Рассказываем, как с 1 ноября 2024 г. регулируется майнинг криптовалюты (цифровой валюты) в России. Заложен фундамент правового регулирования майнинга. В 2024 году в полной мере заработал Федеральный закон от 08.08.2024 № 221-ФЗ, нормы которого мы сейчас рассмотрим.

Как регулируется майнинг криптовалюты

Что такое майнинг (без разночтений)
В научной литературе было сделано множество попыток дать определение этого процесса. Теперь разночтениям конец. В Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ, регулирующий оборот цифровых финансовых активов (далее – Закон о ЦФА), введено определение майнинга цифровой валюты как деятельности:
-
заключающейся в проведении математических вычислений;
-
осуществляемой средствами технического и программно-аппаратного характера;
-
направленной на включение записей в специальную информационную систему (ИС);
-
имеющей целью выпуск криптовалюты и/или получение вознаграждения в ней за подтверждение записей в ИС.
Проще говоря, майнинг – это процесс получения цифровой валюты с использованием ПО и спецоборудования.
Кому доступен майнинг?
Изучив положения ст. 14.2 Закона о ЦФА, легко видеть, что майнинговая деятельность доступна лишь:
-
российским юридическим лицам;
-
российским ИП;
-
физическим лицам – гражданам РФ.
Причем на определенных условиях, а именно:
- юрлица и ИП должны быть занесены в специальный реестр (ст. 14.2 Закона о ЦФА), порядок ведения которого и алгоритм включения в который утвержден постановлением Правительства от 31.10.2024 № 1464;
- российские граждане (не зарегистрированные как ИП) в этот реестр включаться не обязаны, но должны соблюдать лимит энергопотребления при майнинге, установленный п. 1 постановления Правительства от 01.11.2024 № 1469 в размере 6 000 киловатт-часов в месяц.
Когда майнинг придется прекратить?
Юридическому лицу или ИП придется прекратить майнинг, если они исключены из реестра. В частности, если они в течение года неоднократно в нарушение «антиотмывочного» Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ) не примут меры для идентификации клиента (чч. 8, 9 ст. 14.2 Закона о ЦФА). Если майнер исключен из реестра, то по судебному решению ему могут снизить присоединенную мощность вплоть до полного отключения от сети, причем без возврата платы за технологическое присоединение (п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ).
Майнер-гражданин утратит право на добычу криптовалюты, если превысит лимит энергопотребления, определенный в п. 1 постановления Правительства от 01.11.2024 № 1469.
Кому майнинг запрещен в принципе
Категория майнера | Обстоятельство, исключающее занятие майнингом | Норма-основание |
---|---|---|
ИП | Наличие неснятой или непогашенной судимости за преступления: а также включение в перечень, предусмотренный ст. 6 «антиотмывочного» Закона № 115-ФЗ, в качестве пособника террористов, экстремистов и т.п. |
ч. 3 ст. 14.2 Закона о ЦФА |
Осуществление определенной деятельности: а также оперативно-диспетчерское управление в сфере электроэнергетики |
ч. 20 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ (далее – Закон № 36-ФЗ) | |
Юридические лица | Их учредители (участники), бенефициары, руководители не обладают безупречной деловой репутацией так же, как вышеописанный ИП | п. 3 ст. 14.2 Закона о ЦФА |
Осуществление определенной деятельности: а также оперативно-диспетчерское управление в сфере электроэнергетики |
ч. 20 ст. 6 Закона № 36-ФЗ |
Помимо подмоченной деловой репутации и осуществления указанной в таблице деятельности, абсолютным препятствием для майнинга является прямой запрет на него в субъектах РФ и на отдельных территориях, указанных в постановлении Правительства от 23.12.2024 № 1869 (ч. 12 ст. 14 Закона о ЦФА).
Кто может предоставлять оборудование для майнинга?
Без определенной инфраструктуры:
-
помещения;
-
оборудования;
-
ПО;
-
электроэнергии
майнинг невозможен. Поэтому закон оговаривает и требования к бизнес-субъектам, которые вправе предоставлять инфраструктуру. Это могут быть российские юридические лица и ИП, включенные в реестр операторов и соответствующие всем требованиям из постановления Правительства от 31.10.2024 № 1463 (ст. 1, 14.2 Закона о ЦФА).
Если владельцы инфраструктуры объединяют свои мощности, а полученную цифровую валюту распределяют между собой, то это называется майнинг-пул (ч. 3.2 ст. 1 Закона о ЦФА). Его могут организовать физические лица (российские граждане), ИП, юридические лица, если им доступен майнинг (см. выше).
Майнинг-контроль
Устанавливать запреты и ограничения по сделкам с цифровой валютой уполномочен Минфин (подп. «а» п. 1 постановления Правительства от 09.10.2024 № 1347), тогда как ФНС будет принимать от майнеров, в том числе участников майнинг-пулов, обязательную информацию, установленную правилами из постановления Правительства от 01.11.2024 № 1466 (ч. 10 ст. 14.2 Закона о ЦФА, подп. «б» п. 1 постановления Правительства от 09.10.2024 № 1347).
Отчитываться в ФНС с 1 января 2025 г. нужно, в частности, о получении криптовалюты путем майнинга и о данных своего «кошелька» (в терминологии закона – адрес-идентификатор, т.е. уникальная последовательность символов для учета операций в цифровой валюте). Направлять информацию необходимо через личный кабинет на сайте ФНС с усиленной ЭЦП не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем получения криптовалюты путем майнинга.
Правовые риски при работе с криптой
С легализацией майнинга, скорее всего, в судебной практике появятся новые, обнадеживающие кейсы. А до 2025 года и ЦБ, и Росфинмониторинг высказали мнение, что операции с криптой осуществляются на собственный риск. Поэтому при нарушениях в этой сфере вряд ли можно было рассчитывать на полноценную судебную защиту интересов.
Некоторые суды вслед за ЦБ и Росфинмониторингом подчеркивали: все риски, связанные с криптой, несут их владельцы, участники соответствующих операций (апелляционное определение Самарского облсуда от 25.10.2022, дело № 33-10194/2022, 2-37/2022). Другие суды отказывали в возмещении упущенной выгоды, когда неполучение дохода было вызвано аварией на электросетях.
По мнению судов, тот, кто желает добиться возмещения неполученного дохода, должен доказать не только факт нарушения, наличие и размер убытков, но и причинно-следственную связь между ними и вину ответчика (ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса, п. 12 постановления Пленума ВС от 23.06.2015 № 25). К тому же надо доказать, что упущенная выгода в принципе могла быть получена и это не произошло по вине ответчика, а истец предпринял все нужные шаги, чтобы такую выгоду получить.
Можно привести не один пример, но уже сказанного достаточно, чтобы понять: участники, которые пытались задействовать судебные инструменты защиты прав в сфере оборота криптовалюты, не всегда находили в суде восприятие крипты как полноценного объекта делового оборота. Теперь же понятие майнинга закреплено на уровне федеральных законов, а налоговые последствия операций с криптовалютой установлены НК. Поэтому теперь сформируется новая судебная практика, более позитивная для майнеров.