Налоговый мониторинг в 2025 году: для кого и какие особенности
Проверки
15.11.2024
Поделиться

Налоговый мониторинг в 2025 году: для кого и какие особенности

Налоговый мониторинг (для краткости – НМ) по-прежнему обязателен лишь для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК, ст. 105.26 НК, ст. 10 Федерального закона от 01.04.2020 г. № 69-ФЗ), которые должны подключиться к НМ в течение трех лет с даты подписания соглашения. Прочие, подходящие по финансовым показателям, могут не переходить на эту форму налогового контроля. Рассказываем детали.
Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
136
просмотров

Это вид налогового контроля, при котором налогоплательщик открывает налоговикам доступ к данным своего учета в режиме реального времени, а те оперативно контролируют расчеты и указывают на ошибки (ст. 105.26 НК), направляя мотивированное мнение. Если налогоплательщик согласится с ним, то исправит недочеты и избежит санкций.

Подключиться к НМ могут организации, которые:

  • за год уплатили не менее 80 млн руб. налогов;
  • зарабатывают в год от 800 млн руб. и более (по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности);
  • владеют активами, балансовая стоимость которых не менее 800 млн руб. (по состоянию на 31 декабря минувшего года).

Все три условия обязательны.

Они не касаются организаций, указанных в п. 3.1 ст. 105.26 НК, в частности:

  • уже подключившихся к НМ;
  • резидентов ТОР, свободного порта Владивосток, Арктической зоны России;
  • резидентов ОЭЗ;
  • участников промышленных кластеров;
  • бывших участников консолидированной группы,

а также организаций, из которых одна прямо и (или) косвенно участвует в другой, причем доля участия – 50 и более процентов, и эти организации вместе отвечают критериям, указанным в подп. 7 п. 3.1 ст. 105.26 НК.

Плюсы. Участие в НМ повышает доверие со стороны государства и крупных контрагентов. В период НМ не проводятся налоговые проверки (если нет веских оснований для них, см. ниже). Есть возможность практически сразу узнать, какие ошибки нашли налоговики, исправить недочеты без уплаты штрафов, пени. ИФНС выступает как консультант: по запросу участника НМ должна высказать мотивированное мнение на тему, интересующую налогоплательщика.

Минусы. Технически реализация взаимодействия с налоговиками довольно сложна, требуется серьезная подготовка IT-систем, внутреннего контроля. По сути, НМ – это постоянная камеральная проверка (хотя можно давать налоговикам доступ не ко всей информации, а лишь к той, что выставлена на цифровой витрине, см. ниже).

В расчет доходов включаются суммы НДС, налога на прибыль, акцизов, НДФЛ, НДПИ, страховых взносов за предыдущий год. Включаются и налоги, которые уплачиваются и перечисляются в статусе налогового агента. Не учитываются НДС и акцизы, которые должны быть уплачены при перемещении через таможенную границу ЕАЭС.

Налогоплательщик, отвечающий вышеуказанным требованиям, желающий подключиться к НМ, должен подать заявление в свою ИФНС (по форме, утв. приказом ФНС от 11.05.2021 г. № EД-7-23/476). Срок – до 1 сентября года, который предшествует тому, в течение которого будет осуществляться НМ.

Помимо заявления подаются следующие документы:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • данные о взаимозависимых лицах;
  • налоговая учетная политика;
  • информация относительно системы внутреннего контроля. ИФНС примет решение до 1 ноября текущего года (ст. 105.27 НК).

НМ проводится за календарный год (п. 4 ст. 105.26 НК), но сам НМ стартует с 1 января и завершается 1 октября следующего, т.е. год и девять месяцев (п. 5 ст. 105.26 НК).

Взаимодействовать с налоговиками можно одним из трех способов:

  • через налоговую витрину, т.е. пространство, в котором контролеры имеют доступ лишь к определенной части информации, проверенной до выставления;
  • по ТКС оператора ЭДО (будет доступно до 1 января 2026 г., ст. 6 Федерального закона от 31.07.2023 г. № 389-ФЗ);
  • предоставить доступ к своим информационным системам.

Последний пункт пошагово реализуется так.

  1. По ТКС подается заявка на настройку (п. 5, 7 порядка, утв. приказом ФНС от 13.03.2023 г. № ЕД-7-23/163, далее – Порядок, ф. по КНД 1110313).
  2. ИФНС, одобрив ее, направляет уведомление (ф. по КНД 1110313), в котором содержатся криптографические ключи и IP-адрес (п. 8 Порядка).
  3. Подается следующая заявка на подключение к информационной системе организации (п. 9 Порядка, ф. по КНД 1111656), в которой, в частности, описываются средства криптографии, IP, полученный по первой заявке, DNS-имя, указывающее на него.
  4. Налоговики, рассмотрев и эту заявку, уведомят о возможности подключения. Возможно, вскроются какие-то недочеты – тогда сообщат о невозможности подключения. Надо будет составить заявку заново, исправив недочеты, и вновь направить (п. 10–12 Порядка).

Этот документ (ф. по КНД 1110304, требования к нему утв. приказом ФНС от 11.05.2021 г. № ЕД-7-23/476) содержит описание порядка представления налоговикам документов и информации, положения о раскрытии показателей налоговой отчетности, информацию о системе внутреннего контроля.

Чем дольше вы работаете на НМ, тем меньше документов надо будет представлять. На начальном (первом) этапе потребуется до 50% документов, на пятом совершенствуемом уровне – уже не более 5% (п. 6 ст. 105.26 НК, приложение № 13 к требованиям…, утв. приказом ФНС от 25.05.2021 г. № ЕД-7-23/518).

ИФНС вправе (п. 3 ст. 105.29 НК):

  • истребовать документы и пояснения;
  • привлекать эксперта, специалиста (ст. 95, 96 НК);
  • допрашивать свидетелей, осматривать территории (ст. 92 НК).

Выявив противоречия, несоответствия в документах, ИФНС сообщает об этом, требуя или представить пояснения, или не позднее пяти дней внести исправления. Установив нарушение при расчете или уплате налогов, в течение 10 дней ИФНС направляет уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения (ст. 105.30 НК).

Хотя установлено, что в период НМ налоговые проверки не проводятся (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК), сам НМ – это большая камералка. Только при выявлении нарушений решение выносится не сразу, а дается шанс исправиться.

Сначала направляется уведомление о наличии оснований для составления мотивированного мнения. Налогоплательщик предоставляет пояснения или сообщает о внесении исправлений. Если и после этого налоговики выявят нарушения, то составляется и направляется мотивированное мнение. Если налогоплательщик не согласен с ним, то проходит взаимосогласительная процедура (п. 8 ст. 105.30, ст. 105.31 НК).

Впрочем, и камеральные, и выездные проверки в период НМ возможны, но при строго определенных условиях. Так, камеральная проверка возможна, если:

  • проводится в отношении деклараций (расчетов), представленных за налоговые (отчетные) периоды до 1 июля 2021 г.;
  • декларация (расчет) за период НМ подана после 1 июля следующего года;
  • в декларациях по НДС или акцизам заявлено возмещение;
  • подана уточненка (расчет) с уменьшенной суммой налога (страхового взноса) к уплате или увеличенным убытком;
  • НМ досрочно прекратился.

Выездная проверка в период НМ проводится в случае, если:

  • ее осуществляет вышестоящий налоговый орган, контролируя нижестоящий;
  • налогоплательщик не выполнил мотивированное мнение (мотивированные мнения) до 1 декабря года, следующего за периодом, покрываемым НМ;
  • в году, за который НМ не проводится, подана уточненка (расчет) за проверяемый (проверенный) НМ период и в ней уменьшена сумма налога (сбора, взноса) к уплате, увеличен убыток, сумма НДС или акциза к возмещению;
  • НМ досрочно прекратился.

Налоговый орган высказывает это мнение по вопросам расчета и уплаты налогов (сборов, взносов) (п. 1 ст. 105.30 НК), оценивает корректность отражения сделок и их результатов с точки зрения налогового законодательства. Подчеркнем еще раз: мотивированное мнение не равнозначно решению о привлечении к ответственности, оно не является основанием для наложения санкций.

ИФНС формирует мотивированное мнение в двух случаях (п. 2, 3 ст. 105.30 НК):

  • по запросу налогоплательщика. Срок – не более месяца со дня получения запроса (п. 5 ст. 105.30 НК), но он может быть продлен или приостановлен;
  • при выявлении нарушений. Срок – не позднее пяти рабочих дней с даты формирования (п. 3 ст. 105.30, п. 4, 5 ст. 105.26 НК).

Если налогоплательщик согласен с этим мнением, то надо сообщить об этом в ИФНС и документально подтвердить выполнение указаний. Срок – месяц с даты получения (п. 6 ст. 105.30 НК).

Если налогоплательщик не согласен, то в течение месяца надо представить в ИФНС свои возражения для проведения взаимосогласительной процедуры (п. 8 ст. 105.30 НК).

Это когда арбитром привлекается вышестоящий орган, т.е. ФНС России. Нечто вроде апелляции: вы подаете свои возражения в ИФНС, она не позднее трех рабочих дней отправляет все материалы в ФНС (п. 8 ст. 105.30 НК). В течение месяца ФНС проводит взаимосогласительную процедуру с участием обеих сторон (п. 1, 2 ст. 105.31 НК), по итогам мотивированное мнение будет оставлено без изменения или изменено (п. 3 ст. 105.31 НК).

В НМ можно участвовать столько, сколько нужно, для отказа от НМ на следующий год достаточно подать соответствующее заявление до 1 декабря текущего года (п. 7 ст. 105.27 НК РФ).

НМ прекращается досрочно, если налогоплательщик:

  • не исполняет регламент информационного взаимодействия, препятствуя проведению НМ;
  • систематически (два и более раза) не представляет или представляет несвоевременно документы, информацию, пояснения,

а также если ИФНС выявила факт представления недостоверной информации в ходе НМ. Также НМ прекращается досрочно в связи с ликвидацией, реорганизацией, исключением организации из ЕГРЮЛ.