Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 18 декабря 2024 г. N 03-07-11/127796

Письмо Минфина
18.12.2024

Вопрос: Между Министерством и Акционерным обществом заключено Соглашение о предоставлении и целевом использовании субсидии из федерального бюджета в целях финансового обеспечения затрат, связанных с продвижением национальных фильмов путем участия в не менее 25-ти международных кинорынках, кинофестивалях и кинонеделях за рубежом и проведением показов зарубежных фильмов на территории Российской Федерации (далее - "Соглашение").

В соответствии с Приложением N 18 к Соглашению в перечень расходов, связанных с продвижением национальных фильмов путем участия в международных кинорынках, кинофестивалях и кинонеделях за рубежом и проведением показов зарубежных фильмов на территории Российской Федерации, включена оплата налогов и иных сборов, установленных законодательством Российской Федерации без указания конкретного вида.

Для продвижения национальных фильмов АО в 2023 году в рамках Соглашения заключило договоры с иностранными организациями, в том числе для оказания рекламных услуг. Место реализации рекламных услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя. Следовательно, местом реализации рекламных услуг признается территория Российской Федерации.

Российская организация становится налоговым агентом по налогу на добавленную стоимость (далее - "агентский" НДС), если приобретает услуги контрагентов, не состоящих в Российской Федерации на налоговом учете (пункт 1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2015 года N 03-07-08/34227 "О применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению в безвозмездное пользование здания, расположенного на территории Российской Федерации, оказываемых российской организации иностранной организацией, не состоящей на учете в российских налоговых органах"). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (пункт 2 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации), а местом реализации услуг должна быть территория Российской Федерации (пункт 1 статьи 161, статьи 147, 148 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, на основании статьи 161 Налогового Кодекса Российской Федерации АО, как налоговый агент, исчислило, удержало и уплатило в бюджет соответствующую сумму НДС с приобретенных рекламных услуг. Фактически налог был уплачен за счет собственных средств АО, т.к. Соглашением не предусмотрено включение в состав расходов суммы НДС за приобретаемые в рамках его исполнения товары/работы/услуги.

В силу положений пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики налога на добавленную стоимость имеют право принимать к вычету (не восстанавливать) суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным за счет полученных с 01 января 2019 года из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий и (или) бюджетных инвестиций на возмещение затрат, если документами о предоставлении указанных бюджетных средств предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость (или с таковым).

В силу изложенного, с учетом пункта 7 статьи 3, пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, полагаем, что АО вправе принять к вычету и получить возврат уплаченных средств из бюджета в части суммы уплаченного в рассматриваемом случае налога на добавленную стоимость. Сделанный вывод также подтверждается соответствующими официальными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации (например, Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 02 апреля 2018 года N 03-07-15/20870 "О применении НДС при получении налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ", Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 28 октября 2019 года N 03-03-06/1/82634 "О налоге на прибыль и НДС при получении субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ"). Кроме того, он подтверждается со стороны Федеральной налоговой службы (например, Письмом ФНС России от 03 апреля 2018 года N СД-4-3/6286@ "О направлении письма Минфина России от 02.04.2018 N 03-07-15/20870"). Верность указанной позиции подтверждается и рядом судебных актов (см. Определение СКЭС ВС РФ от 27 ноября 2017 года N 307-КГ17-9857 по делу N А56-35772/2016, Определение ВС РФ от 28 мая 2020 года N 305-ЭС19-16064 по делу N А40-23565/2018).

Исходя из вышеприведенного, с учетом пункта 7 статьи 3, пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, в рамках изложенного вопроса и рассматриваемой ситуации просим в ответном письме подтвердить право АО на получение налогового вычета и возврат средств из бюджета по указанным платежам (в части НДС), поскольку они совершены на средства субсидии по Соглашению в рамках компенсации расходов по закупке АО товаров/работ и услуг. Также просим подтвердить возможность применения налоговых вычетов в иных аналогичных ситуациях.

Ответ: В связи с обращением по вопросу применения налога на добавленную стоимость в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленного в обращении вопроса предполагает проведение анализа соглашения, заключенного организацией.

В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В связи с этим дать ответ по существу вопроса, изложенного в обращении, не представляется возможным.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения данным налогом.

Пунктом 2.1 и подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению). При этом абзацем восьмым пункта 2.1 и абзацем десятым подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав без включения в состав таких затрат сумм налога на добавленную стоимость, то положения пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса не применяются.

Таким образом, если приобретенные товары (работы, услуги) используются для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, то при применении вычетов налога по этим товарам (работам, услугам) следует учитывать вышеуказанные положения пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина