Временная приостановка работы должна быть правильно задокументирована. Чтобы избежать споров и ошибок, важно правильно оформить приказ, отразить в нем причины простоя и учесть нюансы расчета выплат. Мы подготовили для вас готовый шаблон приказа.

Простой: когда и как оформляется + шаблон приказа

Определение простоя содержится в ст. 72.2 ТК. Там указано, что в этом случае происходит временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.
Для подтверждения причин простоя необходимы официальные документы. Ими могут выступать акты, докладные или служебные записки, содержащие информацию о факте отсутствия работы, а также бухгалтерские и иные финансовые обоснования. Эти документы фиксируют время простоя и служат для правомерного оформления соответствующих операций.
Поскольку в законодательстве отсутствует четкий регламент оформления простоя, компаниям приходится ориентироваться на сложившуюся деловую практику и выводы, основанные на анализе судебных решений. Это позволяет минимизировать риски споров и правильно документально оформить факт простоя. Объявление работодателем простоя предусматривает особый порядок регулирования труда и его оплаты. Логично в данном случае оформить приказ.
Должны ли сотрудники при простое ходить на работу?
Если в приказе отсутствует прямое указание на то, что сотрудники освобождаются от необходимости присутствовать на рабочих местах, то по умолчанию они обязаны выходить на работу (письмо Минздравсоцразвития от 02.02.2009 № 22-2-2004).
Это обусловлено тем, что период вынужденной приостановки деятельности организации не относится к времени отдыха согласно трактовке Трудового кодекса. Если работодатель считает целесообразным, чтобы сотрудники не выходили на работу, это необходимо явно указать в приказе.
Освобождение сотрудников от присутствия на рабочем месте не отменяет обязанность работодателя оплачивать период простоя в соответствии со ст. 157 ТК.
Как оплачивается простой?
В приказе о простое рекомендуется указать порядок оплаты труда в соответствии с законодательством.
Порядок оплаты простоя зависит от причин его возникновения (ст. 157 ТК):
-
по вине работодателя – в размере не менее двух третей средней заработной платы работника;
-
по причинам, не зависящим от работодателя и работника – в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя;
-
по вине работника – не оплачивается.
В случае простоя, вызванного поломкой оборудования или другими обстоятельствами, препятствующими выполнению трудовых обязанностей, работник обязан незамедлительно уведомить об этом своего непосредственного руководителя либо другого представителя работодателя (ст. 157 ТК). На основании соответствующей докладной или служебной записки может быть оформлен приказ.
Как составить приказ о простое?
Приказ о простое составляется в произвольной форме. В «шапке» указываются сведения, которые стандартны для всех приказов: наименование организации или Ф.И.О. предпринимателя, название приказа, его номер и дата утверждения.
В приказ об объявлении простоя, как правило, включают:
-
причину простоя;
-
даты начала и окончания отсутствия работы (или событие, при котором компания выйдет из простоя);
-
состав структурных подразделений или конкретных работников с указанием их должностей, в отношении которых введен режим простоя;
-
указание на необходимость присутствия или отсутствия на рабочем месте;
-
описание того, как будет производиться оплата вынужденного простоя, в каком размере и порядке.
Если дата окончания точно не известна, то прописывают формулировку с привязкой к определенному событию. Например, это может быть выполнение основных договорных обязательств со стороны поставщиков или контрагентов. При оформлении простоя с неопределенной датой окончания в момент совершения события необходимо составить отдельный распорядительный акт об окончании простоя. С этим документом сотрудников желательно ознакомить под подпись.