Мы проанализировали новый закон о платформенной экономике (Федеральный закон от 31.07.2025 № 289-ФЗ) и можем вас заверить: надо начинать готовиться уже сейчас, если хотите торговать (а не прогорать) на маркетплейсах в 2026 году. С 1 октября 2026 г. многое изменится. Рассказываем о том, что важно знать продавцу.

Закон о маркетплейсах. Как работать с 2026 года

Почему Закон о маркетплейсах важен? Четко установлено, что за качество товара отвечает продавец, не маркетплейс, что для торговли на маркетплейсе должен быть заключен договор с определенными условиями. Закон вводит гарантии от внезапных распродаж за счет продавца, повышения комиссии, а также неоправданного понижения в выдаче. Будет введен порядок обжалования действий маркетплейсов и многое другое.
Что такое маркетплейс и кто за что отвечает
Если применять аналогию с рынком, то маркетплейс – это управляющая компания, а продавцы – арендаторы. Все маркетплейсы будут включаться в спецреестр, но детали пока неизвестны, Правительство определит их позже.
С 1 октября 2026 г. все споры исключены: маркетплейсы – не продавцы, а посредники, в пространстве Закона РФ о защите прав потребителей от 07.02.1992 № 2300-1 – владельцы агрегаторов.
Поясняем: если покупатель приобрел выставленные продавцом кроссовки на условном «ВБ» и обнаружил брак, то претензия адресуется продавцу, а не «ВБ». Хотя сами маркетплейсы должны будут обеспечить возможность подать эту претензию через свою платформу.
Договор с маркетплейсом – технология безбумажная, но не беспроблемная
Без договора нет доступа к ЛК, нет продаж. Контракт заключается в цифровом виде, оферта размещается на платформе маркетплейса (ч. 1 ст. 5 Закона о маркетплейсах). Единой нормативно установленной формы нет, равно как и не определен вид такого договора – в принципе, это оправданно. Установлены обязательные условия такого соглашения (ч. 4 ст. 5 Закона о маркетплейсах), и вам необходимо внимательно изучить:
-
требования к продавцам, к ПВЗ;
-
условия о штрафах, санкциях;
-
порядок расчета комиссий маркетплейса;
-
алгоритмы и сроки взаиморасчетов;
-
порядок продаж, в особенности установления цен и скидок (подробности ниже).
Заключенный договор будет размещен в вашем ЛК.
Маркетплейс должен проверять информацию о продавцах как минимум по ЕГРЮЛ, ЕГРИП – но не только: будут еще сведения, которые надо будет проверять. Правительство определит их позже. Но в любом случае ясно, что нелегальные продавцы не пройдут.
Теперь о наболевшем…
Когда маркетплейс может изменить правила игры (и почему вас это не подкосит)
Да, маркетплейс менял и будет менять условия в одностороннем порядке. Однако в будущем далеко не все и не вдруг. О большинстве изменений маркетплейс обязан будет предупреждать в электронном виде, направляя уведомление в ЛК (не забывайте: все, что приходит в ЛК, надо читать, а не просто отмечать прочитанным).
В какие сроки должно прийти уведомление:
-
по любым изменениям – не позднее чем за 15 дней до вступления в силу поправок;
-
по критическим изменениям (повышение комиссии, штрафов, корректировки условий приемки, хранения, доставки, выдачи и т.п.) – не менее чем за 45 дней (ст. 12 Закона о маркетплейсах).
С нарушением указанных сроков, а то и вообще без уведомления можно изменять условия, которые:
-
улучшают положение продавца, владельца ПВЗ;
-
обусловлены требованиями закона РФ. Например, новая группа товаров подлежит маркировке – маркетплейс вправе рассчитывать на то, что об этом и без него узнают.
Уведомления должны направляться так, чтобы была доступна реакция на них (обратная связь).
Как формировать карточки товаров, чтобы их пропустили
Маркетплейс отвечает за проверку карточек до публикации: если что-то не так, он не должен их пропустить. Даже не пытайтесь публиковать карточки с товарами, изъятыми из оборота, а также товарами без необходимых разрешений (чч. 1, 2 ст. 7 Закона о маркетплейсах). Помимо общего описания товаров (работ, услуг), придется указывать в карточке (ст. 7 Закона о маркетплейсах):
-
сертификаты, лицензии, разрешения;
-
подтверждение соответствия;
-
информацию о маркировке, а также то, что товар в принципе подлежит маркировке;
-
уведомление покупателя о том, что маркетплейс – не продавец;
-
сведения о регистрации в «Честном знаке».
Карточки, не соответствующие требованиям, маркетплейс не даст разместить, а уже размещенные удалит.
Также не разместят карточки, в которых предлагаются (ч. 2 ст. 7 Закона о маркетплейсах):
-
незарегистрированные БАДы, лекарства, агрохимикаты, медизделия без регистрации;
-
маркируемые товары без маркировки, предлагаемые к реализации продавцом без регистрации в «Честном знаке».
Начинайте ревизию ассортимента прямо сейчас и убедитесь в том, что есть все необходимые сведения, сертификаты, регистрации и т.п.
Сможет ли маркетплейс самовольно делать скидки?
Представьте себе – да! Но только тогда, когда вы уже дали свое согласие на такой дисконт. А именно: заранее установили минимальную цену на товар и указали на срок действия такого согласия и (или) количество товаров, на которые распространяется эта цена. Внимание: если в ЛК будет такое согласие, то маркетплейс не обязан уведомлять вас о том, что делает скидку (ч. 2 ст. 9 Закона о маркетплейсах).
В общем же порядке на объявление скидки нужно получать согласие продавца: маркетплейс должен запросить его не менее чем за пять рабочих (!) дней до распродажи. Продавец дал согласие – скидка применяется, не дал – не применяется. Более того, согласие в любое время можно отозвать.
Как это будет на практике – покажет время. Но очевидно, что уже сейчас надо прорабатывать стратегию скидок. И крайне желательно все решения закреплять письменно – на случай, если придется спорить.
Какие санкции может применить маркетплейс
Как и любой другой участник гражданского оборота, маркетплейс вправе применить универсальные инструменты, т.е. меры гражданско-правовой ответственности, прописанные в вашем с ним договоре (п. 3 ч. 4 ст. 5 Закона о маркетплейсах).
Маркетплейс вправе ограничить показ или вообще снять с размещения карточку, если (ст. 13 Закона о маркетплейсах):
-
в ней предлагается запрещенный товар, товар предлагается с нарушением требований и т.п.;
-
это предписано судебным решением, актом органа госвласти;
-
это возможно по условиям договора с маркетплейсом.
Маркетплейс может заморозить ваш ЛК, если:
-
это необходимо по закону;
-
это возможно по договору;
-
ЛК взломан.
Но все эти меры принимаются не вдруг. Сначала маркетплейс должен направить подробное, мотивированное уведомление, по общему правилу – не позднее чем за три дня до применения санкций. Но если того требует закон, судебный вердикт, орган госвласти, то возможно наложение санкций день в день.
Если продавец устранил нарушение, то стоит уведомить маркетплейс: «Я устранил нарушение. Вот подтверждение» – и по закону маркетплейс обязан восстановить доступ в течение 48 часов (ст. 13 Закона о маркетплейсах).
Как спорить с маркетплейсом
Если вас незаконно оштрафовали, пессимизируют, скрыли ваш товар, заморозили ЛК и т.п. (по инициативе маркетплейса, не по закону, требованию суда и т.п.), то не надо сразу обращаться в суд. Установлен обязательный досудебный порядок, в ЛК должна быть возможность обратиться с жалобой (ст. 14 Закона о маркетплейсах). В течение 15 дней должен быть дан ответ. Жалоба обоснованна – в течение 48 часов нарушения устраняются. Это общий порядок, и, учитывая высокую социальную значимость маркетплейсов, Правительство наверняка установит дополнительные требования к досудебному урегулированию, иначе суды будут завалены исками – в этом можно не сомневаться.
Претензии потребителей
Претензии по качеству потребитель будет направлять через маркетплейс (ч. 3.1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей в ред. от 31.07.2025 № 290-ФЗ), но вам.
Когда потребитель отказывается исполнить договор и требует вернуть деньги, маркетплейс обязан:
-
обеспечить возможность вернуть деньги, уплаченные через его платформу;
-
если товар доставлен с помощью логистической инфраструктуры маркетплейса, вернуть товар через ПВЗ с использованием этой же инфраструктуры (ч. 4 ст. 18 Закона о маркетплейсах).
И, конечно, если продавец отправил идеальный товар, но маркетплейс его повредил и продавец вернул покупателю деньги, то их можно взыскать в порядке регресса с маркетплейса. Это общее правило ст. 1081 ГК теперь будет прописано и в ч. 6 ст. 5 Закона о маркетплейсах.
Честная игра: продвижение и выдача – без фаворитов
По закону маркетплейс не может по собственному желанию пессимизировать одних продавцов и продвигать выше других. Все продавцы имеют право на равные условия для участия в акциях и продвижении. Поисковая выдача должна учитывать предпочтения покупателя (цену, рейтинг, доставку), а не личные симпатии маркетплейса (ст. 10 Закона о маркетплейсах).
Итак, Закон о маркетплейсах – повод не для паники, а скорее для осторожного оптимизма. Законодатель попытался сделать так, чтобы легальные, добросовестные продавцы перестали быть угнетенными. Начинайте готовиться к изменениям уже сейчас, чтобы продолжать вести бизнес на маркетплейсах спокойно и уверенно.