавца или исполнителя предоставлять клиенту полную, достоверную и доступную информацию о себе, своих услугах и правах клиента в наглядной, доступной форме.

Это требование одинаково для ИП и для ООО. У ИП может не быть помещения, но факт в том, что закон требует оборудовать уголок потребителя, даже если бизнес ведется вне постоянного места нахождения продавца (п. 3 ст. 9 ЗоЗПП).
  1. Это защита от штрафов. Роспотребнадзор регулярно проводит проверки бизнеса, в т.ч. по сигналам от граждан. А ведь ими могут быть и конкуренты.
  2. Вызывает доверие клиентов. Открытость повышает уровень лояльности. Клиент видит, что вы ничего не скрываете, готовы к диалогу (это о книге жалоб и предложений).
  3. Быстрый способ разрешать споры. Удивительно, сколько вопросов снимается, сколько исков не подается только потому, что можно снять со стенда ЗоЗПП и разъяснить клиенту, в чем он не прав.

Необходимо донести до потребителей:

  • фирменное наименование (наименование), Ф.И.О. ИП;
  • место нахождения (адрес);
  • режим работы;
  • какое лицо уполномочено принимать претензии;
  • вид лицензируемой деятельности, сведения о лицензии;
  • номер свидетельства о госаккредитации, если исполнитель имеет государственную аккредитацию.

Исходя из этого, есть обязательный перечень документов для уголка потребителя, который должен быть независимо от формы собственности и сферы деятельности.

Оригиналы документов не надо размещать в уголке, достаточно актуальных и читаемых копий. Заверять печатью (при наличии) и подписью не обязательно, но можно, это повышает доверие.

1. Документы с информацией о продавце (исполнителе) (ст. 8, пп. 1, 2 ст. 9 ЗоЗПП):

  • выписка из соответствующего реестра, полученная через Госуслуги или портал ФНС (актуальная версия);
  • копия свидетельства о присвоении ИНН;
  • информация о лицензировании или госаккредитации (если применимо), в т.ч. реквизиты и срок действия лицензии, свидетельства о госаккредитации.

2. Экземпляр ЗоЗПП. И не надо ссылаться на то, что его легко найти самим гражданам и что закон и так всем известен.

Можно распечатать ЗоЗПП с официального портала правовой информации (pravo.gov.ru) или из СПС «КонсультантПлюс», «Гарант». Или же приобрести бумажный экземпляр. В любом случае по мере внесения поправок нужно размещать актуальную версию.

3. Правила продажи товаров или оказания услуг в зависимости от вида деятельности.

Нужна ли книга отзывов, жалоб и предложений? Традиционно она включается в уголок потребителя, но на федеральном уровне такая книга обязательна не везде. Она обязательна, например, для операторов связи (ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ), в общепите (п. 6 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515, далее – правила общепита), при оказании бытовых услуг (п. 3 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514).

На местах также могут быть свои правила. Так, например, в Москве книга отзывов и предложений нужна при розничной торговле аудио-, видеопродукцией, компьютерными информационными носителями (п. 13 порядка, утв. постановлением Правительства Москвы от 26.08.2003 № 703-ПП). Если на федеральном уровне для вашего бизнеса книга не обязательна, то лучше подстраховаться и уточнить этот вопрос еще и в местном отделении Роспотребнадзора.

Да, в уголке потребителя обязательно должен быть лист с контактами органов госвласти, уполномоченных контролировать вашу деятельность и надзирать за ней. Это обязательно Роспотребнадзор (территориальное отделение), а также, в зависимости от ситуации и вида деятельности:

  • прокуратура;
  • полиция;
  • МЧС;
  • Росздравнадзор;
  • Росалкогольрегулирование и т.п.

Рекомендуем разместить полное наименование органа, адрес, телефон, режим работы и обновлять эту информацию по необходимости.

Некоторые источники в интернете утверждают, что нужно еще выкладывать для потребителя книги регистраций проверок, куда вносятся отметки проверяющих органов. Однако журнал – это для проверяющих и для внутреннего учета, он никак не касается отношений с потребителями.

В уголке потребителя для розничной торговли размещают исправные контрольные весы и иные средства измерения при продаже измеряемого товара (п. 4 общих правил, утв. постановлением от 31.12.2020 № 2463), а на стенде:

  • правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи;
  • перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара;
  • перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену;
  • информацию о сроках годности, гарантийных сроках (если установлены);
  • прейскурант (если цены не указаны на ценниках).
Реализуете маркированные товары (одежду, обувь, парфюм) – рекомендуется добавить информацию о системе «Честный знак».

Должны быть размещены отраслевые правила, т.е. правила общепита. Обязательна книга отзывов и предложений, предоставляемая потребителю по его требованию (п. 6 правил общепита). Также, согласно п. 9 правил общепита, необходимо предоставлять потребителям следующую информацию:

  • перечень услуг, условия их оказания;
  • наименование предлагаемой продукции с указанием способов приготовления и основных ингредиентов;
  • сведения об объеме (весе) готовых порций, емкости потребительской тары для алкоголя;
  • сведения о пищевой ценности, витаминах, микроэлементах.

Вышеуказанная информация должна быть представлена в уголке потребителя, если не доводится до сведения в меню, прейскуранте, иными традиционными способами.

Согласно п. 11 правил общепита, у потребителя должна быть возможность ознакомиться с меню, прейскурантами, условиями обслуживания и т.п. и вне зала обслуживания.

Из документов однозначно нужны правила бытового обслуживания населения в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514), книга жалоб и предложений (п. 3 указ. правил). Если оказывают медицинские услуги, то необходимы копии лицензий. Традиционно размещают также СанПиНы, например, СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги». Также будет не лишним разместить копии санитарно-эпидемиологических заключений на помещение и оборудование, сертификаты мастеров, информацию о противопоказаниях.

Клиент должен знать, кто будет оказывать услугу, и иметь возможность ознакомиться с документом, подтверждающим квалификацию мастера.

Размещаем, помимо прочего, профильный документ – Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2025 № 780), а также:

  • прейскурант на работы и запчасти;
  • информацию о гарантийных обязательствах;
  • сертификаты на используемые материалы, расходные;
  • данные о квалификации мастеров.
Для СТО, осуществляющих технический осмотр, необходимы также сведения об аккредитации в этой сфере (ст. 11 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ, постановление Правительства РФ от 29.07.2020 № 1134).

Многие ИП считают, что уголок потребителя не нужен, хотя, как уже было сказано выше, для ИП он так же обязателен, как и для фирм. То есть нужны и общие данные (режим работы, ИНН, выписка из ЕГРИП и т.п.), и экземпляр ЗоЗПП, и книга жалоб (если необходима), и т.п. Помните, что формально, даже если вы осуществляете деятельность вне стационарного помещения, уголок все равно нужен. Например, в виде папки с файлами.

Что до самозанятых, то на них не распространяется ЗоЗПП (см. преамбулу, основные понятия), т.е. формально им уголок потребителя не нужен. Хотя полагаем, что мини-уголок с обязательными сведениями будет все равно не лишним. Его можно оформить по аналогии с уголком потребителя для ИП, например, вместо выписки из ЕГРИП разместить справку о постановке на учет плательщика НПД.

Правило № 1. Доступность

Уголок должен быть в зоне обслуживания, а не в сейфе, не в подсобке. Оптимально – у входа, у кассы, в зоне ожидания. Доступ не должен быть ограничен.

Правило № 2. Хорошая видимость, читаемость

Используйте стенд, папку-файл или прозрачные «карманы», шрифты – крупные, читаемые. При желании можно добавить логотипы, товарный знак – имеется в виду свой товарный знак. Потому что данные из уголков потребителей нередко ложатся в доказательственную базу по делам о нарушениях интеллектуальной собственности (см., например, постановление Семнадцатого ААС от 21.09.2023 № 17АП-9135/2023-ГК).

Правило № 3. Актуальность

Проверяйте информацию на стенде и обновляйте ее по мере необходимости. Старая версия лицензии, неактуальные данные об аккредитации, неверный режим работы – все это может привести к штрафу.

Как конкретно будут действовать проверяющие, прогнозировать трудно, но вот общие составы правонарушений.

Таблица. Штрафы за отсутствие уголка потребителя

Нарушение Санкции
Продажа товаров (оказание услуг) в отсутствие нужной информации (ч. 1 ст. 14.5 КоАП)

Для ИП – 3 000–4 000 руб.

Для фирм – 30 000–40 000 руб.

Нарушение иных прав потребителей (ч. 1 ст. 14.8 КоАП)

Предупреждение или штрафы:

Для ИП – 500–1 000 руб.

Для фирм – 5 000–10 000 руб.

Нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП)

Для ИП – 1 000–3 000 руб.

Для фирм – 10 000–30 000 руб.

Да, обязательна. Согласно п. 6 постановления Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514, общепит обязан иметь книгу и предоставлять ее по требованию клиента.
Да, согласно п. 5 правил № 2463, покупатель вправе требовать предоставления информации, в т.ч. в виде оборудования уголка потребителя. Если последует отказ, то клиент может подать официальную претензию, инициировать проверку.
Да, можно. Не обязательно покупать бумажную книгу. Главное, чтобы это была актуальная редакция с официального портала правовой информации (pravo.gov.ru) или из СПС «КонсультантПлюс», «Гарант».
Формально – нет. ЗоЗПП не применяется к самозанятому, если он не ИП. Но для безопасности и просто самозанятому можно иметь папку с общими сведениями о себе и оказываемых услугах.
Да, если продаете измеряемые товары. Так, при продаже взвешиваемых товаров (фрукты, овощи, крупы, конфеты) в торговом зале должны быть исправные контрольные весы, доступные для покупателей.

Комментарии для сайта Cackle
Наш сайт использует файлы cookie.

Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование.

Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера.

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности.