Новогодние подарки, корпоративы и украшения: из-за чего у компании будут проблемы
Налоги и взносы
28.10.2025
Поделиться
Налоги и взносы
28.10.2025
Поделиться

Новогодние подарки, корпоративы и украшения: из-за чего у компании будут проблемы

Под новогодней елочкой на праздничном корпоративе можно найти не только подарки, но и доначисления. Неправильно проведенные по документам «снежинки» на сайте, гирлянды на фасаде могут вылиться в претензии ИФНС, беззаботное веселье – в траты на возмещение вреда. Цель статьи – указать на очевидные и неочевидные ловушки праздничных затрат.

587
просмотров

О чем поговорим: как учитывать затраты на новогодний декор, на праздничные конверты-открытки, как грамотно преподнести подарки, почему не следует премировать Деда Мороза, слишком тщательно намывать полы для танцев и т.п.

Как говорится, какой Новый год без елочки? Если серьезно, то новогодний декор – это непременный атрибут праздника, без него не будет нужного настроения. И вот вопрос: в каком порядке учитывать затраты на всю эту красоту?

Что касается украшения витрин, то, полагаем, ИФНС не будет спорить с тем, что его можно учесть в прибыли как прочие расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК), а если возникнут сомнения, то есть шанс отстоять свою правоту в суде.

Суды соглашаются с тем, что новогоднее оформление, украшение витрин помогает повысить темпы роста спроса в сезон новогодних праздников (см., например, постановление ФАС Московского округа от 25.11.2009 № КА-А40/12070-09).

К тому же местные власти часто предписывают оформлять торговые объекты, рынки, кафе, рестораны к праздникам, объявляют конкурсы на лучшие решения и т.д.

А как насчет онлайн-витрин – сайтов? Скажем, на вашем сайте «пошли» снежинки, мелькает анимация с самыми теплыми пожеланиями посетителям, клиентам, в т.ч. потенциальным. Как правило, любая манипуляция с веб-ресурсом – это дополнительные траты, сейчас мало кто устанавливает в два щелчка стандартные плагины на бесплатных конструкторах. Итак, как учесть затраты?

Модернизация – это такое улучшение объекта НМА, которое связано с улучшением (повышением) первоначальных показателей функционирования такого объекта (подп. «м» п. 5, п. 9 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»).

Если скорость ответа, загрузки, структура, настройки БД, домен и т.п. остались прежними, то это не модернизация. Если веб-разработчик просто поменял фон, приделал поп-ап в виде веселого снеговичка, «включил» баннер с еловыми лапами, причем все это будет устранено после 11 января 2026 г., то это не усовершенствование первоначальных показателей функционирования НМА (им является сайт). Значит, это не расходы на модернизацию НМА, а прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК).

Как насчет украшения офиса? Если это требование местных властей, то, полагаем, ИФНС не будет против того, чтобы стоимость праздничного оформления была включена в расходы на основании того же подп. 49 п. 1 ст. 264 НК. Если вы украшаете фасад по своей инициативе, то, скорее всего, ИФНС сочтет затраты не оправданными экономически и не направленными на получение дохода, как того требует п. 1 ст. 252 НК.

Если ваша деятельность связана с торговлей, оказанием услуг физическим лицам, то можно попробовать провести затраты на электрические гирлянды, световые короба как рекламу (п. 4 ст. 264 НК). Но надо быть готовым отстаивать свою позицию.

Несмотря на всеобщую цифровизацию, мы нередко продолжаем использовать старые добрые конверты, рассылаем милые открытки с зайцами, ежами и елками. Конечно, для поздравления деловых партнеров выбирают более формальные картинки. Но суть в другом: как учесть расходы на новогоднюю полиграфию?

Например, вы рассылаете официальные приглашения на корпоратив – открытки в красивых конвертах. Можно ли учесть их как канцелярские товары?

Есть основания полагать, что конверты можно учесть в этом качестве (подп. 24, 25 п. 1 ст. 264 НК). Ведь это по-прежнему пакет из сложенного листа бумаги для упаковки писем, документов и т.п. в целях дальнейшей передачи (отправки), пусть и красивый.

Вне зависимости от символики на конвертах, если они используются по прямому назначению, т.е. для связи, то расходы на их приобретение подлежат учету в составе прочих расходов как канцелярские товары (постановление ФАС Московского округа от 03.09.2013, дело № А40-22927/12-107-106).

Открытки, которые не используются по прямому назначению – для отправки сообщения, вряд ли можно учесть как канцтовары. Ведь они применяются для поздравления, а это напрямую не связано с получением дохода.

Еще плательщикам НДС надо помнить о том, что безвозмездная передача облагается НДС и исчисленный налог нельзя учесть в целях налогообложения. Плательщики на общепринятых ставках налога могут принять «входной» НДС к вычету на основании счета-фактуры поставщика.

Отличный способ повысить настроение на корпоративе – преподнести какие-нибудь приятные и полезные подарки. Можно денежные, тогда их надо оформить договором дарения с каждым сотрудником. Если подарки представляют собой какие-то вещицы, подарочные сертификаты и т.п., то издаем приказ на выдачу и выдаем по ведомости под подпись – это и будет надлежащее подтверждение договора дарения.

Помните о том, что НДФЛ не начисляется на подарки до 4 000 руб. в год с учетом НДС. С суммы превышения необходимо исчислить налог и удержать его при ближайшей денежной выплате. НДФЛ с денежных подарков удерживается при выплате.

НДС начисляется на покупную стоимость; если подарок – продукция собственного производства, то на себестоимость. Счет-фактура составляется в одном экземпляре на все подарки (сертификаты), указанные в ведомости, в стр. 6–6б проставляются прочерки. Налогоплательщики на общих ставках могут принять «входной» НДС к вычету. Подарки не учитываются в налоговых расходах (ст. 270 НК). Страховые взносы на праздничные подарки не начисляются (см., например, письмо Минфина от 31.10.2022 № 03-04-06/105519).

Если подарки доставляются дистанционным сотрудникам, то траты на курьера нельзя учесть в расходах, поскольку они не направлены на получение дохода и не обещают экономической выгоды (подп. 25 п. 1 ст. 264, подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК).

Что может быть лучше красивого полезного подарка с логотипом надежного партнера? Пожалуй, это лучшая реклама. Только вот затраты на такие подарки не всегда можно учесть в рекламных расходах.

Одна из характерных черт рекламы – адресация неопределенному кругу лиц. Поэтому если брендированные подарки преподносятся всем – не только клиентам, партнерам, но и поставщикам, покупателям и т.п., то это рекламные затраты (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК).

Однако чаще подарки преподносятся конкретным лицам. Вручение определенному кругу лиц новогодних кружек, брелоков, пледов и прочего – не затраты на рекламу. На это обращал внимание и Минфин (см., например, письмо от 27.09.2023 № 03-03-06/2/91906). Наиболее безопасный вариант:

  • оформлять такие подарки именно как безвозмездную передачу;
  • не учитывать их стоимость в налоговых расходах (п. 16 ст. 270 НК);
  • не забывать про НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146, подп. 1 п. 1 ст. 167 НК).

Нередко в роли Деда Мороза выступает сотрудник. Некоторые соглашаются на это без оплаты, некоторым выписывают премии. Но если «дедушка» вдруг решит, что его заставляют перерабатывать или неадекватно оценивают его труд, то будет сложно отбиться от претензий ГИТ. Так что безопаснее всего, полагаем, на время выполнения функций Деда Мороза заключать с его и.о. гражданско-правовой договор – с уплатой НДФЛ, страховых взносов (и хорошо бы взносов на травматизм тоже).

Не стоит просить сотрудника регистрироваться как плательщика НПД, поскольку запрещено платить этот налог с дохода по договору ГПХ, заключенному с работодателем (п. 8 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Ограничиваться премией тоже не особо удачная идея, разве что ваш Дед Мороз занимает у вас должность аниматора. Ведь работники обязаны выполнять работу только по своей трудовой функции, премия должна быть связана с ней. А вводить должность Деда Мороза на неделю-две просто нерационально, поскольку надо как минимум изменять штатное расписание, проводить СОУТ (имеет место ввод в эксплуатацию вновь организованного рабочего места – п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Сотрудника придется оформлять временным переводом, по совместительству и т.п., что с учетом короткой продолжительности периода, когда такая работа будет востребована, смысла не имеет.

Нередко компании устраивают корпоративы на своей территории: как говорится, дешево и сердито. Однако надо понимать, что непременные атрибуты праздника (пиротехника, открытый огонь, алкогольные напитки и прочее) – это потенциальный источник проблем. И если что-то случится, если работник или гость получит травму на территории, контролируемой фирмой, то могут последовать требования о компенсации ущерба.

Так, сотрудницу, которая уже уходила с корпоратива, покусала собака охраны. Хотя она сама приставала к собаке в нетрезвом состоянии, акта освидетельствования, который бы подтвердил это состояние, не было. Поэтому стоимость порванной норковой шубы (52 000 руб.) работодателю пришлось компенсировать (определение Первого КСОЮ от 12.08.2020 № 88-18741/2020, 2-990/2019).

Также в судебной практике есть примеры, когда владельцу помещения приходилось компенсировать вред, наступивший из-за падения во время танцев на корпоративе (апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 22.05.2014, дело № 33-5926/2014). Платить пришлось ресторану, но если то же самое произойдет на территории работодателя, то не исключено, что платить придется ему. Равно как и если несчастье случится из-за опасных развлечений. Так, во время корпоратива было использовано горящее вещество на барной стойке в закрытом помещении. Оно попало на одежду, волосы и тело участницы, вызвав тяжелые ожоги. Сумма компенсации составила 500 тыс. руб. (определение Пятого КСОЮ от 13.05.2021, дело № 88-2175/2021).

Если мероприятие планируется заранее, то, как правило, вносят аванс. Мы нисколько не сомневаемся в том, что вы проведете его как положено, а не как один клиент, который просто перевел деньги на карту директору. Потом, когда банкет пришлось отменить, он начал было требовать проценты за пользование денежными средствами, компенсацию морального вреда, убытки и проч., но суд отказал. Сам по себе факт получения генеральным директором ресторана на карту денежных средств не подтверждает наличие договорных отношений между рестораном и клиентом (определение Восьмого КСОЮ от 25.03.2024 № 88-5953/2024).

Советуем оформлять все как следует и особое внимание уделять условиям проекта договора относительно отказа от проведения мероприятия. Так, например, заказчик заранее, в 2013 году, перечислил предоплату за корпоратив, который должен был состояться в 2014 году. В сентябре 2014-го заказчик отказался от проведения и потребовал возврата аванса. Однако по условиям договора отменить без последствий мероприятие можно было до 1 июня 2013 г. Суд отказал во взыскании и аванса, и процентов за пользование чужими денежными средствами, указав помимо прочего, что стороны добровольно согласовали такие условия (постановление АС Московского округа от 09.11.2015 № Ф05-11570/2015).

Итак, праздник близко – а значит, придет пора не только наряжать елку, но и оформлять документы, проверять подпункты, соблюдать лимиты и т.п. Иначе вместо «С наступившим» можно ненароком услышать «Представьте пояснения по расходам за декабрь».


Комментарии для сайта Cackle
Наш сайт использует файлы cookie.

Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование.

Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера.

Для получения дополнительной информации, пожалуйста, ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности.