В статье вас ждет правда о самопремировании гендиректора, о том, можно ли выписать себе миллионную премию без согласия учредителей. Скажем сразу: выплата премии генеральному директору по его желанию, или самопремирование гендира, – вопрос, не урегулированный законом.

Может ли генеральный директор сам себе выписать премию

По логике гендир – это наиболее авторитетный, полномочный представитель фирмы, ему даже доверенность не нужна. Если он вместе со всей командой ударно потрудился, увеличив прибыль в разы, оставив конкурентов за флагом, – почему бы ему не отметить себя премией?
Если гендир единственный участник и учредитель, то проблем, как правило, не возникает, но если нет, то самопремирование без согласования – крайне опасная затея. Ведь по общему правилу не гендиру решать, заслужил он премию или нет. Но обо всем по порядку, и начнем с простого.
Единственный участник-гендир выписал премию самому себе
Представим, что у нас есть ООО и его гендир, который к тому же является единственным участником.
Генеральный директор считает, что заслужил премию. При каких условиях он вправе назначить ее себе, и не будет ли претензий? Спойлер: если премия выплачена в рамках трудовых отношений, с нее удержаны НДФЛ, взносы, то оснований для претензий нет.
А чтобы не было сомнений в том, что выплата произведена именно в рамках трудовых отношений, проще всего заключить трудовой договор. В нем и прописать основания и порядок премирования, поскольку премирование – это вид поощрения добросовестного трудящегося (ч. 1 ст. 191 ТК), а премия – стимулирующая выплата, часть зарплаты (ч. 1 ст. 129 ТК).
Можно и не подписывать трудовой договор. Однако в этом случае есть риск возникновения проблем с включением в расходы сумм оплаты труда (в т.ч. премии). Чаще всего удается отстоять расходы на выплату премий даже в отсутствие трудовых отношений, но приходится судиться (см., например, вердикт АС Поволжского округа от 19.06.2020 № Ф06-60980/20).
Могут возникнуть и претензии относительно незаключения трудового договора.
Заключать трудовой договор с единственным учредителем (участником) разрешено и законно по следующим резонам.
- Ни ТК, ни какой-либо иной закон не говорит о том, что на единственного участника (учредителя) – руководителя не распространяется трудовое законодательство. Это была бы чистой воды дискриминация. Нельзя запретить заключать трудовой договор, потому что, в частности, трудовой договор защищает права человека. Запретить кому-то заключать трудовой договор нельзя, и труд свободен (ст. 37 Конституции, постановление КС от 15.03.2005 № 3-П).
- Если с директором – единственным участником был заключен трудовой договор, то на него распространяются нормы трудового законодательства (определение ВС от 28.02.2014 № 41-КГ13-37).
- В ряде удивительных по категоричности разъяснений Роструд утверждает, что на единственных участников (учредителей) «трудовое законодательство не распространяется» (см., например, письмо от 29.07.2021 № ПГ/20827-6-1). Этот вывод делается со ссылкой на ч. 2 ст. 273 гл. 43 ТК, хотя в ней ясно сказано, что:
Особенности регулирования труда, предусмотренные настоящей главой, распространяются на руководителей… за исключением тех случаев, когда:
...руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества…
То есть на единственных учредителей, которые являются и руководителями, не распространяется лишь гл. 43 ТК, потому что они как собственники имущества фирмы-работодателя не нуждаются в особых гарантиях, которые устанавливает эта глава. Только одна глава, но не ТК вообще. Иной подход нарушал бы их законные трудовые права (см. определение ВАС от 05.06.2009 № ВАС-6362/09).
Да и ситуация получается странная: фирма твоя собственная, а ты не можешь в ней работать по трудовому договору, как нормальные люди. Или работаешь, но не имеешь права на социальное страхование.
Возможно, кто-то вслед за Рострудом скажет: так ведь нельзя подписывать трудовой договор одним и тем же лицом от имени работника и от имени работодателя! Мы же (вслед за законодателем и многочисленными судами) ответим: в данном случае не происходит заключения договора с самим собой.
Учредитель – законный представитель ООО-работодателя не от своего имени заключает договор с собой как руководителем, а от имени представляемого ООО, что соответствует положениям ст. 20, 56, 57 ТК.
Впрочем, отдадим должное Роструду: он не говорит о том, что его письма – это нормативные акты, и признает, что ВС считает законным заключение трудового договора с директором – единственным участником ООО (см. определение от 28.02.2014 № 41-КГ13-37).
На практике у проверяющих не возникает вопросов к формулировкам такого рода:
И, пожалуй, основной тезис: фактически трудовой договор вступает в силу с момента допуска к работе (ст. 61 ТК). Если гендир уже работает в этом качестве, то трудовой договор уже вступил в силу, осталось закрепить его на бумаге.
Итак, чтобы выплата премии генеральному директору – единственному участнику не порождала никаких вопросов у налоговиков, нормы о премировании проще закрепить в трудовом соглашении с ним. Тогда не будет ни разночтений, ни претензий от контролеров. У ГИТ вероятно не будет претензий, потому что нет нарушений трудовых прав. И налоговики не будут задавать вопросы, ведь трудовой договор налицо – значит, все выплаты по нему являются трудовыми, и их можно учесть в расходах.
Но, повторимся, можно и не оформлять трудовой договор. В таком случае, чтобы премия генеральному директору ни у кого не вызывала вопросов, необходимо:
-
в уставе прописать право генерального директора принимать решения о назначении себе премии;
-
оформить конкретный порядок премирования. Оптимально в ЛНА, например в положении о премировании генерального директора.
Надо каждый раз оформлять решение о выплате премии генеральному директору – единственному участнику, в котором прописывать основания для поощрения, давать ссылку на положение устава и т.п. И обязательно указывать, за что именно выплачивается поощрение, за какой период и в каком размере. Также надо издавать приказы.
Если руководитель – не единственный участник (учредитель)
В этом случае руководитель по общему правилу не вправе премировать сам себя без согласования с советом директоров, участниками ООО. Если, конечно, иное не записано в уставе и (или) трудовом договоре с ним, что вряд ли.
Если документально такое право не закреплено, то премия генеральному директору выписывается по решению участников ООО или совета директоров: оформляют протокол с соответствующим положением, издают приказ, который подписывает лицо, уполномоченное уставом, – скорее всего, в ООО это председатель совета директоров (ст. 32, 39, 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ, далее – Закон об ООО).
Если же гендир, не обладая правом на самопремирование, без согласования с участниками, советом директоров выплатит сам себе поощрение, то они как заинтересованные лица от имени ООО могут подать в суд и потребовать возмещения убытков в виде суммы премии (ст. 277 ТК, ст. 15 ГК, ст. 44 Закона об ООО, п. 6 постановления Пленума ВС от 02.06.2015 № 21).
На чью сторону встанет суд
Судебная практика по этому вопросу уже сложилась: гендиректор вправе издавать приказы о применении мер поощрения в отношении подчиненных ему работников общества, но не в отношении самого себя (определение от 01.11.2024 № 310-ЭС24-17558). Таких решений много, при желании их можно найти в свободном доступе.
Приведем наиболее яркий пример из недавней практики. Гендир сам себе выплатил в качестве премии 48 331 922 руб. 56 коп., причем нижестоящие суды не увидели ничего плохого:
-
общество «не обеднело», т.е. негативных последствий для общества не было;
-
выплаты «фактически» были одобрены, ведь общее собрание согласовало результаты ревизий, аудиторских проверок;
-
в уставе было прописано право гендира премировать себя – правда, с одобрения совета вышестоящего органа управления общества.
И вообще, так всегда делали («устоявшаяся практика ведения хозяйственной деятельности»).
ВС определением от 11.04.2025 № 305-ЭС24-22998 указал на очевидное: поведение управленца недобросовестно. В условиях явного конфликта интересов он действовал не в интересах фирмы, а в своих собственных. Он не получал одобрения совета директоров на выписку премии самому себе, предоставляя им недостоверные сведения, а сам между тем выводил средства и многое другое. «Точно никаких нарушений не было?» – с этим вопросом ВС отменил все решения и направил дело обратно для более тщательного рассмотрения.
К чему могут быть вопросы у налоговиков
Отметим, что выплата генеральному директору премии, особенно крупной, скорее всего, заинтересует налоговиков. Тем более если премию выплачивают учредителю (участнику), с которым не заключен трудовой договор, или при явной убыточности деятельности фирмы, а при этом нет документов (например, положения о премировании руководителя), в которых прописаны условия, критерии премирования, дана ясная система оценки достижений, за которые поощряют. Если налоговая исключит из прибыльных затрат суммы выплаченных премий генеральному директору, то отстоять такие расходы будет трудно. Только если есть действительно веские, документальные доказательства, что поощрение выплачено за хорошие результаты работы.