Вы все еще уверены, что уголок потребителя – анахронизм и пустая формальность? Эта ошибка может породить немало неприятностей: протоколы, штрафы, проверки, в т.ч. прокурорские. А все потому, что на видном месте нет обычного уголка потребителя.

Как оформить уголок потребителя в 2025 году

Для наглядности представим картину. Вы стоите за прилавком, клиент делает покупку, но вдруг является представитель Роспотребнадзора и спрашивает: «Где уголок потребителя?». Вы достаете папку с документами, в которой есть только старая версия закона, нет правил оказания услуг, книги жалоб и прочее. Итог – штрафы за продажу товаров (оказание услуг) в отсутствие нужной информации (ст. 14.5 КоАП), нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8 КоАП), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП).
Кстати, проверяющий может прийти не сам, а по жалобе потребителя – вы этого жалобщика и не заметите, а он обеспечит вам неприятности. Так что уголок потребителя – это первая линия защиты от претензий, проверок и судебных исков. Готовы превратить стенд с бумагами в инструмент безопасности бизнеса и конкурентное преимущество? Приступаем.
Уголок потребителя: что это такое и зачем он нужен в 2025 году
Термин «уголок потребителя» официально не закреплен в российском законодательстве. Но он обязателен для всех магазинов, кафе, салонов красоты, автосервисов, медицинских клиник, мастеров по ремонту, временных торговых точек на ярмарках и т.п. Посмотрите ст. 8, 9 и 10 Закона от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – ЗоЗПП), и вам станет ясно, что они говорят именно об уголке потребителя, когда обязывают продавца или исполнителя предоставлять клиенту полную, достоверную и доступную информацию о себе, своих услугах и правах клиента в наглядной, доступной форме.
Зачем нужен уголок потребителя?
- Это защита от штрафов. Роспотребнадзор регулярно проводит проверки бизнеса, в т.ч. по сигналам от граждан. А ведь ими могут быть и конкуренты.
- Вызывает доверие клиентов. Открытость повышает уровень лояльности. Клиент видит, что вы ничего не скрываете, готовы к диалогу (это о книге жалоб и предложений).
- Быстрый способ разрешать споры. Удивительно, сколько вопросов снимается, сколько исков не подается только потому, что можно снять со стенда ЗоЗПП и разъяснить клиенту, в чем он не прав.
Что должно быть в уголке потребителя в 2025 году
Необходимо донести до потребителей:
-
фирменное наименование (наименование), Ф.И.О. ИП;
-
место нахождения (адрес);
-
режим работы;
-
какое лицо уполномочено принимать претензии;
-
вид лицензируемой деятельности, сведения о лицензии;
-
номер свидетельства о госаккредитации, если исполнитель имеет государственную аккредитацию.
Исходя из этого, есть обязательный перечень документов для уголка потребителя, который должен быть независимо от формы собственности и сферы деятельности.
1. Документы с информацией о продавце (исполнителе) (ст. 8, пп. 1, 2 ст. 9 ЗоЗПП):
-
выписка из соответствующего реестра, полученная через Госуслуги или портал ФНС (актуальная версия);
-
копия свидетельства о присвоении ИНН;
-
информация о лицензировании или госаккредитации (если применимо), в т.ч. реквизиты и срок действия лицензии, свидетельства о госаккредитации.
2. Экземпляр ЗоЗПП. И не надо ссылаться на то, что его легко найти самим гражданам и что закон и так всем известен.
3. Правила продажи товаров или оказания услуг в зависимости от вида деятельности.
Нужна ли книга отзывов, жалоб и предложений? Традиционно она включается в уголок потребителя, но на федеральном уровне такая книга обязательна не везде. Она обязательна, например, для операторов связи (ст. 55 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ), в общепите (п. 6 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515, далее – правила общепита), при оказании бытовых услуг (п. 3 правил, утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514).
На местах также могут быть свои правила. Так, например, в Москве книга отзывов и предложений нужна при розничной торговле аудио-, видеопродукцией, компьютерными информационными носителями (п. 13 порядка, утв. постановлением Правительства Москвы от 26.08.2003 № 703-ПП). Если на федеральном уровне для вашего бизнеса книга не обязательна, то лучше подстраховаться и уточнить этот вопрос еще и в местном отделении Роспотребнадзора.
Нужна ли информация о контролирующих органах: телефоны и адреса
Да, в уголке потребителя обязательно должен быть лист с контактами органов госвласти, уполномоченных контролировать вашу деятельность и надзирать за ней. Это обязательно Роспотребнадзор (территориальное отделение), а также, в зависимости от ситуации и вида деятельности:
-
прокуратура;
-
полиция;
-
МЧС;
-
Росздравнадзор;
-
Росалкогольрегулирование и т.п.
Рекомендуем разместить полное наименование органа, адрес, телефон, режим работы и обновлять эту информацию по необходимости.
Дополнительные документы: что нужно по сферам бизнеса
В уголке потребителя для розничной торговли размещают исправные контрольные весы и иные средства измерения при продаже измеряемого товара (п. 4 общих правил, утв. постановлением от 31.12.2020 № 2463), а на стенде:
-
правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи;
-
перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара;
-
перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену;
-
информацию о сроках годности, гарантийных сроках (если установлены);
-
прейскурант (если цены не указаны на ценниках).
Уголок потребителя в общепите (кафе, ресторане, столовой)
Должны быть размещены отраслевые правила, т.е. правила общепита. Обязательна книга отзывов и предложений, предоставляемая потребителю по его требованию (п. 6 правил общепита). Также, согласно п. 9 правил общепита, необходимо предоставлять потребителям следующую информацию:
-
перечень услуг, условия их оказания;
-
наименование предлагаемой продукции с указанием способов приготовления и основных ингредиентов;
-
сведения об объеме (весе) готовых порций, емкости потребительской тары для алкоголя;
-
сведения о пищевой ценности, витаминах, микроэлементах.
Вышеуказанная информация должна быть представлена в уголке потребителя, если не доводится до сведения в меню, прейскуранте, иными традиционными способами.
Уголок потребителя в салоне красоты, парикмахерской, СПА
Из документов однозначно нужны правила бытового обслуживания населения в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514), книга жалоб и предложений (п. 3 указ. правил). Если оказывают медицинские услуги, то необходимы копии лицензий. Традиционно размещают также СанПиНы, например, СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги». Также будет не лишним разместить копии санитарно-эпидемиологических заключений на помещение и оборудование, сертификаты мастеров, информацию о противопоказаниях.
Уголок потребителя в автосервисе, на СТО
Размещаем, помимо прочего, профильный документ – Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 29.05.2025 № 780), а также:
-
прейскурант на работы и запчасти;
-
информацию о гарантийных обязательствах;
-
сертификаты на используемые материалы, расходные;
-
данные о квалификации мастеров.
Уголок потребителя для ИП и самозанятого
Многие ИП считают, что уголок потребителя не нужен, хотя, как уже было сказано выше, для ИП он так же обязателен, как и для фирм. То есть нужны и общие данные (режим работы, ИНН, выписка из ЕГРИП и т.п.), и экземпляр ЗоЗПП, и книга жалоб (если необходима), и т.п. Помните, что формально, даже если вы осуществляете деятельность вне стационарного помещения, уголок все равно нужен. Например, в виде папки с файлами.
Что до самозанятых, то на них не распространяется ЗоЗПП (см. преамбулу, основные понятия), т.е. формально им уголок потребителя не нужен. Хотя полагаем, что мини-уголок с обязательными сведениями будет все равно не лишним. Его можно оформить по аналогии с уголком потребителя для ИП, например, вместо выписки из ЕГРИП разместить справку о постановке на учет плательщика НПД.
Как правильно оформить уголок потребителя: три простых правила
Правило № 1. Доступность
Уголок должен быть в зоне обслуживания, а не в сейфе, не в подсобке. Оптимально – у входа, у кассы, в зоне ожидания. Доступ не должен быть ограничен.
Правило № 2. Хорошая видимость, читаемость
Используйте стенд, папку-файл или прозрачные «карманы», шрифты – крупные, читаемые. При желании можно добавить логотипы, товарный знак – имеется в виду свой товарный знак. Потому что данные из уголков потребителей нередко ложатся в доказательственную базу по делам о нарушениях интеллектуальной собственности (см., например, постановление Семнадцатого ААС от 21.09.2023 № 17АП-9135/2023-ГК).
Правило № 3. Актуальность
Проверяйте информацию на стенде и обновляйте ее по мере необходимости. Старая версия лицензии, неактуальные данные об аккредитации, неверный режим работы – все это может привести к штрафу.
Штрафы за отсутствие уголка потребителя
Как конкретно будут действовать проверяющие, прогнозировать трудно, но вот общие составы правонарушений.
Таблица. Штрафы за отсутствие уголка потребителя
Нарушение | Санкции |
---|---|
Продажа товаров (оказание услуг) в отсутствие нужной информации (ч. 1 ст. 14.5 КоАП) | Для ИП – 3 000–4 000 руб. Для фирм – 30 000–40 000 руб. |
Нарушение иных прав потребителей (ч. 1 ст. 14.8 КоАП) | Предупреждение или штрафы: Для ИП – 500–1 000 руб. Для фирм – 5 000–10 000 руб. |
Нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП) | Для ИП – 1 000–3 000 руб. Для фирм – 10 000–30 000 руб. |