Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 20 января 2025 г. N 03-07-07/3680 О применении НДС при реализации лома и отходов драгоценных металлов организациям, осуществляющим деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных

Письмо Минфина
20.01.2025

Вопрос: Акционерное общество (далее по тексту - Общество) просит дать ответ в отношении порядка применения нормы пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ в отношении следующего.

Согласно пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа.

В соответствии с пп. 56 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю).

Таким образом, налогоплательщики (юридические лица), осуществляющие деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, обязаны иметь соответствующую лицензию.

Налоговое законодательство РФ не содержит определения, какие именно организации могут быть отнесены к организациям, осуществляющим производство драгоценных металлов из лома и отходов драгоценных металлов.

В связи с изложенным просим дать разъяснения о том, применяются ли при реализации лома и отходов драгоценных металлов организациями, осуществляющими лицензионную деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, нормы пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел обращение о применении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при реализации лома и отходов драгоценных металлов организациям, осуществляющим деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов, и сообщает следующее.

Согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Так, согласно понятиям, установленным статьей 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ), производством драгоценных металлов является извлечение драгоценных металлов из добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, а также из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы; аффинаж драгоценных металлов.

При осуществлении деятельности по производству драгоценных металлов организации и индивидуальные предприниматели должны соблюдать требования законодательства Российской Федерации в отрасли драгоценных металлов, в том числе состоять на специальном учете с указанием в учредительных документах вида экономической деятельности с кодом ОКВЭД 24.41 "Производство драгоценных металлов".

На основании положений Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина России от 9 декабря 2016 г. N 231н, организации и индивидуальные предприниматели должны разобрать и утвердить соответствующие инструкции, учитывающие специфику выполняемых ими операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями (при осуществлении деятельности по производству драгоценных металлов инструкции могут содержать описание технологических процессов, связанных с изменением содержания драгоценных металлов при их извлечении из отходов и лома, содержащих драгоценные металлы, в промежуточные продукты с качественными характеристиками, которые соответствуют используемым в организации стандартам или техническим условиям).

В то же время понятия "производство драгоценных металлов" и "обработка (переработка) лома и отходов драгоценных металлов" в Федеральном законе N 41-ФЗ обособлены и не являются идентичными.

С учетом изложенного, если организация в соответствии с нормами Федерального закона N 41-ФЗ состоит на специальном учете, но при этом в ее учредительных документах вид экономической деятельности с кодом ОКВЭД 24.41 "Производство драгоценных металлов" не указан, то осуществление организацией лома и отходов драгоценных металлов деятельности по их обработке (переработке), по нашему мнению, не может являться достаточным основанием для применения продавцом, реализующим лом и отходы драгоценных металлов указанным организациям, освобождения от налогообложения НДС, предусмотренного вышеуказанным подпунктом 9 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина