Взаимозачет – это способ исполнения обязательств, при котором две организации взаимно уменьшают задолженности друг перед другом. Это удобный инструмент расчетов, позволяющий снизить объем денежных переводов и ускорить закрытие обязательств. Его оформление требует соблюдения определенных правил, чтобы избежать претензий со стороны контрагентов и налоговых органов. Предлагаем составить акт взаимозачета по образцу в конце статьи.

Образец акта о взаимозачете

Зачет встречного однородного требования допускается статьей 410 ГК. Для этого выполняются условия:
-
обе стороны являются кредиторами и должниками одновременно;
-
обязательства являются однородными (обычно денежными);
-
обязательства подлежат исполнению;
-
срок исполнения уже наступил или наступает одновременно.
Пошаговая инструкция по оформлению взаимозачета
1. Проверка условий для взаимозачета
Сначала удостоверьтесь, что в вашем случае по законодательству нет запрета на оформление взаимозачета. Установлены случаи, при которых зачет взаимных требований проводить нельзя. Запрещено оформлять зачет (ст. 411 ГК):
-
по обязательствам, связанным с возмещением вреда жизни и здоровью;
-
по обязательствам по пожизненному содержанию;
-
при взыскании алиментов;
-
в одностороннем порядке, если требования имеют истекший срок исковой давности (п. 3 ст. 199 ГК).
Также зачет невозможен в ряде других ситуаций, предусмотренных специальными нормами законодательства:
-
при расторжении договора участия в долевом строительстве (п. 7 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ);
-
в отношении участника сделки, находящегося в процедуре банкротства, поскольку зачет нарушит установленную законом очередность удовлетворения требований кредиторов (п. 31 ст. 189.96 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ);
-
увеличение уставного капитала ООО без решения общего собрания участников общества, принятого всеми участниками общества единогласно (п. 4 ст. 19 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ).
Если законодательных запретов нет, проверьте всю имеющуюся информацию о взаимных долгах с контрагентом. Перед оформлением взаимозачета необходимо убедиться, что:
-
обязательства действительно существуют (подтверждены договорами, актами, накладными). На этом этапе дополнительно проведите сверку с контрагентом;
-
сумма задолженности известна и подтверждена обеими сторонами;
-
отсутствуют запреты на взаимозачет в условиях договора.
Для того чтобы взаимозачет имел юридическую силу, требования сторон должны соответствовать трем критериям (ст. 10 постановления Пленума ВС РФ от 11.06.2020 № 6). Ниже перечислены условия, которые необходимо соблюсти на момент списания задолженностей.
1. Встречность. Организация должна быть одновременно кредитором и должником по отношению к контрагенту, но по разным обязательствам. Допускается, что плательщиком может выступать третье лицо (п. 4 ст. 313 ГК).
2. Однородность. Зачету подлежат обязательства одинакового характера. После списания задолженности стороны должны оказаться в том же положении, как если бы обязательства были исполнены обычным способом. Зачет неоднородных требований возможен только при наличии соглашения между сторонами (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16).
3. Срочность. Односторонний взаимозачет возможен только после наступления срока исполнения обязательств, если он установлен в документах.
2. Согласование с контрагентом
По закону допустимо одностороннее уведомление о зачете. Достаточно того, что партнер получит ваше заявление или оно будет считаться доставленным по правилам ст. 165.1 ГК (п. 14 постановления Пленума ВС РФ от 11.06.2020 № 6).
Но на практике чаще стороны подписывают двусторонний акт взаимозачета: это снижает риски и повышает юридическую силу операции. Перед составлением документа обязательно подпишите сверку расчетов.
3. Подготовка документов
Для оформления взаимозачета необходимо составить основной документ – акт взаимозачета. При необходимости составляется допсоглашение к договору (если порядок расчетов нужно изменить или если в договоре прямо запрещен взаимозачет).
Как правило, в верхней части документа («шапке») указывается наименование документа с кратким описанием содержания. Ниже прописываются населенный пункт, где находится компания, составляющая акт, и дата его оформления.
Далее вносится информация о первой организации: полное наименование с указанием организационно-правовой формы (например, ИП, ООО), должность представителя (как правило, директор, генеральный директор или иное уполномоченное лицо), а также его фамилия, имя и отчество полностью. Указывается документ, на основании которого это лицо действует (например, устав, доверенность, положение и т.п.).
В основной части акта подробно описываются обстоятельства, при которых возникли взаимные задолженности, с обязательным указанием соответствующих договоров (их номеров и дат). Указываются суммы задолженностей каждой из сторон – как цифрами, так и прописью.
Фиксируется согласие обеих сторон на погашение обязательств посредством взаимозачета. Здесь следует указать, производится зачет в полном объеме или частично. В случае если сумма обязательств сторон различается, нужно указать срок, в течение которого оставшаяся часть долга должна быть погашена.
В заключительной части акта проставляются подписи сторон, указываются должности, фамилии, имена и отчества лиц, подписавших документ.