Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 февраля 2025 г. N 03-07-07/8952 Об определении доходов в целях использования индивидуальным предпринимателем, применяющим ЕСХН, права на освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчисл

Письмо Минфина
03.02.2025

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 3 февраля 2025 г. N 03-07-07/8952

Вопрос: ИП, являющийся главой КФХ, является плательщиком ЕСХН. С 01.01.2022 года воспользовался правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

По истечении 11 месяцев 2024 г. сумма дохода, полученного ИП-ГКФХ от реализации товаров (работ, услуг) превысила 60 млн руб. При этом общая сумма доходов составляет 64 238 тыс. руб.: из них выручка от продажи реализованной сельхозпродукции - 55 453 тыс. руб.; сумма полученного аванса за продукцию, которая будет реализована в 2025 году - 8 785 тыс. руб.

Утрачено ли право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ в связи с тем, что общая сумма полученных денежных средств, включая аванс за продукцию, подлежащую передаче в 2025 году, превысила предельный размер дохода? Или же полученный аванс за продукцию, подлежащую передаче в 2025 году, в сумме 8 785 тыс. руб. не учитывается в общей выручке?

Ответ: В связи с обращением об определении доходов в целях использования индивидуальным предпринимателем, применяющим систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), права на освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость (далее соответственно - ЕСХН, НДС), Департамент налоговой политики сообщает.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 145 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, имеют право на освобождение от НДС, при условии, что индивидуальные предприниматели переходят на уплату ЕСХН и реализуют право, предусмотренное данным абзацем, в одном и том же календарном году, либо при условии, что за предшествующий налоговый период по ЕСХН сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕСХН, без учета НДС не превысила в совокупности 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

Абзацем вторым пункта 4 статьи 145 Кодекса предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС, не вправе отказаться от права на освобождение от НДС в дальнейшем, за исключением случаев, если право на освобождение от НДС будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 данной статьи.

На основании абзаца второго пункта 5 статьи 145 Кодекса, если в течение налогового периода по ЕСХН у индивидуального предпринимателя, использующего освобождение от НДС, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕСХН, без учета НДС превысила размер, установленный в абзаце втором пункта 1 статьи 145 Кодекса, индивидуальный предприниматель утрачивает право на освобождение от НДС начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение. При этом индивидуальный предприниматель, применяющий ЕСХН и утративший право на освобождение от НДС по основаниям, предусмотренным данным абзацем пункта 5 статьи 145 Кодекса, в дальнейшем не имеет права на освобождение от НДС.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3465 главы 261 "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)" Кодекса при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу в составе доходов учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса, и не учитываются доходы, указанные, в частности, в статье 251 Кодекса.

Статья 251 Кодекса не предусматривает исключения из состава доходов при определении объекта налогообложения доходов, полученных в качестве предоплаты налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по кассовому методу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 3465 Кодекса в целях главы 261 Кодекса датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках, и (или) на счет цифрового рубля, и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

В связи с этим, суммы предварительной оплаты (авансы), полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), учитываются налогоплательщиками в составе доходов при определении объекта налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу, в отчетном (налоговом) периоде их получения.

С учетом изложенного, в целях использования индивидуальным предпринимателем, применяющим ЕСХН, права на освобождение от исполнения обязанностей, связанных с исчислением и уплатой НДС, сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ЕСХН, определяется с учетом сумм предварительной оплаты (авансов), полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина