Как регулируется майнинг криптовалюты
Деньги
23.01.2025
Поделиться
Деньги
23.01.2025
Поделиться

Как регулируется майнинг криптовалюты

Рассказываем, как с 1 ноября 2024 г. регулируется майнинг криптовалюты (цифровой валюты) в России. Заложен фундамент правового регулирования майнинга. В 2024 году в полной мере заработал Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ, нормы которого мы сейчас рассмотрим.

Команда BIZNESINALOGI
Команда BIZNESINALOGI
Авторы статей и новостей
1113
просмотров

В научной литературе было сделано множество попыток дать определение этого процесса. Теперь разночтениям конец. В Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ, регулирующий оборот цифровых финансовых активов (далее – Закон о ЦФА), введено определение майнинга цифровой валюты как деятельности:

  • заключающейся в проведении математических вычислений;
  • осуществляемой средствами технического и программно-аппаратного характера;
  • направленной на включение записей в специальную информационную систему (ИС);
  • имеющей целью выпуск криптовалюты и/или получение вознаграждения в ней за подтверждение записей в ИС.

Проще говоря, майнинг – это процесс получения цифровой валюты с использованием ПО и спецоборудования.

Изучив положения ст. 14.2 Закона о ЦФА, легко видеть, что майнинговая деятельность доступна лишь:

  • российским юридическим лицам;
  • российским ИП;
  • физическим лицам – гражданам РФ.

Причем на определенных условиях, а именно:

  • юрлица и ИП должны быть занесены в специальный реестр (ст. 14.2 Закона о ЦФА), порядок ведения которого и алгоритм включения в который утвержден постановлением Правительства от 31.10.2024 № 1464;
  • российские граждане (не зарегистрированные как ИП) в этот реестр включаться не обязаны, но должны соблюдать лимит энергопотребления при майнинге, установленный п. 1 постановления Правительства от 01.11.2024 № 1469 в размере 6 000 киловатт-часов в месяц.

Юридическому лицу или ИП придется прекратить майнинг, если они исключены из реестра. В частности, если они в течение года неоднократно в нарушение «антиотмывочного» Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ) не примут меры для идентификации клиента (чч. 8, 9 ст. 14.2 Закона о ЦФА). Если майнер исключен из реестра, то по судебному решению ему могут снизить присоединенную мощность вплоть до полного отключения от сети, причем без возврата платы за технологическое присоединение (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ).

Майнер-гражданин утратит право на добычу криптовалюты, если превысит лимит энергопотребления, определенный в п. 1 постановления Правительства от 01.11.2024 № 1469.

Категория майнера Обстоятельство, исключающее занятие майнингом Норма-основание
ИП

Наличие неснятой или непогашенной судимости за преступления:

  • экономического характера;
  • посягающие на госвласть;
  • умышленные – средней тяжести, тяжкие, особо тяжкие,
  • а также включение в перечень, предусмотренный ст. 6 «антиотмывочного» Закона № 115-ФЗ, в качестве пособника террористов, экстремистов и т.п.

    ч. 3 ст. 14.2 Закона о ЦФА

    Осуществление определенной деятельности:

  • передача электроэнергии;
  • производство электроэнергии;
  • торговля ею,
  • а также оперативно-диспетчерское управление в сфере электроэнергетики

    ч. 20 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ (далее – Закон № 36-ФЗ)
    Юридические лица Их учредители (участники), бенефициары, руководители не обладают безупречной деловой репутацией так же, как вышеописанный ИП п. 3 ст. 14.2 Закона о ЦФА

    Осуществление определенной деятельности:

  • передача электроэнергии;
  • производство электроэнергии;
  • торговля ею,
  • а также оперативно-диспетчерское управление в сфере электроэнергетики

    ч. 20 ст. 6 Закона № 36-ФЗ

    Помимо подмоченной деловой репутации и осуществления указанной в таблице деятельности, абсолютным препятствием для майнинга является прямой запрет на него в субъектах РФ и на отдельных территориях, указанных в постановлении Правительства от 23.12.2024 № 1869 (ч. 12 ст. 14 Закона о ЦФА).

    Без определенной инфраструктуры:

    • помещения;
    • оборудования;
    • ПО;
    • электроэнергии

    майнинг невозможен. Поэтому закон оговаривает и требования к бизнес-субъектам, которые вправе предоставлять инфраструктуру. Это могут быть российские юридические лица и ИП, включенные в реестр операторов и соответствующие всем требованиям из постановления Правительства от 31.10.2024 № 1463 (ст. 1, 14.2 Закона о ЦФА).

    Если владельцы инфраструктуры объединяют свои мощности, а полученную цифровую валюту распределяют между собой, то это называется майнинг-пул (ч. 3.2 ст. 1 Закона о ЦФА). Его могут организовать физические лица (российские граждане), ИП, юридические лица, если им доступен майнинг (см. выше).

    Устанавливать запреты и ограничения по сделкам с цифровой валютой уполномочен Минфин (подп. «а» п. 1 постановления Правительства от 09.10.2024 № 1347), тогда как ФНС будет принимать от майнеров, в том числе участников майнинг-пулов, обязательную информацию, установленную правилами из постановления Правительства от 01.11.2024 № 1466 (ч. 10 ст. 14.2 Закона о ЦФА, подп. «б» п. 1 постановления Правительства от 09.10.2024 № 1347).

    Отчитываться в ФНС с 1 января 2025 г. нужно, в частности, о получении криптовалюты путем майнинга и о данных своего «кошелька» (в терминологии закона – адрес-идентификатор, т.е. уникальная последовательность символов для учета операций в цифровой валюте). Направлять информацию необходимо через личный кабинет на сайте ФНС с усиленной ЭЦП не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем получения криптовалюты путем майнинга.

    С легализацией майнинга, скорее всего, в судебной практике появятся новые, обнадеживающие кейсы. А до 2025 года и ЦБ, и Росфинмониторинг высказали мнение, что операции с криптой осуществляются на собственный риск. Поэтому при нарушениях в этой сфере вряд ли можно было рассчитывать на полноценную судебную защиту интересов.

    Некоторые суды вслед за ЦБ и Росфинмониторингом подчеркивали: все риски, связанные с криптой, несут их владельцы, участники соответствующих операций (апелляционное определение Самарского облсуда от 25.10.2022, дело № 33-10194/2022, 2-37/2022). Другие суды отказывали в возмещении упущенной выгоды, когда неполучение дохода было вызвано аварией на электросетях.

    По мнению судов, тот, кто желает добиться возмещения неполученного дохода, должен доказать не только факт нарушения, наличие и размер убытков, но и причинно-следственную связь между ними и вину ответчика (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса, п. 12 постановления Пленума ВС от 23.06.2015 № 25). К тому же надо доказать, что упущенная выгода в принципе могла быть получена и это не произошло по вине ответчика, а истец предпринял все нужные шаги, чтобы такую выгоду получить.

    Можно привести не один пример, но уже сказанного достаточно, чтобы понять: участники, которые пытались задействовать судебные инструменты защиты прав в сфере оборота криптовалюты, не всегда находили в суде восприятие крипты как полноценного объекта делового оборота. Теперь же понятие майнинга закреплено на уровне федеральных законов, а налоговые последствия операций с криптовалютой установлены НК. Поэтому теперь сформируется новая судебная практика, более позитивная для майнеров.


    Комментарии для сайта Cackle
    Наш сайт использует файлы cookie.

    Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь на их использование.

    Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера.

    Для получения дополнительной информации, пожалуйста, ознакомьтесь с нашей Политикой конфиденциальности.