С 2025 г. в России введен новый рекламный сбор - обязательный, хотя и неналоговый платеж (в обиходе называют налогом на рекламу, но это неправильно). С 15 августа 2025 г. утверждены правила расчета и уплаты. Рассказываем детали.

Рекламный сбор: как платить и как будут проверять

Правовые основы рекламного сбора заложены не в НК, а в ст. 18.2 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ (в ред. от 26.12.2024 № 479-ФЗ, далее – Закон о рекламе). Новый сбор создает дополнительную финансовую нагрузку и требует четкого соблюдения сроков уплаты и правильного бухгалтерского учета.
Что такое рекламный сбор?
Рекламный сбор - это обязательный платеж с доходов, полученных от распространения рекламы в интернете, которые получают рекламораспространители, агенты и операторы рекламных систем.
Кто платит рекламный сбор
Сбор обязаны уплачивать (ч. 1, 10 ст. 18.2 Закон о рекламе) рекламораспространители, операторы рекламных систем (ОРС), посредники, агенты, у которых есть договоры:
-
с рекламодателем;
-
агентом (агентами), которые заключили договор с рекламодателем или друг с другом, (в этом случае целью договора должна выступать реализация договора с рекламодателем).
Если сбор внесет:
- рекламораспространитель;
- ОРС;
- посредник, у которого договор с рекламодателем,
то никто другой ничего платить не обязан.
Платят ли рекламный сбор физические лица? Если блогер распространяет рекламу, направленную на привлечение внимания российских потребителей, то возникают предпосылки и основания для уплаты рекламного сбора. Ведь блогер в данном случае является рекламораспространителем.
Что исключить из базы для расчета сбора
Согласно п. 12 ст. 18.2 Закона о рекламе, сбор не уплачивается при распространении рекламы на сайтах, принадлежащих теле- и радиоканалам, информагентствам, а также зарегистрированным в качестве СМИ:
- и в них участвует государство (РФ, субъект РФ, муниципальное образование);
- в течение года получавшим ассигнования из бюджетов различных уровней, (в т.ч. субсидии).
Освобождены от рекламного сбора сайты, выполняющие функции редакции, и (или) издателя, и (или) учредителя периодического печатного издания в случае, если совокупный тираж печатной продукции в течение года составил не менее чем:
-
15 млн экз. изданий, которые выходят два и более раза в неделю;
-
2,5 млн экз. изданий, выходящих в свет один раз в неделю, один раз в две недели или один раз в три недели;
-
700 тыс. экз. изданий, выходящих в свет раз в месяц, раз в два месяца;
-
300 тыс. экз. изданий, выходящих раз в квартал и реже.
Освобождены от рекламного сбора общероссийские обязательные общедоступные телеканалы и телеканалы, получившие право на осуществление эфирного цифрового наземного вещания с использованием позиций в мультиплексах на всей территории России.
Какая реклама облагается сбором
По общему правилу сбор рассчитывается с рекламы, которая адресована российским потребителям. Но на практике не всегда просто понять, что это – еще информация или уже реклама? Критерии разграничения определило правительство (утв. постановлением от 24.07.2025 № 1087). Так, информация признается рекламой, (и доход от ее размещения облагается сбором), если она:
- направлена на привлечение внимания к объекту, (в т.ч. персоне, событию), формирование, поддержание интереса к нему, на продвижение его на рынке;
- не является справочно-информационным, аналитическим материалом.
Справочно-информационными, аналитическими материалами являются, в частности:
-
результаты поисковой выдачи. То есть пользователь вводит запрос в строку поиска, ему выдаются результаты – и они не являются рекламой;
-
информация, оформленная в едином стиле, включенная в каталог товаров (работ, услуг). Важное условие: это должен быть однотипный список кратких описаний, без какой-либо «подсветки» плюсов;
-
информация о товарах (работах, услугах), выставках и т.п., если она размещена на сайте того, кто их производит, оказывает, организовывает;
-
справочно-информационные материалы о товарах (работах, услугах) и (или) лицах, их предлагающих;
-
нейтральное (не призывающее к покупке) личное мнение, отношение к какому-либо товару (работе, услуге) пользователей информационных ресурсов.
Не являются рекламой объявления как физических, так и юридических лиц, если эти объявления не связаны с бизнесом. Примеры:
- Сергей публикует на «Авито» объявление о том, что готов раздать котят;
- Марина публикует в соседском чате сообщение о том, что готова отдать даром детские вещи;
- Светлана Ивановна размещает объявление о том, что продает пианино;
- на сайте фирмы, занимающейся монтажом инженерных коммуникаций, в разделе «Отзывы» публикуются эти самые отзывы, а также суждения, мнения клиентов;
- ИП Колосов размещает на городском сайте объявление о том, что ему требуется бухгалтер. Важное условие: в этом объявлении не должно быть рекламных сведений. Например, «единственный на рынке торговый представитель исключительно эффективной косметики приглашает на работу…».
Кто рассчитывает рекламный сбор
Рассчитывает рекламный сбор Роскомнадзор, основываясь на данных Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР). Но тут не без исключений. Если вы как российский рекламодатель заключите договор на распространение рекламы с иностранным гражданином или лицом без гражданства, то вам самим придется и рассчитывать, и удерживать, и перечислять в бюджет отчисления из стоимости его услуг (ч. 5, 6 ст. 18.2 Закона о рекламе).
Размер отчислений – не более 3% от квартального дохода от деятельности по распространению интернет-рекламы (ч. 3, 4, 11 ст. 18.2 Закона о рекламе).
Оплату надо производить не позднее 5-го числа третьего месяца квартала, следующего за платежным периодом (пп. 7, 8 особенностей, утв. постановлением правительства РФ от 15.08.2025 № 1224).
Расчет рекламного сбора делает РКН, исходя из дохода плательщика, согласно данным ЕРИР, потом направляется через ЛК на сайте РКН. Это делается не позднее 15-го числа второго месяца квартала, следующего за платежным периодом. То есть известить о сумме к уплате РКН обязан в следующие сроки:
- за I квартал - до 15 мая;
- за II квартал - до 15 августа;
- за III квартал - до 15 ноября;
- за IV квартал - до 15 февраля следующего года.
В ЛК отражается следующая информация:
-
наименование, ИНН плательщика;
-
сумма дохода, которая должна соответствовать данным бухучета, актам сдачи-приемки услуг и сведениям из первичных документов;
-
размер сбора, сумма исчисленных обязательных отчислений;
-
сумма переплаты и задолженности, (если есть).
Информация для уплаты автоматически направляется в ГИС государственных и муниципальных платежей.
На проверку и подтверждение отводится 10 календарных дней. Если согласны – подписываете УКЭП или ПЭП для «Госуслуг».
Уточнения можно представить не позднее 10 календарных дней с 15-го числа второго месяца квартала, следующего за отчетным (этот срок указан в п. 9 особенностей). РКН в течение пяти дней со дня представления уточненных сведений перепроверяет их и направляет повторный расчет. Если не подтвердить и (или) не представить уточненные данные, то расчет будет считаться подтвержденным, а сумма – обязательной для уплаты.
Реквизиты для уплаты рекламного сбора утвердил Минфин (приказ от 18.02.2025 № 18н): КБК - 000 1 17 05010 01 6002 180.
Как оплатить рекламный сбор? Это можно сделать любым удобным способом, обязательно указав УИН (уникальный идентификатор начисления), после чего РКН уведомит о зачислении средств и подтвердит статус оплаты. Отметим, что по рекламному сбору нет отчетности, (это не налог), но надо сохранять подтверждение расчетов и платежей, проверять и подтверждать данные.
Как учитывать рекламный сбор
Полагаем, что эти суммы могут быть учтены в составе прочих расходов.
Несмотря на то что обязательные отчисления за распространение интернет-рекламы не отнесены к налогам (сборам, взносам), установленным НК РФ, перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, не является исчерпывающим. В них могут быть включены и другие расходы налогоплательщика, связанные с производством и (или) реализацией. Поскольку закон обязывает вносит этот сбор, это обоснованный расход (письмо Минфина от 14.06.2018 № 03-03-06/1/40689).
К тому же закон устанавливает ответственность за полноту и своевременность уплаты этого сбора (см. ниже). Поэтому расходы на уплату рассматриваемых обязательных отчислений могут быть учтены в расходах на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК.
Уплатили рекламный сбор – проводки могут быть такими:
Дебет 20 (23, 26, 44) Кредит 76
Дебет 91 Кредит 76.
В ЕНП не входит рекламный сбор, уплата оформляется отдельно. Можно организовать учет на счете 76, только не забудьте счета учета отразить в учетной политике.
Что будет, если не платить рекламный сбор
Согласно пп. 9, 10 правил мониторинга, (утв. постановлением правительства РФ от 15.08.2025 № 1224), при выявлении неуплаты или неполной уплаты РКН сначала уведомляет неплательщика о выявленном нарушении. Если в течение 10 календарных дней после получения уведомления никакой реакции не последует, то РКН производит взыскание задолженности.
Специальных норм относительно ответственности за неуплату рекламного сбора пока нет, практики пока тоже. Логично предположить, что штрафы будут налагаться по ст. 14.3 КоАП. Так, непредставление в РКН информации по рекламе, несвоевременное представление, представление неполной, недостоверной, неактуальной информации может повлечь за собой следующие штрафы (ч. 15 ст. 14.3 КоАП):
-
для граждан - от 10 000 до 30 000 руб.;
-
для ИП, должностных лиц - от 30 000 до 100 000 руб.;
-
для юрлиц - от 200 000 до 500 000 руб.
Чтобы избежать проблем, необходимо регулярно заходить в ЛК на сайте РКН, проверять выставленные суммы, своевременно представлять корректировки, производить оплату. Необходимо также следить за изменениями в законодательства, они наверняка будут, по мере наработки практики.
Итак, рекламный сбор 2025 года - важный механизм регулирования рынка интернет-рекламы, который требует внимательного подхода от бизнеса. Своевременная уплата, корректный бухгалтерский учет и взаимодействие с Роскомнадзором помогут избежать штрафов.